В.Путин: Уважаемый господин Федеральный канцлер!
Уважаемые дамы и господа!
Только что завершились ежегодные российско-германские межгосударственные консультации. В этот раз они прошли в самом сердце уральского края – в Екатеринбурге. И, пользуясь случаем, хочу еще раз искренне поблагодарить руководство города и горожан за гостеприимство. Думаю, что расширение географии наших двусторонних встреч – это еще и хорошая поддержка регионального сотрудничества.
С Федеральным канцлером начиная с 2000 года мы встречались в различных форматах уже более двадцати раз. Такая интенсивность контактов полностью отражает динамику российско-германского взаимодействия. Кроме того, как это и предусмотрено форматом консультаций, здесь, в Екатеринбурге, параллельно работали российские и германские министры. Они доложили нам о практических итогах работы по своим направлениям и планах на перспективу.
Позитивные результаты очевидны. Двусторонний товарооборот с 1999 года вырос на 80 процентов и сейчас составляет порядка 25 миллиардов евро. Германия – не только наш ведущий торговый партнер, но и лидер по объему инвестиций в российскую экономику – примерно 17 процентов.
На очереди – продвижение производственной кооперации. Особенно в высокотехнологичных и наукоемких областях. Здесь уже есть целый ряд интересных идей и проектов. И мы поручили нашим министрам науки организовать в 2004 году специализированный форум по высоким технологиям.
Эффективно работает стратегическая Группа по вопросам торгово-экономического и финансового сотрудничества. Ее поддержку получили ряд проектов в области энергетики, транспорта, авиации, космоса, автомобилестроения, металлургии.
В эти дни исполнилось 30 лет с начала масштабных поставок в Германию нашего газа. Энергетическая сфера и сегодня остается стратегическим направлением сотрудничества. В следующем году состоится «энергетический саммит» ведущих российских и германских компаний, который, уверен, позволит существенно расширить наш энергодиалог.
Среди других обсуждавшихся тем общеевропейского формата – широкие перспективы кооперации в транспортной сфере. В том числе между ОАО «Российские железные дороги» и «Дойче Бан».
Также обсудили сотрудничество по линии противодействия чрезвычайным ситуациям. Поддержана инициатива МЧС России по созданию европейского центра борьбы с катастрофами.
Отмечу, что в последние месяцы Россия и Германия весьма интенсивно работают по ключевым вопросам международной политики. Мы выступаем с близких позиций практически по всем проблемам, включая такие, как восстановление Ирака при ведущей роли ООН, урегулирование ситуации в Афганистане и на Ближнем Востоке.
В целом Россию и Германию объединяет общая приверженность принципам демократического, справедливого мироустройства, укрепления ООН и институтов международного права.
С господином Федеральным канцлером мы приняли решение создать межведомственную рабочую группу по борьбе с международным терроризмом, нераспространению оружия массового поражения и противодействию наркоугрозе. Это реальное подтверждение высокого уровня нашего партнерства.
Мы хорошо понимаем, что в борьбе с общими угрозами необходимо самое широкое сотрудничество всех государств. Следуя этой логике, мы заключили межправительственное соглашение о транзите немецкого персонала и военного имущества через территорию России для участия в операциях по укреплению безопасности в Афганистане. Это конкретный вклад России в усиление ООН в этом регионе. Но должен сказать, что это еще одно наше практическое взаимодействие в сотрудничестве с НАТО.
Еще один итог наших переговоров в том, что подтвержден настрой на взаимодействие в рамках инициатив «восьмерки». После саммита в Кананаскисе достигнут значительный прогресс в реализации и согласовании наших проектов в области уничтожения химоружия, утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава. Последовательной реализации мероприятий в этой чувствительной сфере призваны содействовать подписанные накануне консультаций, а также здесь – несколько минут назад – важные межведомственные соглашения.
С господином Федеральным канцлером мы едины во мнении, что одно из ключевых звеньев наших добрососедских отношений – это развитие культурных, молодежных и образовательных обменов. Особое значение имеет здесь масштабная акция – «Российско-германские встречи 2003–2004 годов», в рамках которой с большим успехом проходит Год российской культуры в Германии.
Мы договорились и впредь содействовать развитию прямых контактов между школьниками и студентами наших стран. Новые возможности здесь видим в связи с присоединением России к болонскому процессу и решением германской стороны продлить до 2007 года программу повышения квалификации российских специалистов.
Мы подробно обсудили вопросы в визовой сфере. Российская сторона последовательно выполняет свою часть обязательств в рамках продвижения к безвизовому режиму с Европейским союзом. Так, мы договорились об учреждении в Калининграде генерального консульства ФРГ. Рассчитываем, что это решение позволит сгладить для калининградцев часть проблем в визовой сфере.
Мы также считаем, что в первую очередь упрощение визового режима должно затронуть молодежные и культурные обмены. Министрам иностранных дел дано поручение в возможно сжатые сроки подготовить на этот счет специальное межведомственное соглашение.
Подводя общий итог, хотел бы особо подчеркнуть нашу готовность и стремление выстроить партнерские отношения с Германией на долгосрочную перспективу. Развивать их на всех уровнях и по всем направлениям.
Благодарю за внимание.
* * *
Вопрос: У меня вопрос к Федеральному канцлеру и Президенту России. Вы очень часто встречаетесь, скажите, можете ли вы констатировать, что встречи ваши приносят результаты, и эти доверительные отношения, которые сложились между вами, распространяются на российских и немецких политиков, бизнесменов, которые наполняют содержанием двусторонние отношения?
В.Путин: Знаете, когда мы вчера расстались, эта мысль как раз пришла в голову – что чем чаще мы встречаемся, тем диалог становится более и более доверительным, более открытым, более непринужденным. И конечно, межгосударственный уровень сейчас очень высокий, мы этим довольны, но это не значит, что у нас нет никаких проблем.
Мы сталкиваемся с этими проблемами в текущей жизни постоянно. А вот доверительный уровень личных отношений позволяет с большей эффективностью для обоих государств эти проблемы решать. Сегодня, на встрече бизнес-сообществ, мы отметили, что чувствуется позитивный настрой с двух сторон. Люди, которые работают в этой сфере, конечно, не всем довольны, но ощущается явный прогресс в двусторонних экономических отношениях – и по тому, что сделано в этих отношениях, и по тому, что намечено на ближайшую перспективу. Я хотел бы выразить надежду на то, что хотя бы маленькая часть того позитива, который наблюдается, происходит в том числе и благодаря нашему взаимодействию с Федеральным канцлером.
* * *
Вопрос: Владимир Владимирович, почему Вы выбрали Екатеринбург в качестве места встречи?
В.Путин: Мы хотим расширять географию наших встреч, и это должны быть не только Москва и Петербург. Урал – это очень мощный, индустриально развитый регион России. Здесь немецкие фирмы представлены очень хорошо, работают активно. Сегодня нам губернатор рассказывал о крупных региональных проектах. Почти в каждом из этих проектов задействованы немецкие предприниматели, немецкие фирмы. Счет на контракты идет на десятки миллионов, а может, и сотни миллионов евро.
Глава германского министерства по делам семьи, пожилых людей, молодежи сегодня тоже очень правильно сказала, что сегодня мы должны расширять географию молодежных и других обменов. Эти обмены не должны только ограничиваться молодыми людьми из Москвы и Петербурга, это должна быть молодежь из других регионов Российской Федерации. Приближение таких встреч непосредственно к регионам, на мой взгляд, способствует решению этой задачи.
Сегодня Эдуард Эргартович показал нам фигурку Хозяйки Медной горы, по сказкам Бажова. Она является хранительницей богатств Урала и допускает к этим богатствам только порядочных, честных, деловых людей, к каким, безусловно, относятся наши немецкие партнеры. Я от своего имени и от имени губернатора хотел бы эту фигурку из серебра передать господину Федеральному канцлеру.
* * *
Вопрос: Не считаете ли Вы, что новую резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку лучше принять до начала конференции стран-доноров в Испании? И второй вопрос: допускает ли Россия возможность осуществления расчетов за нефть в евро?
В.Путин: Нам бы очень хотелось, чтобы до этой конференции нам удалось согласовать в Совете Безопасности ООН резолюцию. Мне кажется, что это было бы хорошей основой для работы на конференции. Я еще в Нью-Йорке проинформировал Федерального канцлера, Президента Франции, что мы примем участие в этой конференции скорее всего в виде наблюдателей. Мы хотим быть в курсе того, что происходит в этой сфере. На мой взгляд, Ирак нуждается в больших средствах, но эффективное их применение возможно только в случае политического урегулирования.
И второй вопрос был о возможности расчетов по нефтяным сделкам в евро. Конечно, это возможно. Это не только от нас зависит – российские участники рынка продают нефть и нефтепродукты на мировых рынках, на соответствующих биржах, а там торговля идет в долларах.
В целом мы этого не исключаем. И считаем, что это вполне возможно, что это будет интересно для наших европейских партнеров, потому что, как Вы знаете, совсем недавно Россия вышла на первое место в мире по ежедневной добыче нефти. Мы обогнали всех производителей нефти по абсолютным величинам добычи. Тем не менее мы не хотим нанести ущерб ценовой политике на мировом рынке, мы считаем, что они должны быть справедливыми, не завышенными, но и не заниженными. Поэтому за объемом добычи и транспортировки мы будем внимательно следить и контролировать.
* * *
Вопрос: Господин Канцлер, господин Президент, вы только что говорили о сближении позиций, о единых позициях по многим международным вопросам, в том числе и по Ираку. Чем продиктовано это сближение, это тактический интерес или это стратегическое сближение?
В.Путин: Я считаю, что наши отношения носят стратегический характер, и связано это не с тем, что мы испытываем личные симпатии друг к другу и у нас сложились хорошие дружеские отношения. Это продиктовано прежде всего совпадением государственных интересов России и Германии по очень многим направлениям двусторонних отношений и международной жизни.
Мне приятно отметить, что в России сложился определенный национальный консенсус по развитию отношений с Германией. У нас практически все политические силы, которые внутри страны друг с другом спорят и спорят очень жестко, позитивно относятся к развитию отношений с Германией.
И примерно то же самое я наблюдаю в Германии. У меня есть возможность общаться с руководителями оппозиции Германии. Я знаю, как они относятся к развитию отношений с нашей страной, и это все дает основания говорить, что у Германии есть серьезный настрой на строительство отношений с Россией на длительную перспективу. Мы смотрим на это не с точки зрения интересов сегодняшнего дня, а с точки зрения перспектив исторического развития в Европе и в мире. И, на мой взгляд, это очень солидная основа для развития межгосударственных связей.