В.Путин: Уважаемые господа!
Рад вас видеть на этот раз в Москве. Это, по‑моему, наша третья встреча. Мы встречались также в Лондоне. И должен сказать, что это соответствует характеру отношений, которые сложились у Вашей компании с Россией за более чем столетнюю историю. По‑моему, и создавалась эта компания прежде всего для закупок сырья – тогда керосина – у нас в Закавказье.
И сейчас компания «Шелл» является одним из серьезнейших инвесторов в России. Конечно, основной проект – это «Сахалин-2». На мой взгляд, он развивается неплохо. Я и мои коллеги готовы обсудить с Вами все, что Вас интересует. Знаю, что есть и другие проекты. Поговорим и на эти темы.
В целом в последнее время ситуация на рынках России улучшается. Мне бы хотелось выслушать на этот счет Ваше мнение. Во всяком случае, объективные данные, объективные цифры свидетельствуют именно об этом. За первые шесть месяцев текущего года прямые инвестиции в российскую экономику значительно выросли. Они, конечно, пока не носят астрономического характера – 12,7 миллиарда долларов, но рост по сравнению с тем же периодом прошлого года значительный – в полтора раза.
Что особенно приятно, впервые за новейшую историю России мы наблюдаем абсолютно чистый приток частного капитала в Российскую Федерацию за тот же период времени в объеме 2,6 миллиарда долларов.
Здесь, конечно, ссылки на благоприятную экономическую конъюнктуру не очень состоятельны. Это все‑таки результат последовательной экономической политики российского Правительства. И прежде всего это макроэкономическая стабильность, достигнутая за последнее время.
Конечно, инфляция у нас пока значительно выше, чем в странах с развитой экономикой – в Европе или Северной Америке. Вместе с тем нам удается понижать инфляцию из года в год, практически в запланированных рамках. Во всяком случае, это стабильное снижение и прогнозируемый курс национальной валюты.
Мы регулярно и в полном объеме выплачиваем все наши внешние долги, и как Вы знаете, без внешнего рефинансирования. Это все тоже свидетельство позитивных изменений в российской экономике, показывает ее устойчивость.
Нам еще очень много предстоит сделать. Мы это понимаем. Программа реформ, которая была принята еще три года тому назад, будет продолжаться последовательно, без рывков, без того, чтобы создавать какие‑то социальные проблемы. Но мы будем осуществлять и налоговую реформу. С 1 января 2004 года запланировали дополнительное снижение НДС на 2 процента. Будем немного переформатировать и другие налоги. В 2005 году единый социальный налог снизим, и так далее. Мы будем проводить целый комплекс мер, в том числе в социальной сфере, в системе пенсионного обеспечения.
Много вопросов связано с избыточным давлением административного аппарата на бизнес. Нам нужно укреплять судебную систему. Здесь принят ряд очень важных решений. Нужно добиться того, чтобы все это заработало на практике. Во всяком случае, мы полны решимости создавать и укреплять нормальные хорошие условия для вашей работы.
Вы, я знаю, интересуетесь не только нефтяными проектами на Дальнем Востоке, но и газовыми проектами. У нас, мне кажется, может быть крупномасштабное совместное сотрудничество на китайском направлении.
В общем, действительно есть о чем поговорить. Мы рады Вас видеть в Москве. У нас есть взаимные интересы, но почти нет спорных вопросов. Я имею в виду прежде всего в сфере конкуренции. Есть общие интересы. Я слышал, Вы интересуетесь северным маршрутом возможного газопровода. Очень много проблем. Это требует, безусловно, внимательного рассмотрения. Требует того, чтобы интересы Ваши и Ваших российских партнеров не были просто обсуждены, но и были найдены соответствующие решения, которые устраивают все стороны. Надеюсь, так оно и будет. Так же, как это у нас произошло по проекту «Сахалин-2».
Я только что разговаривал с Премьер-министром Японии. И так я понял, что японская сторона не только удовлетворена проектом «Сахалин-2», но и рассматривает возможность участия в других проектах.