В.Путин: Мы продолжили наши консультации вчера вечером и сегодня утром. Вы знаете, и Премьер-министр сейчас об этом упоминал, о нашем визите на крейсер «Москва». Связано это с углубляющимся сотрудничеством между нашими вооруженными силами, дальнейшей интеграцией России в структуру НАТО, с нашими планами по углублению сотрудничества в деле предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Мы имели возможность посмотреть на работу нашего нового самолета «Бе-200», который по своим техническим характеристикам не имеет аналогов. Он в несколько раз лучше того, что уже сейчас имеется в мире в этой сфере. И мы с вами понимаем, насколько эффективна была бы работа по борьбе с пожарами, в том числе и в Европе, если бы наши страны были оснащены подобной техникой.
Мы говорили о тех учениях, которые запланированы нашими военнослужащими, нашими моряками. В рамках этих учений предусматривается работа по спасению на море. Имея в виду и ту трагедию, с которой мы столкнулись сегодня в Баренцевом море на Северном флоте России, ясно, что эта тема продолжает быть актуальной.
Должен сказать, что по военно-технической тематике у нас есть хороший повод для сотрудничества с Италией. Я имею в виду самолет «Як-130». Это боевой и тренировочный самолет. Мы его делали вместе с итальянскими партнерами. Но должен сказать, что и в работе над самолетом «Бе-200», который вы видели сегодня, на первой стадии принимали участие итальянские специалисты.
Мы говорили на эти темы, и здесь, повторю, у нас есть очень хорошие перспективы. Но и, кроме всего прочего, совместная работа в этих областях, вне всякого сомнения, будет способствовать укреплению российской и европейской безопасности, а также стабильности в мире.
Еще одно направление сотрудничества, которое мы обсуждали, – это координация наших усилий на общеевропейском пространстве. В этом смысле председательствование Италии в ЕС имеет для нас существенное значение. Мы работаем над тем, чтобы подготовить продуктивный саммит «Россия–ЕС» в Риме в ноябре текущего года.
Нам еще предстоит поговорить по некоторым проблемам международного плана. Мы сегодня с утра обсуждали еще раз проблему Ирака, затронули Ближний Восток, и это в программе повестки дня на оставшееся время – на сегодняшний вечер и на завтрашнее утро, так же, как и некоторые вопросы взаимодействия между Россией и ЕС, которые для нас представляют первостепенное значение в контексте нашего взаимодействия со Всемирной торговой организацией, и по некоторым другим вопросам. Повторяю, это все будет предметом особого обсуждения на саммите в ноябре текущего года. Но сейчас в порядке подготовки к этой ноябрьской работе мы не можем обойти стороной эту тему, мы ее тоже затрагиваем.
В целом, должен сказать, что мы удовлетворены ходом переговоров, ходом наших консультаций. И в заключение я хочу сердечно поблагодарить Премьер-министра господина Берлускони и всех наших коллег за очень хорошую организацию работы и за ту атмосферу, которая была создана для этой встречи. Спасибо за внимание.
Вопрос (газета «Труд»): Вы наблюдали демонстрационные полеты пожарного самолета. Скажите, пожалуйста, как вы смотрите на возможность их использования в европейском пространстве? Насколько они могут помочь в борьбе с пожарами на территории общей Европы?
В.Путин: Хочу облегчить задачу Премьер-министру, потому что лучше знаком с этой техникой. Я уже говорил, что подобных аналогов ни у кого нет. Это самая лучшая машина в мире на данный момент. Она в два раза как минимум по своим характеристикам превышает все то, что в мире есть. Это, конечно, гораздо дешевле, чем потом подсчитывать убытки от пожаров. По имеющимся данным, которые мы получаем из прессы, только в Португалии ущерб от пожаров составил примерно миллиард евро. Я уже не говорю о других европейских странах, о самой России. Наши леса также постоянно страдают от пожаров. Поэтому желательно иметь такую группировку, скажем, в структурах Евросоюза, которая могла бы на условиях лизинга либо приобретать, либо брать самолеты в МЧС России. На мой взгляд, это было бы правильным и полезным. Специалисты только сейчас нам рассказывали о возможностях самолета. Самолет берет воду в глиссирующем состоянии. Он за считанные секунды набирает 12 тонн воды, а современная авиация, которая сейчас используется, может брать на борт только 5,6 тонны. Затем быстро возвращается в район пожара и сбрасывает эту воду. Это в два-три раза эффективнее всего того, что было до сих пор. Я бы не хотел вдаваться в какие‑то технические характеристики. Вы имеете возможность с ними познакомиться. Но, собственно говоря, наша задача не заключается в том, чтобы рекламировать нашу технику. Наша задача заключается в том, чтобы найти такие варианты сотрудничества, которые, вне всяких сомнений, пойдут на пользу как Италии, так и России, как России, так и Италии.
Вопрос (итальянское телевидение, «Canale 5»): Вы говорили о сближении России с Европейским союзом с экономической, культурной точки зрения, говорили также с бюрократической точки зрения, касательно виз. Мы знаем, что сейчас Европа работает над тем, чтобы разработать общую политику своей обороны. Не считаете ли Вы, что Россия должна принять участие в разработке политики общеевропейской обороны?
В.Путин: Вы затронули очень важный вопрос. По сути, от того, как мы будем решать эту проблему, будет зависеть дальнейшая архитектура мировой безопасности. В этой связи хотел бы отметить ту уникальную роль, которую сыграла Италия совсем недавно, когда активно поддержала процесс создания двадцатки Россия–НАТО.
Именно в Италии мы подписали соответствующий документ, который положил начало новому качественному этапу сотрудничества России с Североатлантическим блоком. Мне кажется, что мы уже многократно говорили об этом, и тем не менее я повторю еще раз. У нас не вызывает никаких опасений и проблем тот процесс, который идет сейчас в Европе под названием «европейская политика безопасности». Мы поддерживаем этот процесс. Для нас важно только одно: чтобы этот процесс был ясным, понятным, транспарентным. Мы готовы сотрудничать как с НАТО, так и с европейскими структурами безопасности. Должен сказать, что и сегодняшний визит группы военных кораблей России в Италию, и запланированные учения российских и итальянских моряков, и прошедшие недавно на Севере учения флотов России и Франции, и запланированные в Средиземном море еще одни учения Франции и России – все это свидетельство того, что уровень доверия между Россией и странами НАТО, в том числе между Россией и Италией, возрастает. Я думаю, что это очень важно. Это, безусловно, правильное направление нашего сотрудничества, и мы будем по этому пути продвигаться дальше.
Вопрос («Первый канал»): Каким образом Россия и Евросоюз, который входит в четверку международных посредников по арабо-израильскому урегулированию, в соответствии с «дорожной картой», собираются содействовать этому процессу?
В.Путин: Я не думаю, что мы сейчас в полном объеме готовы отвечать на Ваш вопрос, потому что к проблеме ближневосточного урегулирования мы только что подошли по плану нашей работы. Сегодня утром только в общих чертах затронули эту тему. Эта проблема нами будет обсуждаться сегодня во второй половине дня и завтра утром. Вместе с тем могу сказать, что подход России к ближневосточному урегулированию не изменился. Россия вместе с Евросоюзом и США является соавтором «дорожной карты». И мы будем всячески поддерживать этот процесс. Мы полагаем при этом, что абсолютно недопустимым является использование методов террора при решении политических вопросов. И очень рассчитываем на то, что палестинское руководство сделает все от него зависящее (когда я говорю «палестинское руководство», я имею в виду и Председателя Арафата) для того, чтобы положить конец террору. Рассчитываем, что израильтяне и палестинцы воспользуются этим уникальным шансом, который предоставляется международным сообществом, и будут продвигаться по реализации этого плана.
Вопрос (газета «La Stampa»): Президент Путин, у Вас вчера были контакты с Жаком Шираком и Герхардом Шредером, сейчас три дня будут с Сильвио Берлускони. Учитывая, что сейчас мы говорим о возможности принятия новой резолюции ООН по поводу Ирака, какие могут быть основные направления в этой линии и несколько слов касательно такой деликатной темы – возможность использования там контингента ООН под американским командованием?
В.Путин: Мы проводим постоянные консультации с нашими партнерами и в США, и в Европе, где действительно я постоянно обсуждаю мировые проблемы и с Президентом Франции, и с Герхардом Шредером по этому вопросу. Сегодня и завтра мы будем обсуждать эти темы с Премьер-министром Италии. Наша позиция по иракскому урегулированию понятна, мы ее уже сформулировали. Новая резолюция ООН действительно возможна, и даже целесообразна, но только в том случае, если ООН будет играть существенную роль в обустройстве Ирака, в организации экономической и политической жизни в этой стране, будет реально руководить процессом демократизации иракского общества, созданием легитимных органов власти. Что касается возможного участия многонациональных сил в Ираке под американским командованием, то мы здесь не видим ничего плохого. Это вполне возможно, но для этого должно быть принято соответствующее решение Совета Безопасности ООН.