В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Я хочу подтвердить, мы с Президентом Узбекистана говорили не только долго – разговор был и насыщенным, и весьма результативным. Мы обсуждали практически все стороны нашего взаимодействия.
В первую очередь говорили, конечно, о новых возможностях делового сотрудничества между двумя странами. Это касалось и энергетики в целом, и военно-технического сотрудничества, и легкой промышленности – и некоторых других направлений нашего взаимодействия.
Действительно, долгое время не работала межправительственная комиссия. Мы обновим не только ее состав, но и придадим новый импульс этой работе.
Важное место в наших переговорах заняли вопросы двустороннего газового сотрудничества. Президент Узбекистана об этом тоже сказал, мы будем действовать в направлении реализации соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Такое соглашение было подписано ранее. Мы намерены продвигать его достаточно энергично, придать новое качество и работать, я бы сказал, не только в новом качестве, но и в новых объемах, имея в виду серьезные возможности Узбекистана в этом смысле.
У Узбекистана неплохие перспективы, я бы даже сказал – очень хорошие перспективы. Совсем недавно здесь было руководство «Газпрома», Ислам Абдуганиевич Каримов принял председателя правления. Есть определенные договоренности. Мы окончательно подтвердили эти договоренности на нашем уровне и будем их реализовывать. Речь идет о доразведке, добыче и развитии транспортной инфраструктуры.
Серьезное внимание на переговорах было уделено взаимодействию наших стран в международных структурах. Прежде всего в рамках СНГ, Шанхайской организации сотрудничества. Мы убеждены, что одна из ключевых задач – развитие экономической составляющей СНГ. Я подробно проинформировал Ислама Абдуганиевича о совместной работе с украинскими, белорусскими и казахстанскими партнерами, рассказал, что сделано в направлении создания единого экономического пространства. Мы обменялись мнениями о развитии кооперации в рамках всего СНГ, особенно в свете предстоящего саммита в Ялте.
Тесное взаимодействие России и Узбекистана важно и для решения такой стратегической задачи, как противодействие террористической угрозе. В рамках этой работы еще в Москве, на встрече лидеров Шанхайской организации сотрудничества, мы приветствовали инициативу Узбекистана разместить в Ташкенте Антитеррористический центр ШОС. Ислам Абдуганиевич проинформировал, как идет работа по реализации этой задачи. Нам очень приятно отметить, что в этом направлении мы намерены действовать и дальше в тесном взаимодействии, координировать свои усилия по борьбе с международным терроризмом. Убеждены, что уже сегодня эти структуры, о которых я сказал выше, способны стать значимыми компонентами всей системы безопасности в Центральной Азии.
В ходе нашей встречи мы обменялись мнениями и по актуальным международным проблемам. Мы, действительно, говорили и об Ираке, и о других «горячих точках». Наиболее подробно обсуждали, конечно, события, происходящие в Афганистане. И это понятно, потому что Афганистан находится в непосредственной близости от границ России и совсем близко от Узбекистана. Мне было очень важно узнать и услышать мнение и оценку Президента Каримова по поводу событий, происходящих в Афганистане, по поводу перспектив развития ситуации в этой стране.
В целом считаю, что наши переговоры прошли успешно. Я хочу поблагодарить Ислама Абдуганиевича за приглашение и за конструктивный подход к нашему сегодняшнему мероприятию, к нашей сегодняшней беседе.
Вопрос: Какую роль Вы отводите работе межправительственной комиссии?
В.Путин: Очевидно, что Россия и Узбекистан хотят развивать отношения между собой, хотят углублять это сотрудничество и развивать его. Одним из инструментов реализации этой политики и должна быть межправительственная комиссия. Перед ней стоит несколько задач. Первая заключается в том, что комиссия должна анализировать действующее законодательство в сфере экономического взаимодействия и практику хозяйственной деятельности субъектов экономических связей. Анализируя и то, и другое, должна давать предложения по совершенствованию этих механизмов. Второе, чем должна заниматься комиссия, и на что я очень рассчитываю, – комиссия должна быть хорошим, в прямом смысле этого слова, лоббистом интересов хозяйствующих субъектов двух государств, должна укреплять имеющиеся связи и предлагать новые крупномасштабные проекты, создавая условия для их реализации. Это то, чем должна заниматься комиссия, и, надеюсь, так оно и будет.
Что касается непосредственно вопросов, в том числе и в сфере кооперации, то, должен сказать, такие процессы действительно идут достаточно интенсивно в рамках экономик стран СНГ. Российские предприятия готовы к этому. Это всегда вопрос экономической целесообразности и коммерческого интереса.
Вопрос: В прежние времена текстильная промышленность России основывалась в основном на узбекском хлопке. Как Вы считаете, каковы перспективы восстановления связей в этой сфере, и намерена ли Россия увеличивать объемы закупок хлопка в Узбекистане?
В.Путин: Россия, конечно, заинтересована в том, чтобы обеспечить сырьем свои предприятия легкой и текстильной промышленности. Разумеется, такой интерес есть, был и будет. К сожалению, наша текстильная промышленность в значительном объеме закупает сегодня узбекский хлопок через третьи страны. В этом прежде всего заинтересованы перекупщики и посреднические фирмы и организации. Мы сегодня с Президентом Узбекистана говорили на эту тему. Постараемся сделать все от нас зависящее. Во всяком случае, создать такие условия, которые бы способствовали прямым связям производителей хлопка и предприятий легкой промышленности России.
Вопрос: Здесь уже было сказано, что большое развитие получает деятельность обеих стран в нефтегазовой сфере. А какие еще сферы экономики являются приоритетными для развития сотрудничества между Россией и Узбекистаном?
В.Путин: Я уже называл и легкую промышленность, и военно-техническое сотрудничество, и все, что связано с военно-техническим производством. Понятно, что здесь возможна большая кооперация. Мы могли бы сотрудничать более активно и в области энергетического машиностроения.
Вопрос: Вы только что вернулись из Малайзии, и так получилось, что и российским, и узбекским журналистам не удалось с Вами пообщаться по итогам визита в эту страну. Хотелось бы услышать Вашу оценку, а также оценку того контракта, который был подписан.
В.Путин: Я высоко оцениваю результаты визита в Малайзию. Нам удалось подвести итоги сотрудничества за последние несколько лет, проанализировать механизмы этого сотрудничества. Мы пришли к выводу, что они действуют весьма эффективно.
Что касается контракта, то действительно – это крупный контракт, и, без всяких сомнений, это пойдет на пользу нашей авиационной промышленности. Контракт почти на миллиард долларов. Мне бы хотелось, чтобы наши планы были реализованы вместе с Малайзией и в части обслуживания российской военной техники в этой стране, но, должен сказать, что только самолетами «Су-30МКМ» не ограничивается наше взаимодействие с Малайзией.
Мы говорим и о сотрудничестве по приобретению малайзийской стороной российских вертолетов, говорим о возможности приобретения специальных самолетов гражданской авиации, в том числе и тех, которые применяются при тушении пожаров. Малазийцам очень понравилась эта техника. Мы говорим о кооперации в некоторых отраслях производства. В частности, в электронике, в производстве электротехнической продукции.
Мы строим планы, причем они носят абсолютно конкретный, реализуемый характер, в высокотехнологичных областях, таких, как освоение космического пространства. Малайзия уже запустила один искусственный спутник Земли с нашей помощью. Планируем в ближайшие годы осуществить запуск еще трех-четырех спутников и как минимум один с помощью российского ракетоносителя. Причем у малайзийской стороны есть и такие амбициозные планы, как направление в космос своего космонавта-исследователя. При этом это будет не просто туристический маршрут, а именно исследовательская работа. Малайзия – одна из стран, которая производит большое количество сложной техники. В этом смысле и в космосе есть над чем работать. У Малайзии большие и хорошие планы с точки зрения разведки своих природных ресурсов, ископаемых, и в этом смысле выстраивается неплохая программа по использованию российских возможностей исследования Земли из космоса с помощью космических аппаратов – космическое зондирование Земли.
Это только небольшой список тех проблем, которые мы обсуждали в двустороннем и экономическом плане, они носят очень интересный характер. В этом смысле Малайзию мы можем рассматривать в качестве площадки для продвижения своих экономических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, Малайзия имеет свое собственное лицо в международных делах, и мы обсуждали много проблем, связанных с международной проблематикой: ситуацию в том же Афганистане, в Ираке. Для нас небезынтересна позиция этой страны, несмотря на то, что она, казалось бы, небольшая по размерам – 25 миллионов жителей. Тем не менее с октября текущего года Малайзия возглавит Организацию Исламская конференция. Должен сказать, что и Премьер-министр, и сама страна являются достаточно авторитетными в исламском мире. Это те вопросы, над которыми мы работали, и, хочу еще раз подчеркнуть, мы в высшей степени удовлетворены результатами.