В.Путин: Наша встреча сегодня – о текущей ситуации в Чеченской Республике, состоянии дел в экономике, политической сфере. Думаю, вы согласитесь, что помимо некоторых позитивных результатов еще остается очень много проблем.
Это и террористическая угроза. Бандиты с помощью террористических актов пытаются запугать мирное население. До сих пор, несмотря на всю жестокость, сделать это им не удалось. Надеюсь, не удастся и в будущем. Но в связи с этим возникает много вопросов, особенно связанных с постепенной передачей, как мы и говорили ранее, все больших и больших полномочий правоохранительным органам республики с целью поддержания правопорядка в Чечне. Поговорим на эту тему.
Естественно, самая прочная основа для мирной жизни в Чечне – это успешное решение политических и социально-экономических вопросов в республике. Поэтому затронем, конечно, тему восстановления экономики, поговорим, как функционирует механизм взаимодействия между федеральными и республиканскими органами власти.
Отдельная тема – Грозный. Как идет работа по восстановлению, есть ли вообще что‑либо позитивного там. Прежде чем приступить к реальному восстановлению, там нужно сделать самое элементарное – завалы разобрать хотя бы.
Что касается политической составляющей, то вы знаете, что идет процесс по амнистии. Депутаты Государственной Думы определились. Нам нужно поговорить с вами о том, как в практическом плане будет реализован этот процесс.
Разумеется, нужно будет обсудить и ход работы над договором по разграничению полномочий между федеральным центром и республикой, в рамках конституции республики и Конституции Российской Федерации.
В общем, поговорим по всему комплексу вопросов, с которыми вам приходится сталкиваться ежедневно.
А.Кадыров: Город Грозный – это столица Чеченской Республики, и я хочу сказать два слова об этом городе. На сегодняшний день идет практическая часть расчистки завалов. Задействовано 200 единиц техники, которая работает в ежедневном режиме. И параллельно с этим мы подготовили к сдаче 11 муниципальных домов, в которых мы делаем квартиры. Также к концу июня – началу июля будут подготовлены 3 объекта здравоохранения, к сентябрю мы сдадим 11 школ.
Работа, как Вы правильно сказали, как бы ни старались враги ее сорвать, идет. Население республики очень позитивно отреагировало на процесс амнистии. Еще раз мы пошли навстречу тем людям, которые еще могут вернуться к нормальной жизни. Мы со своей стороны тоже ведем такую работу.
Если говорить о политической составляющей, то началась активная работа над формированием Государственного совета республики. Новый орган, по нашим планам, должен заработать к 10 июня. Процесс формирования происходит так: во всех районах собираются главы населенных пунктов, собирают наиболее авторитетных людей, и на собраниях избирается по одному представителю от каждого района республики. К ним добавятся согласно нашим законам и главы всех районов.
В.Путин: А как продвигаются дела по выплате компенсаций жителям Чечни за утраченное жилье и имущество?
А.Кадыров: В этом направлении вся работа полностью сделана. 23 мая прошло совещание под руководством Председателя Правительства России, на котором мы детально обсудили эту тему. Осталось только дождаться выхода постановления Правительства России. А так вся работа уже сделана. У нас образована комиссия. Бывший комитет по беженцам перепрофилирован для работы по этому направлению: составлению актов, списков пострадавших.
В.Путин (вопрос к С.Ильясову): Что за федеральным центром осталось? Чего не хватает, чтобы выпустить постановление?
С.Ильясов: Все в порядке. Идет процесс согласования постановления, и я надеюсь, что на следующей неделе постановление уже выйдет.
В.Путин: То есть это уже вопрос чисто технического характера? Когда же могут начаться реальные выплаты?
С.Ильясов: В сентябре.
В.Путин: То есть в сентябре должны реально начаться выплаты.
А.Кадыров: У нас уже подсчитано количество пострадавших, цифры постоянно уточняются. На данный момент 39 тысяч семей.
В.Путин: Мы сейчас говорили о Грозном и других крупных проектах. А как идет развитие малого и среднего бизнеса? Как известно, в Чечне существует традиция маленьких семейных производств. В этом направлении Правительство России может как‑то помочь?
А.Попов: На сегодняшний день малый и средний бизнес достаточно успешно развивается. Успешно работают кафе, столовые, есть даже рестораны и частные гостиницы. Я думаю, что Правительство России могло бы помочь через существующие федеральные структуры: Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства. Если бы они оказали нашим предпринимателям помощь, то это было бы существенной поддержкой.
Я бы еще хотел несколько слов сказать о Грозном. В этом году мы наконец‑то перешли к его комплексному восстановлению. За основу взято ЖКХ. Восстановлены и в первом полугодии будут сданы 4 водонапорные станции, которые позволят полностью обеспечить Грозный водой. В том числе и Старопромысловский район – один из самых сложных. То же самое и с канализацией. Мы сдадим 6 канализационных станций. Единственная проблема в этом году – электрификация. Из‑за недофинансирования планы будут реализованы только на 40–45 процентов.
Также бы хотелось сохранить федеральную целевую программу на 2004 год наряду с выплатой компенсаций за утерянное и муниципальное жилье для того, чтобы не потерять управляемость восстановления городом, целостность структуры.
А то, что касается разборки завалов, – это первоочередная задача. Мы внесли предложение в Правительство России – при корректировке федеральной целевой программы восстановления Чечни во втором полугодии перебросить часть неизрасходованных средств именно на восстановление города Грозного, так как уже в июне объем запланированных финансовых средств на восстановление будет исчерпан.
В.Путин (вопрос к С.Ильясову): Есть ли какие‑то проблемы?
С.Ильясов: Нет, проблем никаких. Корректировка по второму полугодию будет, и мы добавим около миллиарда рублей на восстановление Грозного, финансирование по федеральной целевой программе было начато в середине марта. Программа финансируется в полном объеме, без задержек. То, что сама сумма не очень значительная, – мы ставили этот вопрос.
В.Путин: Вопрос тут больше в освоении выделенных средств.
С.Ильясов: Освоение будет. В 2001–2002 годах были реальные сложности, было тяжело ездить по республике. Сейчас эти сложности сняты. Убраны излишние блокпосты, машины движутся спокойно. Можно нормально работать. Есть, конечно, опасность, но не в такой степени, как было раньше. Сегодня препоны, которые мешали восстановлению, практически сняты.
В.Путин: Уже работает ГАИ республики?
С.Ильясов: Милиционер даже честь отдает. Едешь по Грозному, а тебе честь отдают.
А.Кадыров: ГАИ – единственная структура, которая видна на улицах города. Они все в форме «гаишной».
С.Ильясов: Да. Раньше у всех одна форма была – военная, а теперь военные – в своей форме, гражданские – в гражданском, милиция – в своей. Я когда приехал вначале работать в республику, нас было только несколько человек в гражданской форме. Все остальные – военные.
В.Путин: Как идет работа по созданию группы по разграничению полномочий между федеральным центром и республикой?
А.Кадыров: Группа создана. У нас уже есть 2–3 готовых проекта.
В.Путин: Но это должно стать предметом обсуждения в самой Чечне. Нужно сделать таким образом, чтобы люди видели этот договор, знали его текст, имели возможность принять участие в обработке каких‑то отдельных его положений.
А.Кадыров: После работы над проектом конституции Чечни у нас появился опыт привлечения населения к подобной работе, который мы намерены использовать.
В.Путин: Давайте обсудим все подробнее.
(Далее встреча проходила без представителей СМИ)