А.Манилова, «Санкт-Петербургская лига журналистов»: Владимир Владимирович, торжества по случаю 300-летия Петербурга уже начались. Как Вы оцениваете готовность города к юбилею?
В.Путин: Сказать откровенно, не просто это сделать, потому что я еще не видел, что же в городе сделано. Но усилия были приложены немаленькие. Во всяком случае, теми, кто хотел помочь городу, помочь получить соответствующее финансирование, не только в предпраздничные мероприятия, но и воспользоваться, скажем прямо и откровенно, этим праздником для того, чтобы вдохнуть какую‑то новую жизнь хотя бы в часть исторического наследия, которое есть в городе. Вот это было сделано неплохо. За три года по разным каналам финансирования только из федеральных источников выделено свыше 40 миллиардов рублей. Если мы будем иметь в виду, что бюджет самого города сегодня где‑то 70 миллиардов, то тогда можно сказать, сумма весьма приличная. И действительно, брались обновить знаковые вещи – такие, как Петропавловская крепость, Шереметьевский дворец, – в целом свыше 30 объектов федерального значения. Из руин практически поднят Константиновский дворец. В общем, это неплохо. Введена, как вы знаете, в строй новая очередь национальной библиотеки, которая строилась очень давно, и вот к 300-летию удалось все‑таки довести этот долгострой до конца.
Но, думаю, что этого, конечно, мало, когда живешь в городе непосредственно (а я всю жизнь связан с городом, всю жизнь там прожил). Конечно, каждый день не ходишь в музеи, в Петропавловскую крепость, Эрмитаж. Поэтому люди‑то видят только то, с чем они сталкиваются в своей повседневной жизни. А здесь есть вещи гораздо важнее, которые улучшают качество жизни. В этой связи мы говорили с городской администрацией, и некоторые федеральные органы власти были нацелены на то, чтобы осуществлять крупные инфраструктурные проекты. Я почему говорю крупные – потому что это тот редкий случай, когда можно было убедить Государственную Думу, федеральные органы власти – Петербург достоин того, чтобы сюда выделять деньги в том объеме, в котором город нуждается. Ведь не секрет, что все регионы нуждаются в деньгах, и, особенно в период утверждения федерального бюджета, это довольно сложно сделать. Но, повторяю, тем, кто занимался этим, удалось в целом добиться финансирования в размере свыше 40 миллиардов рублей за три года.
К крупным инфраструктурным проектам я бы отнес начало строительства кольцевой дороги. В 2005-м планировалось завершить Восточное полукольцо с учетом увеличения финансирования. Есть основания полагать, что уже в 2004 году Восточное полукольцо будет завершено. Дополнительно, кроме 40 миллиардов рублей, о которых я упомянул, будет выделена крупная сумма по договоренности с одним из международных финансовых учреждений на 600 миллионов долларов на достройку дамбы, которая строится уже, по‑моему, свыше 20 лет. Город нуждается в этом сооружении, и, я думаю, вполне можно рассчитывать, что к 2008-му, максимум – к середине 2009 года можно будет замкнуть через дамбу и Западное полукольцо. Тогда из города уйдет поток большегрузного транспорта, который из Скандинавии идет сегодня практически через городской центр, разрушает историческую часть, наносит серьезный ущерб экологии.
Другой крупный проект, который уже осуществлен, – это Ладожский вокзал. Министерство путей сообщения на весь этот проект в целом израсходовало свыше 9 миллиардов рублей. Это сам вокзал с подведенными путями и так далее. Это тоже будет разгружать город от лишнего транспорта, который сейчас идет по направлению к Московскому вокзалу практически через весь центр. Ладожский вокзал возьмет на себя потоки с Мурманского направления, из Урала и Сибири.
Конечно, очень важный вопрос – это развитие метро, строительство, вернее – восстановление аварийной линии. Известный долгострой в городе. Что касается федерального Правительства, то практически все обещания выполнены. Финансирование получено в полном объеме. Толчок, и финансовый, и административный, все‑таки, на мой взгляд, сыграл определенную роль. Насколько мне известно, возникли технические сложности у подрядчиков иностранных, которых администрация города привлекла к этим работам. Они носили, думаю, объективный характер. Как вы знаете, сейчас в одном направлении туннель пройден. Щит разворачивается, и в течение года будет завершена проходка второго туннеля. На этом направлении тоже замаячил свет в конце туннеля. Можно рассчитывать на то, что через год-полтора работы закончатся целиком и горожане получат эту ветку. Думаю, что, конечно, этого маловато и хотелось бы еще что‑то сделать, но главное, чтобы эти работы не останавливались.
Вот мы говорили о Константиновском дворце, да? Он вообще в руинах весь лежал. Просто абсолютно разрушался. Остались одни только стены, даже крыша провалилась. А как, собственно, возникла эта идея? Должен честно сказать, что она принадлежит не мне. Это было примерно два года назад. Легко вспомнить, когда, потому что это связано с премьерой «Войны и мира» в Мариинском театре. Я был в городе, как раз ждал Премьер-министра Великобритании с супругой возле входа в театр. Подошел довольно молодой, как мне показалось, человек и обратился ко мне с проблемой Константиновского дворца, достал какие‑то бумаги, исторические справки, фотографии фактически разрушенного здания и начал убеждать в том, что нужно приложить необходимые усилия для того, чтобы не допустить его окончательного уничтожения, возродить и так далее. Скажу честно, вернувшись в Москву, я положил это все и поглядывал со стороны. Я не знал, как к этому подступиться, потому что дорого. Средств таких в бюджете, конечно, нет. А если и есть, то трудно очень доказать, почему мы тратим бюджетные деньги именно на это, потому что у нас есть гораздо более важные вещи, кричащие, в социальной сфере. И вот потом, когда появилась идея провести в городе мероприятия, связанные с 300-летием и с саммитом Россия–ЕС, пришла мысль возродить этот дворец как место для проведения крупных международных мероприятий. Мы обратились к нашим крупным частным компаниям, которые, по сути, целиком, на 99,9 процента, профинансировали реставрацию. В общем объеме это 290–300 миллионов долларов. Все, повторяю, целиком профинансировано частными российскими компаниями. Мы из бюджета выделили, по‑моему, где‑то 5–10 миллионов рублей, и то только для того, чтобы было у государства право контролировать ход работ – как подрядчик тратит деньги, и так далее, и тому подобное. Вот так возникла эта идея, и, кстати, я этого инициатора больше никогда не видел. Не знаю, кто он такой, – ни фамилии, ни адреса. Поэтому если он нас услышит, увидит, пусть отзовется, свяжется с Валентиной Ивановной Матвиенко, объявится. Будет о чем поговорить…
А.Манилова, «Санкт-Петербургская лига журналистов»: Много об этом говорят: Константиновский дворец – это резиденция или не резиденция Президента России?
В.Путин: Кстати замечу: в Петербурге нет ни одной резиденции Президента Российской Федерации. Константиновский дворец – это не резиденция.
Такое место для проведения крупных международных мероприятий России нужно, и я думаю, что оно будет востребовано. Мне кажется, что неплохо, если это будет в Петербурге, тем более что комплекс вынесен из исторического центра и не особенно должен мешать горожанам.
А.Губанков, Телерадиокомпания «Россия – Санкт-Петербург»: Мы заговорили о Константиновском дворце, именно там соберутся главы государств. Вообще в Петербург приедет очень много гостей. Это порождает многочисленные разговоры среди горожан о том, что праздник будет не демократичным, что это праздник для гостей в основном. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
В.Путин: Насколько известно, праздник начнется 23 мая, и тех гостей, то есть особо важных персон, другими словами, там пока нет. Они приезжают как гости города и страны практически на день-полтора, а некоторые на несколько часов. 30-го вечером и 31-го в течение дня будут в городе. 31 мая вечером или 1 июня все уже разъедутся. Но я уже говорил, что можно было бы придать празднованию города такой местечковый характер, и тогда вряд ли удалось бы получить те ресурсы, о которых я сказал выше. Нужно сказать прямо, что именно придание 300-летию города не только всероссийского, но и как минимум европейского звучания склонило и депутатов Государственной Думы, и руководителей различных министерств, ведомств к тому, что город нуждается в этих средствах и ресурсах для поддержания внешнего вида, облика, инфраструктуры, и так далее, и так далее. Но думаю, что это все не самое главное. Самое главное в том, что все‑таки это город действительно общероссийского, европейского уровня. Поэтому я рассчитываю на то, что будет совмещено и присутствие особо важных гостей в течение полутора дней, и празднование 300-летия города самими горожанами и теми, кого в город мы приглашаем. Одно другому не должно мешать. Я, во всяком случае, надеюсь на то, что так и будет.
А.Губанков, Телерадиокомпания «Россия – Санкт-Петербург»: В продолжение темы, которая была затронута. Многие петербуржцы высказывали опасения такого рода: празднование закончится, говорят люди, Президент уедет, с Невского снимут красивые праздничные растяжки, и масштабные работы по возрождению Петербурга на этом завершатся. Что бы Вы могли сказать по поводу этих сомнений, этих опасений?
В.Путин: Мне кажется, что городу мало уделяли времени и внимания за последнее время. Все‑таки он недофинансировался, на мой взгляд. И 300-летие, повторяю, это только повод для того, чтобы напомнить всей стране и Европе о значении Петербурга. Вот Ваш коллега только что говорил об особо важных гостях. А, между прочим, идея их приезда, по сути, принадлежит не нам. Два года тому назад, в марте 2001 года, меня пригласили на саммит ЕС в Стокгольме, и в ходе дискуссии неожиданно, вдруг Премьер-министр Люксембурга [Жан-Клод Юнкер] поднял руку и сказал, что у него есть предложение. А именно? «Мы все, – сказал он, – позитивно оцениваем все то, что происходит в России. И вот в ближайшее время, через два года, будет празднование 300-летия Петербурга, который руководством России еще со времен Петра I рассматривается как «окно в Европу». Давайте все приедем в Петербург и в качестве солидарности и поддержки России продемонстрируем в Петербурге флаги Европы». Естественно, я не мог не отреагировать позитивно на это. Сказал, что, конечно, мы все сделаем для того, чтобы организовать соответствующим образом. Надо сказать, что это мероприятие вообще‑то плановое. Это саммит Россия–ЕС, который проходит каждые полгода поочередно в Москве либо в одной из европейских столиц. Но поскольку это еще и мероприятие, совмещенное с праздником 300-летия, то мы пригласили наших коллег в расширенном составе.
А насчет того, чтобы не оставить все, что было сейчас начато, я думаю, что это один из самых принципиальных, самых важных вопросов на будущее. Я на это так и смотрю. Честно говоря, рассматривал и продолжаю рассматривать 300-летие исключительно как повод для того, чтобы обратить внимание страны на проблемы города, который принадлежит всей России и всей Европе. Как я уже говорил, в известной степени имею в виду то культурное наследие, которое есть в городе. Поэтому, конечно, значительная часть проблем лежала, должна лежать и будет лежать на городских властях, на депутатах городского собрания, на администрации. Но те крупные, инфраструктурные проекты, которые начаты и могут быть осуществлены и закончены исключительно с помощью федерального центра, будут продолжены. Курок спущен, стрела полетела, и ее уже не остановить. Во всяком случае, я очень на это надеюсь и буду делать все необходимое для того, чтобы так оно и было. Обязательно доведем до конца – и метро обязательно доведем до конца, окружную шоссейную кольцевую дорогу и дамбу. И другие объекты тоже.
И.Павловский, информационное агентство «Росбалт»: Владимир Владимирович, давайте вернемся к европейскому совещанию в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. В конце апреля проводился опрос в 12 европейских странах. Получили довольно интересные цифры. Выяснилось, что каждый третий слышал о юбилее Санкт-Петербурга, и половина из них считает, что это – праздник не местного, не российского значения, а общеевропейского. Вот такой своеобразный кредит доверия европейцев Петербургу. Как Вы считаете, сможет ли Петербург этот кредит использовать для своего дальнейшего развития. Если сможет, то как?
В.Путин: Во‑первых, я не знаю об этих опросах. Я отношусь к опросам с известной долей скепсиса. Но приятно слышать, если это так. Не думаю, что мы должны оправдывать «кредиты». Мы просто должны жить. И, по возможности, жить хорошо. Развивать страну, развивать отдельные регионы страны. И уж такие, как Петербург, тем более.
Я считаю, что Петербург является частью большой Европы. Как, собственно, и вся Россия. Но Петербург – в особенности, потому что это – европейский всероссийский город. И всегда он был открытым городом. Это очень важно. Он всегда был очень демократичным. Он всегда впитывал элементы европейской культуры. И так же щедро делился тем, что есть в Петербурге, с Европой. Если мы в таком режиме продолжим наше сотрудничество с европейскими государствами, я думаю, это пойдет на пользу как нам всем в целом, как Петербургу, так и нашим европейским партнерам.
И.Павловский, информационное агентство «Росбалт»: Цифры действительно довольно большие и довольно хорошие для России, для Санкт-Петербурга. Для многих аналитиков, когда были опубликованы эти данные, цифры были неожиданными. То есть они сказали, что это нереально.
В.Путин: Нет, ничего здесь необычного нет. В последнее время, если вы следили за этим, отношение к России меняется в лучшую сторону. Она становится более прозрачной, более понятной и более прогнозируемой. У нас, несмотря на то, что мы часто с вами себя критикуем, и правильно делаем, потому что конструктивная критика только помогает в выработке наиболее оптимальных решений, – в целом неплохо развивается экономика. Это люди видят, понимают и оценивают соответствующим образом. Я неоднократно говорил, что если Европа хочет быть независимым, полноценным центром сил в мире, самостоятельным, то, конечно, самый короткий, самый надежный путь в достижении этой цели – хорошие отношения с Россией. Очень многие в Европе разделяют эту точку зрения. И в этой связи роль Петербурга, на мой взгляд, крайне важна, потому что это действительно тот мост, через который и граждане Европы лучше понимают Россию. Потому что по своему менталитету петербуржцы как представители западной части России ближе стоят к Европе.
А.Губанков, Телерадиокомпания «Россия – Санкт-Петербург»: Владимир Владимирович, конечно, сложно об этом говорить, я понимаю, но Вы когда все‑таки прилетите в Петербург, в основном это международная встреча. Но вот по ощущениям, как Вы думаете, Вы будете дома или на празднике?
В.Путин: Я буду дома на празднике. Это все‑таки необычное мероприятие. Оно и плановое – скажем, саммит Россия–ЕС, приуроченный к 300-летию, – и праздничное. Оттенок и фон праздничные, надеюсь, будут ощущаться. Думаю, что так и должно быть. Но, с другой стороны, жаль, конечно, что не удастся просто пообщаться с городом в неформальном режиме. Побывать где‑то, в каких‑то местах, которые я считаю для себя родными. Побродить там по улицам, по каким‑то набережным, которые я люблю. Но я очень надеюсь, что я еще осуществлю этот план.
А.Манилова, «Санкт-Петербургская лига журналистов»: Мы Вас тоже поздравляем с юбилеем. Многие в Петербурге хотели бы это сделать. У нас есть такая возможность – поздравить Вас от петербуржцев. Через несколько дней Вы приедете в Петербург, в родной город, а значит, в каком‑то смысле домой. Но это будет уже после дня рождения города. Поэтому я хочу спросить, что бы Вы хотели сказать петербуржцам в юбилейный день рождения города?
В.Путин: Я действительно люблю наш город. Мой город. И думаю, что многие со мной согласятся в том, что в истории города отражается все, что характерно для истории всей нашей страны. Быть гражданином России и быть жителем города – это и великая честь, и в то же время тяжелое испытание.
Город наш очень трудно строился. Напряжением всей страны. Это дорого далось для России. Он очень тяжело и непросто вставал на ноги. И всегда стоически оборонялся и защищался. Именно это дает основание говорить, что это и честь, но и огромное испытание для тех, кто связывает, связал свою судьбу с этим городом. Он во все времена, даже самые тяжелые времена своей истории, всегда был великолепным и великим. И он всегда был хорош. Я бы хотел пожелать, чтобы люди хорошо жили в хорошем городе.
С праздником!
А.Губанков, Телерадиокомпания «Россия – Санкт-Петербург»: Спасибо.
В.Путин: Спасибо вам всем.