В.Путин: Уважаемый Эмомали Шарипович, уважаемые коллеги!
В ходе нашей встречи с Президентом Таджикистана в узком составе мы уже обменялись мнениями о состоянии и перспективах отношений между нашими странами. И общий вывод такой: российско-таджикские отношения развиваются поступательно, у них хорошие перспективы. Дальнейшее укрепление двустороннего сотрудничества должно поднять на новый уровень наши союзнические отношения, стратегическое партнерство.
Вместе с тем нам нужно энергичнее переходить от совместного поиска и разработки решений к их принятию и реализации. Работа должна быть системной, динамичной. И здесь обширное поле деятельности для министерств и ведомств наших стран. Сейчас важным является подтягивание торгово-экономических связей до уровня политического и военного взаимопонимания.
В известной мере обнадеживающим является пусть и небольшой, но все‑таки достаточно устойчивый рост товарооборота. Если в 2002 году по сравнению с 2001-м рост составил 7 процентов, то за первые несколько месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом 2002-го рост уже был 7,5 процента. Тенденция в целом неплохая.
Надо активнее задействовать имеющиеся резервы двусторонней торговли. Речь идет об увеличении объемов поставок на российский рынок хлопка, экспорта в Россию алюминия, расширения номенклатуры товарооборота в целом. Важный вклад в развитие взаимной торговли могут сделать регионы России и Таджикистана. Центральную роль координатора по экономическим вопросам, конечно, должна сыграть межправительственная комиссия обеих стран. Она и сейчас работает неплохо. Эту тенденцию необходимо наращивать в будущем. Думаю, что мы должны послушать и председателей межправительственных комиссий с обеих сторон.
Одним из приоритетов развития экономики Таджикистана является гидроэнергетика. Мы и в узком составе, с глазу на глаз, с Президентом об этом говорили, и сейчас Эмомали Шарипович упоминал об этом. Поэтому это направление может стать действительно важным в нашем экономическом сотрудничестве. Имею в виду заинтересованность Таджикистана в завершении с участием России строительства Сангтудинской ГЭС. Идея, на наш взгляд, заслуживает внимания. И специалисты уже обращались к этой проблеме, изучали ее. Эмомали Шарипович сказал, что РАО «ЕЭС России» уже на это смотрело. В общем, здесь есть над чем работать. Речь идет о возможной поставке выработанной на этой станции электроэнергии в Уральский регион России через Казахстан по схеме замещения. В выигрыше в этом случае могут оказаться все. Таджикистан сможет полностью покрывать свой сезонный дефицит электроэнергии, возможно, поставляя ее в соседний Афганистан. Здесь нужно подумать, кто и как будет платить, но в целом будем исходить из того, что экономика Афганистана тоже будет постепенно восстанавливаться, и там будет появляться и расти платежеспособный спрос. Казахстан избавится от необходимости переброски электроэнергии из своих южных районов на север страны. Там тоже большие проблемы. Россия, в свою очередь, получит необходимые объемы сравнительно дешевой электроэнергии из северного района Казахстана. Мы, кстати говоря, только что встречались с Президентом Казахстана в Омске и тоже обсуждали эту тему.
Полагаем, что российские компании и, в частности, РАО «ЕЭС» смогли бы принять участие в реализации подобного проекта. Учитывая, к примеру, наличие проектно-сметной документации на строительство Сангтудинской ГЭС. Институт «Гидропроект» уже делал его. Есть возможности поставки оборудования и строительной техники. Существенный вопрос – финансирование проекта. По предварительному анализу, для его реализации в течение трех лет потребуется около 250 миллионов долларов.
Интеграционный комитет ЕврАзЭС инициировал рассмотрение вопроса о достройке Сангтудинской ГЭС коллективными усилиями нашего сообщества. И в повестку дня завтрашнего заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС внесен вопрос о совместных действиях по завершению строительства этой ГЭС. В частности, предусматривается долевое участие государств ЕврАзЭС в финансировании проекта. Завтра поговорим с коллегами об этом, посмотрим их отношение.
В целом программа завершения строительства этой ГЭС может явиться «пилотным» проектом создания механизма межгосударственного финансирования инвестиционных проектов в рамках формирования Единого экономического пространства государств – участников ЕврАзЭС.
Что касается достройки Рагунской ГЭС, то к решению этого вопроса готовы подключиться некоторые наши компании, прежде всего строительные. Требуется дополнительно проработать вопрос финансирования.
Непростые вопросы, но интерес со стороны российских компаний имеется, меня об этом точно информировали.
Еще один важный вопрос. Ежегодно в Россию прибывают на сезонные работы сотни тысяч таджикских граждан. Мы эту проблему тоже обсуждали с Эмомали Шариповичем. Это в целом обоюдовыгодный процесс. В России есть достаточно экономических ниш, где испытывается острая нехватка рабочих рук. Россия заинтересована в притоке рабочих рук. Для многих же граждан Таджикистана тем самым появляется возможность увеличить семейный бюджет. Я думаю, что даже с точки зрения поддержания нормальных взаимоотношений между гражданами это уже большой плюс.
Однако определенная часть из них становится незаконными трудовыми мигрантами, в силу уклонения от выполнения определенных российским законом условий регистрации и осуществления трудовой деятельности на территории России. Должен сказать, что, по нашей оценке, они нуждаются в совершенствовании, потому что многие вещи еще не до конца доработаны. Но, во всяком случае, люди часто страдают, и мы должны решить эти проблемы и окончательно их отрегулировать.
Мы договорились, что в самое ближайшее время будет активизирована работа по подготовке соглашения об условиях и порядке оформления устройства на работу трудовых иммигрантов. И в мае соглашение должно быть готово. Необходимо также, чтобы соответствующие российские и таджикские ведомства, имеющие отношение к оформлению граждан Таджикистана на работу за границу, наладили деловые связи с теми российскими государственными структурами и частными компаниями, которые официально занимаются наймом иностранной рабочей силы для работы в России.
Думаю, что это не маленький вопрос. Это проблема, с которой сталкиваются конкретные люди, и мы должны сделать все, чтобы они чувствовали себя комфортно. Со своей стороны приложим все необходимые для этого усилия.
Большое спасибо.