В.Путин: У нас сегодня серьезный повод для встречи, поскольку предстоит второй съезд «Единой России». И хотя процесс становления вашей организации еще не завершен, тем не менее уже накоплен достаточно большой позитивный опыт и партийного строительства, и общественно-политической работы.
Но есть и определенные проблемы. Создание политических партий – это задача, конечно, непростая. И ясно, что любая партия при своем становлении всегда ставит перед собой прагматическую задачу победы, прежде всего победы на предстоящих выборах. Думаю, вы со мной согласитесь, что этим реальное влияние любой политической партии на жизнь страны не ограничивается – наоборот, с этого оно должно только начинаться. Лучше всего, если партия принимает непосредственное участие в выработке стратегических основ развития страны и потом самым активным образом влияет на реализацию этих целей, способна контролировать ход реализации этих целей.
Поэтому, мне представляется, имея в виду высокий организационный и уникальный по своему составу кадровый и интеллектуальный потенциал, – конечно, «Единая Россия» могла бы внести очень заметный, существенный вклад в развитие основ будущего становления политической системы и в развитие экономики России. И, повторяю еще раз, взять затем под свой общественный контроль то, как это осуществляется в жизни.
Пока партийная работа в нашей стране застывает, если честно сказать, буквально на второй день после выборов. Хочу еще раз подчеркнуть: на мой взгляд, это абсолютно неправильно, просто недопустимо. Если общественная организация хочет быть живой и влияющей на реальный процесс, на своих граждан, если хочет иметь сторонников среди избирателей, то, конечно, должна работать более капитально.
Вы не раз заявляли, что «Единая Россия» создана не для предстоящей избирательной кампании. Надеюсь, вы сможете выйти на постоянный и системный режим работы и станете действительно ядром политической жизни не только в столицах, но и в российских регионах, и в муниципалитетах.
Собственно говоря, все, что делалось в сфере модернизации политической структуры России в последнее время, было нацелено именно на то, чтобы создать крупные политические партии, федеральные, которые бы имели своей основой прежде всего опору на регионы, на муниципалитеты. Именно таким образом должна быть выстроена эта партийная вертикаль снизу доверху.
Я очень рассчитываю на то, что это приведет к тому, что на местах будут лучше чувствовать общенациональные интересы, а через влияние партии, выстроенной таким образом, федеральный центр будет более тонко чувствовать нерв развития страны, потребности рядовых граждан.
У партии появляется стимул и четкий интерес закрепляться на уровне территорий. У «Единой России» также есть опыт прямого партийного участия в региональных избирательных кампаниях. В качестве примера можно привести Свердловскую область, где почти десять лет действует пропорциональная система выборов.
Знаю также, что в вашем активе много инициатив, рожденных запросами самого общества. Речь, например, о позиции вашей партии в связи с реформированием системы оплаты труда бюджетников. И мне кажется, что своевременно «Единая Россия» подметила некоторую слабость в предложениях, с которыми выступило Правительство, и вовремя вмешалась в этот процесс.
Однако хотел бы здесь отметить: формы реализации подобных инициатив еще нужно отрабатывать.
Что касается системы оплаты бюджетников, это как раз положительный пример, чисто практический, который впрямую отражается на материальном благосостоянии населения. Таких инициатив должно быть побольше.
Для любой партии важнейшим делом является участие в выработке стратегии развития страны, как я уже говорил. Пока большинство партийных программ далеко от реальной практики государственного строительства и управления.
Но должен сказать, что практически со всеми из здесь присутствующих мы очень много дискутировали и по политическим вопросам, и по вопросам государственного строительства, по приоритетам и стратегии экономического развития России. И с Юрием Михайловичем [Лужковым] много раз говорили, вдвоем и в более широком составе, и с Минтимером Шариповичем [Шаймиевым] (по его инициативе у нас созданы рабочие группы в Администрации Президента, которые работают вместе с Правительством). С другими коллегами мы часто встречаемся и говорим на важнейшие темы.
Мне бы очень хотелось, чтобы такие дискуссии готовились в рамках «Единой России» и подавались на уровень руководства Правительства либо главы государства именно как партийные инициативы.
Скажем, по вопросам электроэнергетики мы много раз говорили, но это было мнение Лужкова. Мы часто встречались с Минтимером Шариповичем по вопросам государственного строительства – это было мнение Президента Татарстана. Мы говорили с некоторыми коллегами по вопросам развития многопартийной системы – было мнение [Олега] Морозова или еще чье‑то. А мне представляется, было бы правильным, если бы в рамках такой мощной партийной структуры, какой является «Единая Россия», по отдельным направлениям прошли бы соответствующие дискуссии, и это мнение было бы вынесено на общегосударственный уровень именно как мнение «Единой России».
В общем, я очень рассчитываю на то, что «Единая Россия» продолжит свое становление и заявит себя как структурно оформившаяся и имеющая хорошую интеллектуальную базу организация, которая будет влиять на стратегию развития Российского государства.
Это то, что я хотел бы сказать вначале. Предлагаю перейти к дискуссии.