Наша сегодняшняя встреча с главами государств и правительств-членов НАТО действительно открывает, по нашей оценке, совершенно новую страницу во взаимоотношениях между Россией и Североатлантическим блоком. Подписанный сегодня документ о создании Совета Россия-НАТО — это выход на абсолютно качественно новый, гораздо более высокий уровень сотрудничества. Меняющаяся ситуация в мире заставляет нас осознавать взаимозависимость жизненно важных интересов безопасности. И эти интересы невозможно обеспечить порознь. Сложение потенциалов наших стран может и должно стать одним из решающих факторов формирования новой архитектуры безопасности в XXI веке. И в развернутом виде я подробно говорил об этом 25 сентября прошлого года в Бундестаге в ФРГ.
Римская декларация о новом качестве отношений — это очень важный шаг к созданию между Россией и НАТО действительно партнерских отношений, основанных на взаимном уважении интересов друг друга. При этом мы осознаем, что взгляды России и НАТО на определенные проблемы безопасности могут не во всем совпадать. Но мы знаем и уверены: то, что нас объединяет, — гораздо весомее, гораздо серьезнее. Решимость плечом к плечу противостоять новым вызовам и угрозам должна стать основой будущих отношений между Россией и НАТО. Отныне целый ряд ключевых проблем будет рассматриваться и решаться при непосредственном и полноправном участии Российской Федерации в рамках «двадцатки».
Россия и каждая из стран НАТО будут выступать в национальном качестве. Такой подход призван стать ориентиром формирования единого европейского пространства безопасности без разделительных линий, что, на мой взгляд, принципиально важно.
Принципиальным является и то, что сотрудничество в новом Совете будет строиться на основе уважения норм международного права и Устава Организации Объединенных Наций, а также обязательств по Хельсинкскому Заключительному Акту, Хартии европейской безопасности и других нормообразующих документов ОБСЕ.
Конечно, одним документом, который мы сегодня подписали, сложную историю отношений России и НАТО не переписать. Мы и не ставили перед собой такую задачу. Но итоги проделанной работы вселяют уверенность в том, что взаимодействие с альянсом будет реально укреплять европейскую безопасность. Будет способствовать, мы в этом нисколько не сомневаемся, поддержанию безопасности и стабильности во всем мире.
Большое спасибо за внимание.
Вопрос: Мистер Робертсон говорил об изменениях в мире, о плане работы Совета, который весьма амбициозен и направлен на повышение безопасности. Скажите, эта организация превратится в какой‑то орган, который будет играть большую роль в разрешении конфликтов? А Вас, господин Путин, я хотел спросить о том, уверены ли Вы в том, что в действительности демократическая Россия сможет стать членом этого альянса? Возможно ли такое?
В.Путин: Я провел серию консультаций со своими коллегами не только в Правительстве, но и в регионах страны, провел консультации с руководителями практически всех политических сил в парламенте России. В ходе этих консультаций один из моих коллег вспомнил выражение Уинстона Черчилля, который сказал примерно следующее: «Россия никогда не была так сильна, как она бы хотела, но и никогда не была слаба так, как некоторые думают». Россия всегда играла существенную роль в мировых делах. Но проблема для нашей страны заключалась в том, что на протяжении длительного периода времени сложилась ситуация, при которой с одной стороны была Россия, а с другой — практически весь остальной мир. Было и время, когда мы испортили отношения даже с нашим великим соседом на Востоке, с Китайской Народной Республикой. И ничего хорошего из этого противостояния России с остальным миром мы не получили. И это очень хорошо понимает подавляющее большинство граждан моей страны. Россия возвращается в семью цивилизованных наций. И ей ничего не нужно, кроме того, чтобы ее голос был услышан, чтобы с ней считались, чтобы были учтены и учитывались ее национальные интересы. Россия готова действовать в рамках международных процедур и правил, в рамках цивилизованного общения для достижения общих целей. И такие цели ясно сформулированы в документе, который мы сегодня приняли.
Вопрос: В Европе начинают ревностно смотреть на сближение России с Америкой, на динамичное развитие российско-американских отношений. В этой связи, как Вы считаете, создание Совета Россия-НАТО сможет снять подобные опасения?
В.Путин: Что касается какой‑то ревности со стороны Европы по поводу развития отношений между Россией и Соединенными Штатами, то это вопрос не по адресу, это лучше спросить господина Берлускони. Я что‑то никакой ревности у него не заметил, если сказать откровенно. Напротив, мне кажется, что развитие отношений между крупнейшими ядерными державами мира, какими являются Соединенные Штаты и Российская Федерация, только укрепляют взаимное доверие на европейском континенте. Действительно, только что завершившийся визит в Российскую Федерацию президента США Дж.Буша был очень успешным. Мы видели добрую волю американского президента и его коллег. И он завершился хорошими результатами. Мы их очень высоко оцениваем. Я нисколько не сомневаюсь, что, в том числе, и это обстоятельство позволило добиться положительных результатов на нашей встрече сегодня. Во всяком случае, мы всегда рассматривали развитие отношений между Штатами и Россией, между Россией и НАТО как хороший мост для развития наших контактов с объединенной Европой и другими нашими партнерами. Россия в силу своего геополитического положения, будучи европейской страной, намерена проводить взвешенную политику и на Востоке, и на Западе.
Не завтра, а уже сегодня мы будем иметь возможность начать с ними консультации.
Вопрос: Вот сегодня много говорилось о важности и об историческом моменте, о том, что сегодняшняя Декларация — это поворотный момент в отношениях между НАТО и между Россией. Недавно успешно завершился визит Президента США Дж.Буша в Россию. В то же время недавно Украина заявила о своей готовности вступить в НАТО? Скажите, пожалуйста, каким образом возможные переговоры о вступлении Украины в НАТО могут повлиять на развитие отношений между Россией и НАТО? Спасибо.
В.Путин: Россия и Украина развивают свои двусторонние отношения в особом режиме. Это близкие государства, которые произошли из одной семьи советских республик. И в последние годы отношения между Россией и Украиной развиваются особенно позитивно. Что касается расширения НАТО в целом, Вы наше отношение к этому вопросу знаете. Оно не меняется, но это совсем не значит, что Украина должна остаться в стороне от процессов, которые идут на пользу укрепления мира и безопасности в Европе и на Земле в целом. Мы подробно не обсуждали с коллегами эту тему. Украина — суверенное государство, и сама вправе выбирать путь обеспечения своей собственной безопасности, ну, скажем, участие вот в том Совете, который мы создали сегодня. Это нужно обсуждать с членами Совета, с членами Североатлантического блока, с Генеральным секретарем. Я считаю это вполне возможным, и, в принципе, не вижу здесь ничего особенного или нечто такого, что омрачало бы отношения между Россией и Украиной.
Вы знаете, что только недавно я встречался с Президентом Кучмой, и у нас нет никаких сомнений в намерении украинского руководства, украинского народа, украинского государства выстраивать отношения с Россией самым наилучшим образом.
Вопрос: Господин Президент, как Вы считаете, участвуя в создании Совета Россия-НАТО, не помогает ли Россия таким образом НАТО как устаревшей структуре приспособиться к новым реалиям европейской и мировой политики. И если да, то зачем это нужно России в данной ситуации?
В.Путин: Помогаем, я считаю, что мы помогаем. И делаем это сознательно. Делаем это сознательно, потому что в современном мире сложившиеся институты, основная задача которых, как они это формулируют, является поддержание всеобщего мира, является координация усилий международного сообщества, стран-участниц по поддержанию мира. В этом смысле мы готовы поддержать НАТО. Поэтому мы и пошли на создание Совета Россия-НАТО, поэтому мы намерены активно здесь участвовать. Больше того, как я сказал на рабочем ланче сегодня, если цели и задачи, которые мы прописали в Декларации, будут исполняться, то Россия будет заинтересована в укреплении этой организации именно настолько, насколько все мы вместе будем решать задачи обеспечения международного мира, борьбы с терроризмом, а также нераспространения оружия массового уничтожения.