Добрый день, уважаемые коллеги!
Я приветствую вас на нашем очередном заседании. Сегодня предстоит довольно серьезный разговор о путях реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны. Вы знаете, насколько этот вопрос сложен и как долго он откладывался. Можно сказать, перезрел. Насколько он влияет на положение дел и в экономике страны в целом, и в социальной сфере.
Обсудить проблемы ЖКХ нас обязывают и события прошедшей зимы. Думаю, что лучше вас этого никто не знает. Предлагаю сегодня определиться не только с базовыми подходами, но и с тем, как мы это будем делать, с конкретными задачами, которые придется решать.
Следует прежде всего признать: многочисленные аварии в коммунальном хозяйстве страны не являются итогом чрезвычайных происшествий. Кризисы, которые постоянно возникают то в одном, то в другом регионе были, к сожалению, запрограммированы, и к ним привела не только бесхозяйственность, а, прежде всего, наша привычка откладывать решения на потом. И это в условиях, когда на бумаге, в документах вот уже более трех лет существует концепция реформирования ЖКХ.
Считаю важным, что к этой работе подключился Госсовет. Вчера мы с коллегами на Президиуме довольно подробно рассматривали все аспекты этого дела. Рабочие группы Госсовета и Правительства совместно проанализировали ситуацию и предложат нам сегодня свои подходы. Я знаю, что уже много есть желающих выступить. Мы не ограничиваем, не заформализовываем нашу сегодняшнюю встречу, поскольку все понимают, насколько это важно.
Но перед тем, как начать обсуждение, хочу остановиться на некоторых, как мне кажется, ключевых моментах. Первое, и самое главное: четкость в постановке задач и их выполняемость. Нам нужно ясно представлять себе и цели, и издержки, и конкретные возможные результаты преобразований в сфере ЖКХ. Кроме того, сами граждане России должны стать заинтересованными участниками этих реформ. Мы должны быть убедительными, должны добиться полного понимания со стороны граждан России того, что мы делаем.
Сегодня подавляющее большинство граждан относятся к грядущим переменам, как к очередной угрозе повышения платы за коммунальные услуги, и все. В связи с этим хотел бы подчеркнуть: решать проблемы ЖКХ за счет ухудшения условий жизни людей экономически невозможно, мы не имеем на это права. Уже сегодня коммунальные платежи отнимают немалую часть бюджетов большинства семей Российской Федерации. Поэтому мы обязаны подходить к этому вопросу с огромной ответственностью. Реформы только тогда будут успешными, когда власть будет действовать открыто, предельно ясно объясняя людям свои шаги и привлекая их к процессу преобразования.
Здесь открываются новые перспективы и для развития местного самоуправления. До сих пор у жителей и местной власти в этом вопросе не было общего дела и взаимной заинтересованности. Реформы ЖКХ должны коренным образом изменить ситуацию.
Второй момент, на котором хочется остановиться, — это разграничение обязанностей и ответственности всех уровней власти. Формально за положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве отвечают органы местного самоуправления. Но мы с вами прекрасно знаем, что и федеральная, и региональная власть не всегда, но в подавляющем большинстве случаев просто оставили местные органы власти один на один с этими тяжелейшими проблемами.
Старое оборудование, техническая отсталость ЖКХ, ценовой диктат монополистов, отсутствие самых необходимых средств — все это в течение длительного периода времени практически перекладывалось на органы местного самоуправления. Сегодня очевидно: из вопроса местного, отраслевого значения реформа ЖКХ переросла в важнейший вопрос государственной и социально-экономической политики. Поэтому подключиться к его решению нужно всем — и субъектам Федерации, и Правительству, и Федеральному Собранию.
Полномочия и ответственность между всеми уровнями власти мы должны разделять четко и конкретно. Продолжает работать комиссия Госсовета по разграничению полномочий, и я думаю, что все это должно быть вмонтировано в общую работу.
Речь идет, в первую очередь, о бюджетном наполнении этих полномочий. Поэтому данный вопрос должен быть детально продуман. Необходимо обеспечить согласованность реформ ЖКХ в разрабатываемой Правительством программе развития бюджетного федерализма. Вчера мы на Президиуме Госсовета обсуждали повестку его работы на ближайшую перспективу и договорились о том, что следующим предметом нашего обсуждения должен стать как раз этот вопрос, когда еще не завершен процесс формирования бюджета на 2002 год. Президиуму Госсовета в следующий раз предлагается сделать основным вопросом обсуждение бюджетных полномочий и всех проблем, которые связаны с этим сложным вопросом.
Кроме того, на федеральном и региональном уровнях должна формироваться нормативно-правовая база предстоящих реформ. Эта работа должна быть четко скоординирована. Полноценная законодательная база — залог работающих экономических отношений. На федеральном уровне необходимо прежде всего отладить механизмы принятия обоснованных тарифов. Они должны соответствовать той социально-экономической политике, которую проводит государство.
Третье обстоятельство, которое я хочу отметить — вывод из мертвой спячки самой системы ЖКХ. Сейчас это — одна из самых нерыночных, самых застойных и отсталых отраслей. Реструктуризация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства — одна из базовых задач. Рынок услуг в этой сфере надо открывать и для частного бизнеса. Только так можно обеспечить здесь развитие конкурентной среды.
Понятно, и мы вчера об этом говорили, что если там нет денег, если никто не платит, — о привлечении каких ресурсов может идти речь? Конечно, эта сфера не будет привлекательна для частного бизнеса. Но люди должны иметь возможность выбирать качество и стоимость услуг. Система ЖКХ по природе своей инвестиционно привлекательна. Но огромные долги и финансовая непрозрачность сводят эту привлекательность фактически к нулю.
Здесь нужны самые решительные меры, сюда же отношу и ресурсосбережение. Газ, вода, тепло — все это у нас по‑прежнему: без счета и надежного учета. Вчера об этом достаточно ясно говорил Президент Башкортостана. Я абсолютно с ним согласен. Будет порядок, финансовая открытость, стремление к современным формам хозяйствования — придут в ЖКХ и инвесторы, и талантливые управленцы.
И последнее. Задачи, которые мы ставим перед собой в деле реформирования ЖКХ, должны быть реально выполнимыми, об этом я уже сказал в самом начале. Четкими по этапам, срокам их проведения и напрямую увязанными с теми ресурсами, которыми располагает страна. Бумажных реформ было уже немало.
Особое внимание хотел бы обратить на этапность. Знаю, что в проекте программы, которую готовит Правительство, основное внимание уделяется принципам организации работы. Но мы вчера на Президиуме Госсовета обсуждали, и я согласен с теми руководителями регионов, которые считают, что в программе должны быть прописаны и определенные этапы. Кто мешает, например, прописать определенные сроки создания правовой базы?
Очень многое зависит от правильной организации работы. Без преувеличения, от эффективности наших действий в сфере ЖКХ во многом зависит благополучие граждан и общественная стабильность в отдельных регионах страны. Абсолютно убежден: успешно проведенная реформа жилищно-коммунального хозяйства позволит оздоровить нашу экономику в целом, поэтому сегодня мы должны принять решения, которые приведут к конкретным позитивным результатам, помогут Правительству выработать окончательную программу реформирования ЖКХ России.