Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Глубокоуважаемые члены Государственного совета!
В своем выступлении Президент страны особо подчеркнул стратегическое значение образования для будущего страны. И символично, что Государственный совет рассматривает этот важнейший вопрос в канун нового учебного года, с которым наши педагоги, родители, учащиеся связывают надежды на перемены к лучшему.
Сегодня, можно сказать, проходит большой педагогический совет страны под председательством главы государства. По Конституции страны образование — это сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поэтому, с одной стороны, мы должны иметь единую государственную политику в области образования с целью обеспечения единого образовательного пространства и единого высокого образовательного стандарта на всей территории России, а с другой, — четко определить сферу ответственности всех уровней власти и совместными усилиями решать стратегические задачи и текущие проблемы.
Известно, что в наступающем постиндустриальном информационном обществе конкурентоспособность государства будет определяться качеством человеческого капитала. Исходя из этого, Президент Российской Федерации поставил перед Правительством задачу обеспечить приоритетность развития образования, что и находит конкретное отражение в практической деятельности Правительства.
В прошлом году Правительство России приняло Национальную доктрину образования. Федеральным законом утверждена Программаразвития образования в России до 2005 года. В федеральном бюджете последних трех лет рост расходов на образование ежегодно составляет более 50 процентов, что превышает рост расходов в целом федерального бюджета. Аналогичные позитивные измененияпроизошли практически вовсех субъектах Федерации. Все руководители регионов по‑настоящему повернулись лицом к проблемам школы и в целом к образованию.
Впервые в проекте консолидированного бюджета на 2002 год планируемые расходы на образование превысят расходы на национальную оборону. В проекте федерального бюджета на следующий год заложено увеличение средств на образование на 64 процента больше, чем в текущем году.
Несмотря на тяжелые социально-экономические последствия реформ прошедшего десятилетия, российское образование в основном сохранило свой потенциал и такие лучшие его качества, как фундаментальность и системность, высокий уровень стандартов в области точных наук.
Российское образование по‑прежнему остается одним из лучших в мире и одним из немногих ресурсов сохранения нашей страны в группе ведущих государств мира. При этом за прошедшие десятилетия в российском образовании произошли и существенные изменения, направленные в основном на демократизацию системы. Значительно повысилась автономия учебных заведений, расширились права педагогов в выборе учебной литературы и методов обучения, разработано многообразие образовательных программ как общего, так и для всех уровней профессионального образования. Произошло становление новых видов образовательных учреждений: гимназий, лицеев, колледжей, реализующих программы повышенного уровня. В стране создан негосударственный сектор образования.
Вместе с тем, прошедшие за последние годы кардинальные изменения экономической, социально-политической системы страны требуют как бы осовременивания, соответствующей адаптации образования к новым задачам подготовки специалистов качественно иного уровня, да и проблем за последние годы накопилось немало.
С одной стороны, хроническое бюджетное недофинансирование. В последние семь лет разные уровни российского образования финансировались из бюджета на 25–40 процентов от потребностей, а, с другой стороны, значительные средства, по разным оценкам специалистов, от двух до пяти миллиардов долларов в год вращаются в теневом секторе образования: это репетиторство, это коррупция при поступлении в вузы, это незаконные сборы средств с родителей в детских садах и школах.
По данным опроса Фонда общественного мнения 90 процентов россиян, имеющих детей школьного возраста, сказали о том, что они постоянно вносят деньги в школу. Это означает, что экономика системы образования требует разработки новых организационно-финансовых механизмов своего обеспечения с более активным, эффективным и прозрачным вовлечением средств населения и работодателей.
На сегодня реально сложился отрыв содержания и структуры профессионального образования от потребности рынка труда, что приводит к неэффективному расходованию и без того недостаточных бюджетных средств. Сейчас, например, 70 процентов выпускников сельскохозяйственных вузов, около 50 процентов выпускников педагогических вузов, да и достаточно большое количество выпускников медицинских вузов не идут работать по специальности по окончании вуза.
Значительные проблемы накопились с реализацией конституционного права российских граждан на равный доступ на конкурсной основе к получению высшего образования.
Сегодня, как известно, поступить в высшее учебное заведение можно в основном либо с помощь репетиторства, либо через платные курсы при вузах, либо через систему договорных с вузами школ, а зачастую, что же скрывать, просто и за взятки. Все это существенно затрудняет доступ в высшие учебные заведения детям из отдаленных регионов, из малообеспеченных слоев населения, порождает необоснованные разговоры о тотальном переходе на платное высшее образование.
Если 10 лет назад в московских вузах иногородних студентов было около 75 процентов, то сегодня — менее 25.
Введение платного образования, появление негосударственных учебных заведений, многочисленных филиалов вузов без создания адекватной системы их аттестации и аккредитации, устаревшее содержание образования, да еще без достаточного его материально-технического обеспечения — все это привело к снижению в целом качества как общего, так и профессионального образования.
Таким образом, на данном этапе очевидна необходимость для государства не просто восстановить свою ответственность и активную роль в сфере образования, но и провести глубокую всестороннюю его модернизацию, сконцентрировав усилия вокруг трех основных целей: доступность, качество, эффективность образования. Именно на это направлен комплекс мер на всех уровнях образования, принятый в плане действий Правительства в области социальной политики модернизации экономики на текущий год и до 2004 года. Все эти меры подробно изложены в розданных членам Государственного совета материалах. Исходя из этого, а также с учетом регламента, я очень кратко остановлюсь на главных из них.
Дошкольное образование. Оно является важным звеном в общей системе. В последние годы бюджетное недофинансирование, введение высокой платы за детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета материального положения семей, незаконные поборы привели к снижению охвата детей школьным образованием. Количество детских садов за последние 10 лет в стране снизилось почти в два раза. Предлагается дошкольное образование обеспечить полностью за счет бюджета муниципалитетов в рамках соответствующего образовательного стандарта, а оплату родителями содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях дифференцировать на уровнях субъектов Российской Федерации, привязав эту оплату к уровню материального положения семей.
Более четко определить права и возможности дошкольных учреждений с привлечением внебюджетных средств, в том числе за счет оплаты родителями дополнительных услуг сверх утвержденного государством стандарта дошкольного образования.
Одновременно предстоит разработать нормативно-правовую базу по стимулированию предприятий различных форм собственности, сохранению или софинансированию учреждений дошкольного образования. Особо серьезный комплекс мер необходимо реализовать в общем среднем образовании, в котором учатся и работают почти 23 миллиона россиян.
Последняя реформа школьного образования, как известно, была в 60-е годы. Главное — вернуть школе ее государственный статус. На данном этапе социально-экономического развития страны, с учетом разного уровня развития местного самоуправления, низкой финансовой обеспеченности большинства муниципалитетов, все чаще высказывается предложение о целесообразности перевода финансирования школ, с соответствующими изменениями в межбюджетных отношениях, с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. При этом, безусловно, не изменяя формы собственности, можно предусмотреть возможность делегирования субъектами Федерации части полномочий местным властям, исходя из возможности и специфики каждого отдельного региона. При этом там, где сложилась уже хорошая, отработанная иная практика, ее можно было бы и не ломать.
Одновременно планируется экспериментальная отработка в 2002–2004 годах в Чувашии, Самарской и Ярославской областях принципов нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений.
В целях повышения автономии и эффективности работы школ, необходимо завершить их реорганизацию в юридические лица. При этом предстоит разработать и внедрить на уровне каждого субъекта Российской Федерации систему подготовки и повышения квалификации администраторов общего образования.
В целях развития государственно-общественного характера управления образованием, предстоит создание при всех образовательных школах попечительских советов как для оказания экономической помощи школе, так и для организации общественного контроля за качеством образовательного процесса и создания благоприятного для детей уклада жизни школы.
В целях устранения перегруженности школьных программ, соответствующих физиологических перегрузок детей, для повышения качества школьного образования, необходимо, безусловно, с учетом национально-региональных особенностей разработать и принять новые стандарты содержания школьного образования, которые бы в большей мере учитывали изменившиеся потребности личности и общества.
По итогам, например, проведенного в 87-м году международного анализа более двух тысяч российских школ установлено, что около 50 процентов российских школьников не осваивают и половины содержания программ по физике, химии и биологии. В том числе имеется в виду придать большую практическую ориентацию содержанию школьных программ, расширить преподавание основ экономики, права, ввести изучение иностранных языков, информатики со второго класса и многое другое.
При разработке новой структуры и содержания общего образования планируется переход на более раннее начало обучения, как в большинстве стран мира, с шестилетнего возраста.
10 лет — обязательная основная школа и два года — старшая профильная школа. 12-летнее полное среднее образование не будет обязательным. Около 50 процентов детей после основной школы, то есть после 10 лет, будут уходить в ПТУ, в техникумы, а 50 процентов детей — в старшую профильную школу в основном для подготовки к поступлению в вузы, что в значительной степени заменит нынешнее репетиторство и платные курсы при вузах. При этом окончание школы, как и сейчас, будет не позднее 18 лет, так что для мальчиков нет угрозы досрочного призыва в армию.
Россия действительно осталась сегодня в числе немногих стран мира и единственной страной в Европе, которая пока не ввела 12-летнее полное среднее образование. Кстати, наши все бывшие европейские республики СССР, страны Балтии, Молдова, Украина, Белоруссия уже перешли на 12-летнее полное среднее образование. И дело здесь не столько в сроке обучения, а в необходимости разработки и внедрения новой структуры и содержания общего образования, снижения нагрузки на детей. При этом никто не собирается делать это завтра. Вначале, в ближайшие шесть лет, они будут в экспериментальном порядке отрабатываться и только затем внедряться с учетом особенностей, возможностей регионов и общеобразовательных учреждений.
Хочу обратить ваше внимание на таблицу № 10. Видно, что в течение ближайших лет предстоит резкое снижение числа выпускников из средней школы. В этих условиях необходимо разработать механизм учета текущих и перспективных потребностей отраслевых и региональных рынков труда, что должно стать центральным фактором трансформации нынешней структуры профессионального образования и существенно изменить планы приема в учреждения начального, среднего и высшего образования.
С учетом все возрастающей потребности в квалифицированных рабочих кадрах предстоит осуществить меры по приоритетной поддержке ПТУ и техникумов, обеспечив как на федеральном уровне, так и в регионах опережающий рост их бюджетного финансирования. Мы не сможем подготовить для страны высококвалифицированные рабочие кадры, если не уйдем от бытующего еще отношения к ПТУ, как к социальным отстойникам для неблагополучных детей и детей из малообеспеченных слоев.
Необходимо сконцентрировать переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров, в том числе из числа высвобождаемого населения, не в каких‑то вновь создаваемых в регионах структурах, а на базе действующих учреждений начального и среднего профессионального образования, при необходимости расширяя в них номенклатуру специальностей рабочих профессий в зависимости от спроса рынка труда.
Очевидно, что одних бюджетных средств на содержание и регулярное обновление лабораторий, материально-технической базы ПТУ и техникумов будет всегда не хватать. Опыт развитых стран мира, в том числе и опыт Советского Союза, показывает необходимость принятия мер, повышающих заинтересованность предприятий различных форм собственности в поддержке и соучастии в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, особенно по высокотехнологичным специальностям.
В области высшего образования предстоит осуществить модернизацию, адаптацию к новым социальным экономическим реалиям практически всех его основных механизмов. Взамен во многом несправедливого нынешнего платного образования в вузах, когда не учитывается ни предшествующая учеба абитуриента, ни его результаты на вступительных экзаменах, ни его материальное положение, предстоит разработать механизмы, позволяющие более широким социальным слоям софинансировать получение высшего образования, в том числе на основе государственных именных финансовых обязательств, когда деньги, о чем уже говорил Владимир Владимирович, следуют за учащимся в высшие учебные заведения. В этой связи предстоит разработать новые, более эффективные финансово-экономические механизмы в высшем образовании.
Предстоит существенно повысить роль субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объема подготовки специалистов в вузах, так и в обеспечении текущего контроля, оценки качества работы всех расположенных на территории субъекта высших учебных заведений вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, стимулирования более эффективной работы вузов, планируется ввести конкурсное распределение государственного заказа на подготовку специалистов с учетом как отраслевых, так и региональных потребностей и особенностей. Россия осталась в числе немногих стран мира, когда для поступления в вуз надо ехать за тридевять земель для сдачи экзаменов в конкретные вузы.
В этом году в соответствии с постановлением Правительства в шести регионах уже был проведен первый этап эксперимента по отработке единого государственного экзамена. В нем приняли участие более 30 тысяч выпускников школ и 50 вузов страны. Эксперимент, помимо выявления реального уровня работы каждой школы, показал принципиальную возможность ввести и в России более объективные механизмы вступительных испытаний для приема в вузы. Теперь предстоят следующие два года экспериментальной отработки контрольно-измерительных материалов, ибо это будут не только тесты, а также ряд технологических вопросов по обеспечению объективности процедуры единых государственных экзаменов.
Необходимо осуществить меры по расширению целевой социальной поддержки студентов. Правительство России сделало в этом направлении первые существенные шаги. В этом году принято Постановление Правительства о введении при сохранении академических стипендий системы социальных стипендий для нуждающихся студентов. На расширение академической мобильности и социальную поддержку иногородних студентов направлено и решение Правительства о выделении, начиная с бюджета следующего года, впервые за последние годы средств на ремонт и содержание студенческих общежитий, которые очень серьезно обветшали.
Для более полного удовлетворения потребностей рынка труда, особенно по дефицитным для регионов специальностям, в частности, педагогические, медицинские, аграрные, предусматривается возможность подготовки кадров на основе государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов, частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по окончании вуза по соответствующему распределению, в том числе и в сельской местности. Эта мера повысит и доступность к высшему образованию для лиц с невысокими доходами.
Уважаемые участники заседания! Конечно, помимо перечисленных далеко не полным образом конкретных мер модернизации отдельных уровней образования, необходимо реализовать и ряд дополнительных общесистемных мер по поддержке и развитию образования. В их числе необходимо принять меры по улучшению качества состава, омоложению педагогических кадров, решительно повысив в обществе социальный статус педагога и, прежде всего, учителя. Первый существенный шаг в этом направлении должен быть сделан уже в этом году. Предложенное Правительством и поддержанное Государственной Думой повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (как это показано в таблице № 2) приводит к самому значительному за последние шесть лет повышению заработной платы педагогов, а для учителей практически в два раза. В дальнейшем планируется ввести для работников образования систему профессиональных пенсий вместо пенсий за выслугу лет, надбавок какмолодым педагогам, так и за непрерывный стаж работы, а также за качество работы путем развития надтарифного фонда образовательных учреждений. Предстоит в последующие два года разработать новые стандарты содержания образования и нормативыфинансирования образовательных учреждений для всех уровней российского образования — от дошкольного до высшего.
Предстоит создать также в 2002–2004 годах общероссийскую государственно-общественную систему контроля качества образования, аттестации и аккредитации учебных заведений всех уровней. Такая система должна носить федерально-региональный характер и быть независимой от органов управления образования.
Общегосударственной задачей, важнейшим направлением повышения качества образования должна стать его информатизация, в частности, реализация разработанной по инициативе Президента Российской Федерации программы информатизации всех уровней российского образования. Программа уже утверждена Правительством и предусматривает не просто компьютеризацию образовательных учреждений, предстоит разработать новые информационные технологии, в том числе дистанционного обучения, осуществить массовое повышение квалификации педагогов, создать в стране индустрию производства электронного образовательного продукта, а в регионах — структуру ресурсных, ремонтных центров для поддержки компьютерной техники.
Планируется создание общероссийских образовательных порталов, подключение к ним учреждений как общего, так и всех уровней профессионального образования.
На реализацию программы запланировано направить 56 миллиардов рублей до 2005 года, в том числе 16 миллиардов только из федерального бюджета. В этой связи необходимо обеспечить координацию участия в программе всех субъектов Федерации, образовательных учреждений, активно привлекать внебюджетные средства.
Как первый этап этой программы, благодаря совместным усилиям и Правительства, и субъектов Федерации, до конца этого года мы планируем во все сельские школы поставить компьютеры, обеспечить их комплектами необходимого программного продукта и так далее.
Общегосударственной, ключевой на данном этапе является задача коренного улучшения воспитания детей и молодежи. В первую очередь, за счет восстановления и развития различных форм внеучебной работы, поддержки учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Правительство планирует реализацию, начиная со следующего года, федеральной программы физического воспитания и оздоровления детей и молодежи. Очевидно, мы в праве рассчитывать на разработку и в субъектах Российской Федерации соответствующих программ по воспитанию, развитию здорового образа жизни детей и молодежи.
Уважаемые члены Государственного совета!
Конечно, при подготовке вопроса прорабатывались различные прогнозные сценарии, в том числе макроэкономические, развитияроссийского образования. На наш взгляд, предлагаемый вариантмодернизации образования в сочетании с реализацией принципа приоритетного бюджетного финансирования способен вывести нашу систему образования к концу десятилетия на исполнение рационального норматива в 93 процента в профессиональном образовании и почти три четверти в общем образовании.
Предлагаемые меры по модернизации образования многократно обсуждались широкой образовательной общественностью во всех субъектах Федерации, в средствах массовой информации. В основном они были одобрены на Всероссийском съезде работников образования в 2000 году в Кремле, в котором участвовали пять тысяч делегатов из всех 89 субъектов. Но эту работу, безусловно, нужно продолжать. Необходимо добиться того, чтобы основные направления реформы были поняты и приняты обществом, чтобы союзниками власти в этом были педагоги, руководители образовательных учреждений, родители и общественность.
И несколько заключительных замечаний. Во‑первых, хочу поблагодарить всех руководителей субъектов Российской Федерации за их большую работу по сохранению и развитию российского образования. При одобрении предложенной образовательной политики России на современном этапе нам предстоит вместе, в том числе и на основе федеральной программы развития образования, разработать соответствующие программы в субъектах Федерации.
Во‑вторых, хочу поблагодарить за большую проделанную работу всех членов рабочей группы Госсовета и особенно ее руководителя Сергей Леонидовича Катанандова. Все высказанные вами сегодня предложения и замечания будут внимательно рассмотрены Правительством и учтены при доработке плана действий Правительства.
Модернизация российского образования затрагивает интересы не только 40 миллионов учащихся и работающих в системе. Она касается жизни, действительно, каждой российской семьи. Поэтому и Правительству, и субъектам Российской Федерации предстоит, распределив соответствующие уровни полномочий, настойчиво проводить линию на достижение провозглашенных целей: доступность, качество, эффективность.
Вместе с тем мы понимаем, что масштабность задач модернизации образования требует очень спокойного, взвешенного подхода. Все новации должны вводиться лишь после тщательной их отработки, апробации на основе соответствующих экспериментов и обязательно при широком участии не только образовательного сообщества, но и всего российского общества. В данном случае реформа не только для общества. Реформа образования вместе с обществом, и в этом залог успеха.
Благодарю за внимание.