Главное контрольное управление Президента Российской проверило деятельность Российского фонда технологического развития Минпромнауки России, Целевого бюджетного фонда Минатома России, федерального государственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» МПР России, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения Минтруда России, Внебюджетного фонда развития исполнительного производства Минюста России, Общественно-государственного фонда социальных гарантий военнослужащим.
На счетах указанных фондов в течение года аккумулируется около 16 млрд.рублей, предназначенных для использования в строго определенных соответствующими федеральными органами исполнительной власти целях.
Проверка показала, что федеральные органы исполнительной власти, создавшие вышеуказанные организации, не обеспечили выполнение возложенных на них основных функций.
Республиканским фондом социальной поддержки населения не реализуется в полной мере одно из важнейших направлений его работы — реабилитация и оздоровление малоимущих граждан, инвалидов. Цена путевки в пансионатах и дачных поселках, подведомственных фонду, достигает 7–10 тыс.рублей, что превышает материальные возможности социально незащищенных слоев населения. Вместе с тем значительные средства фонда направляются на строительство новых коттеджей повышенной комфортности. Только в рамках московской городской благотворительной программы «Комплексная социальная реабилитация, отдых и оздоровление малообеспеченных граждан — жителей Москвы в социальных учреждениях Фонда» на строительство дорогостоящих коттеджей за два года израсходовано около 30 млн.рублей из 42,6 млн.рублей, выделенных на социальную поддержку населения.
Общественно-государственный фонд социальных гарантий военнослужащимпрактически не решает вопросы оказаниясодействия военнослужащим и членам семей в обеспечении их жильем, улучшении условий службы, быта и отдыха, предоставлении помощи уволенным с действительной военной службы для адаптации к новым условиям жизни. В 2000 – 2002 годах на выполнение этих задач направлено 3,3 млн.рублей, или только 5,4% средств фонда, в то время как на содержание аппарата управления, проведение праздничных и культурно-массовых мероприятий израсходовано более 50 млн.рублей, или около 90% средств.
Не лучшим образом федеральным государственным предприятием «Российский федеральный геологический фонд» (Росгеолфонд) решаются вопросы, связанные с разработкой и внесением соответствующих изменений в паспорта месторождений полезных ископаемых. При проверке фонда выявлено, что по 1748 месторождениям паспорта вообще не разработаны, по отдельным — не корректируются в установленные сроки.
Российский фонд технологического развития образован Минпромнауки России для создания условий сохранения и развития научно-технического потенциала России. Как установлено проверкой, министерство возложило на государственное учреждение «Российский фонд технологического развития» (ГУ «РФТР») функцию управления средствами фонда, однако не добилось выполнения им уставных положений, касающихся обеспечения сбора и аккумулирования средств для финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок. Просроченная задолженность внебюджетных фондов, учрежденных федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями, по перечислению средств в Российский фонд технологического развития достигла 500 млн.рублей, что составляет около 30% от средств, находящихся на счетах фонда в 2002 году. Крупнейшими должниками являются внебюджетные фонды МПС России, Минсвязи России, НК «Роснефть», Ассоциации ЦНТС НК «Лукойл», на которые приходится более 95% долга.
Не в полной мере используется и другой источник формирования фонда — своевременный возврат заемных средств организациями — исполнителями научно-технических разработок. На момент проверки из 148 организаций, у которых наступил срок возврата средств, полностью вернули полученные суммы только 62 (42%), 52 организации не приступили к погашению просроченной задолженности. Ее размер с 1 января 2000 г. увеличился более чем в два раза и составляет 271,9 млн.рублей. Кроме того, фондом утрачено 17,5 млн.рублей в связи с невозможностью взыскания средств с должников ввиду их банкротства и прекращения хозяйственной деятельности.
Минатом России с целью упорядочения расходования средств Целевого бюджетного фонда образовал экспертную комиссию, возложив на нее осуществление конкурсного отбора программ предприятий, проведение экспертизы представленных проектов для определения целесообразности их финансирования. Однако комиссия министерства эти функции не исполняла.
Министерствами — учредителями на низком уровне осуществляется контроль за работой фондов, что привело к нарушениям нормативно — правовых актов, регламентирующих их деятельность. В нарушениеПоложения о фонде дирекцией ГУ «РФТР» заключаются договоры о финансировании научно-технических организаций на возвратной основе при отрицательном заключении государственной экспертизы Республиканского исследовательского научно-консультационного центра. Выборочная проверка 84 из 167 договоров, заключенных в 2000 – 2002 годах, показала, что с нарушением данного требования оформлен 31 договор, или 37%, на сумму 163,6 млн.рублей.
Не обеспечивается также выполнение Положения в части обязательного привлечения экспертных организаций к оценке выполненных работ на предмет соответствия их требованиям технического задания. В 2001 году отчеты о выполненных работах на экспертизу не направлялись, а в 2002 году заключения проведены лишь по 4 проектам из 71.
Не соблюдается порядок подачи заявок на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок из средств фонда в части заключения договоров с организациями, чистые активы которых меньше суммы, определенной договором. Выявлено 47 таких договоров, или 56% от числа проверенных, на сумму 779,8 млн.рублей. При этом в ряде случаев поручителями выступают юридические лица, чистые активы которых также ниже суммы договоров.
За 2000 – 2002 годы в нарушение регламента Российского фонда технологического развития заключено 5 договоров на сумму 29 млн.рублей с организациями — должниками фонда.
Вопреки постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, превысив свои полномочия, преобразовал объекты социальной сферы, переданные ему в оперативное управление и относящиеся исключительно к федеральной собственности, в федеральные государственные учреждения. Кроме того, 8 вновь построенных объектов социальной сферы не оформлены и не занесены в Реестр федерального имущества.
В ряде случаев средства расходуются на цели, не предусмотренные уставами и положениями о фондах и зачастую нерационально. Органами юстиции субъектов Российской Федерации в 2000–2002 годах допущено нецелевое использование денежных средств на сумму 1,1 млрд.рублей, которые направлены не на развитие исполнительного производства, как указано в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», а на иные цели.
Кроме того, из средств Внебюджетного фонда развития исполнительного производства Минюста России оплачены расходы в сумме более 3 млн.рублей на проведение выездного совместного заседания коллегий Минюста России, МНС России и координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и приобретение подарков для сотрудников центрального аппарата Минюста России.
Росгеолфонд каждый третий договор заключает на выполнение работ, не относящихся к его уставным задачам. Только в 2001 году профинансировано 15 таких договоров на сумму свыше 50 млн.рублей. В частности, выполнена работа по автоматизации делопроизводства министерства, оплачен контракт с ФГУП «Гипрогеолстрой» по теме «Формирование и ведение электронной базы данных по объектам недвижимости, расположенным в г.Москве и Московской области». Практика заключения и выполнения договоров по несвойственным для Росгеолфонда темам продолжалось и в 2002 году.
Минатом России за счет средств Целевого бюджетного фонда, предназначенных на выполнение мероприятий по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности, поддержке фундаментальной и прикладной науки, возместил в доход федерального бюджета 32,6 млн. рублей, израсходованных министерством на содержание собственного аппарата.
Часть средств в сумме 650 тыс.рублей, выделенных на научно — исследовательскую работу «Перевозка облученного топлива из аварийных хранилищ Государственного научного центра Российской Федерации «Научно-исследовательский институт атомных реакторов», ГУП «Атомспецтранс» потратил на организацию и проведение переговоров с ПО «Маяк».
Дирекцией ГУ «РФТР» неправомерно перечислено со счета фонда на свою текущую деятельность 22,4 млн.рублей, предназначенных для целевого финансирования НИОКР.
Нерационально и не в полном объеме используются средства, находящиеся на счете Российского фонда технологического развития. Из 1,6 млрд.рублей, что сопоставимо с годовыми объемами бюджетного финансирования приоритетных направлений науки и техники, в текущем году на НИОКР израсходовано лишь 0,4 млрд.рублей, или 26,3%, а более 1 млрд.рублей находятся на счетах фонда без движения.
По решению дирекции ГУ «РФТР», без согласования с руководством Минпромнауки России, в 2000 году списаны долги 4-х организаций-заемщиков средств в размере 5 млн.рублей.
В нарушение федерального законодательства о бухгалтерском учете ГУ «РФТР» не была учтена в составе оборотных средств дебиторская задолженность Минпромнауки России в сумме 703,4 млн.рублей и в дальнейшем списана с баланса учреждения без оправдательных документов. Также неправомерно в 2001 году остаток средств в сумме 84,6 млн.рублей на расчетном счете фонда в АКБ «МАПО-БАНК» переведен в дебиторскую задолженность ГУ «РФТР».
За счет средств Росгеолфонда возмещены в доход федерального бюджета неправомерные расходы МПР России, выявленные КРУ Минфина России, на сумму 727 тыс.рублей.
За проверяемый период на региональные социальные программы Республиканским фондом социальной поддержки населения было выделено 15,6 млн.рублей. Пятая часть этих средств израсходована на ремонтно-восстановительные работы и оснащение подведомственных Минтруду России учреждений, а также проведение министерством праздничных мероприятий, оплату организационных расходов и приобретение сувениров и подарков.
Отдельные нормативные правовые акты, в рамках которых функционируют фонды, содержат положения, противоречащие требованиям законодательства и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Минпромнауки России приказом от 21 ноября 2000 г. № 101 передало функции управления средствами Российского фонда технологического развития государственному учреждению «Российский фонд технологического развития», что не соответствует Положению о Минпромнауки России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 812 и ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей передачу юридическому лицу полномочий федерального органа исполнительной власти только в законодательном порядке, либо специальным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Кроме того, Минпромнауки России не определелило формы и способы использования результатов научной и научно-технической деятельности, как это установлено п.9 статьи 15 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».
На основании Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 328 Правительство Российской Федерации постановлением от 23 апреля 1997 г. № 480 возложило на Минтруд России руководство Республиканским (федеральным) фондом социальной поддержки населения. Однако эти функции были исключены из Положения о министерстве постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. № 343, тем самым Минтруд России освобожден от ответственности за эффективное использование средств фонда.
В результате того, что в Положении о Внебюджетном фонде развития исполнительного производства, утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации от 26 июня 1998 г. № 659, нечетко определены направления расходования средств, они используются для нужд центрального аппарата министерства (на текущий ремонт, оплату коммунальных услуг, связи, транспортных услуг, приобретение оргтехники и содержание помещений), а органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, выплату премий и материальной помощи работникам органов юстиции и аппаратов служб судебных приставов.
В целях повышения эффективности использования фондами бюджетных и внебюджетных средств на цели, определенные их уставами, представляется целесообразным Правительству Российской Федерации:
провести инвентаризацию нормативно-правовых актов на предмет их соответствия действующему законодательству и по ее результатам внести необходимые изменения в уставные и иные документы, регламентирующие деятельность фондов;
принять меры по возмещению израсходованных не по целевому назначению средств фондов;
рассмотреть вопрос о целесообразности функционирования отдельных государственных и внебюджетных фондов в новых экономических условиях.
* * *
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.
В соответствии с поручением Главы государства Правительство Российской Федерации совместно с Минатомом России, Минимуществом России, Минобороны России, МПР России, Минпромнауки России, Минтрудом России, Минфином России, Минэкономразвития России и Минюстом России рассмотрело информацию Главного контрольного управления Президента Российской Федерации и принимает меры по устранению выявленных недостатков.
Вопрос о целесообразности функционирования отдельных государственных и внебюджетных фондов будет рассмотрен в рамках работы Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. № 1838-р.
Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации