В.Путин: Уважаемые дамы и господа, уважаемый господин Президент!
Прежде всего я хочу поблагодарить руководство Франции за приглашение посетить вашу страну с государственным визитом. Думаю, что это совпало с рядом событий, которые происходят в мире, и, конечно это важно. Но не менее важно и то, что мы обсуждали в двустороннем плане. Я думаю, что господин Президент со мной согласится – вся наша встреча с господином Шираком в очередной раз подтвердила, что российско-французские отношения и сама их история, и логика сегодняшнего дня направлены только на дальнейшее углубление сотрудничества, только на развитие и укрепление нашего двустороннего взаимодействия.
У наших государств действительно многовековые связи, и они не раз на переломах истории выдерживали серьезные испытания. Сегодня, когда мир строит новые отношения, мы говорим о формировании новой архитектуры безопасности в мире, конечно, взаимодействие России и Франции очень важно и для обеих стран, и для мира в целом. Это взаимодействие прослеживается исторически, повторяю еще раз, – и это взаимное историческое притяжение помогает нам сегодня. Помогает строить отношения созидательного партнерства в интересах как наших двух стран, так и в отношениях всей Европы и всего мира.
Состоявшаяся беседа с Президентом Франции прошла в духе взаимопонимания, доверия, я бы хотел подчеркнуть атмосферу доверия, которая была создана благодаря моему французскому коллеге, и была весьма содержательной, затронула практически все аспекты нашего взаимодействия с Францией. И, конечно, мы остановились на самых чувствительных вопросах международной повестки дня. Среди них: ситуация в Ираке и ситуация на Корейском полуострове.
Хочу прежде всего отметить единство позиций России и Франции по иракскому вопросу. Обе страны настаивают на необходимости политико-дипломатического решения этого кризиса. Мы считаем, что силовые решения могут привести к непредсказуемой эскалации напряженности.
Хочу отметить, что мы внимательно изучаем сведения, представленные в недавнем докладе наших американских партнеров на Совете Безопасности ООН, и считаем, что международные инспектора должны тщательно их проверить. А решения по дальнейшим действиям должны приниматься Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. По их квалифицированным и компетентным докладам Совет Безопасности и будет строить свои дальнейшие шаги. По квалифицированным и компетентным докладам инспекторов Совет Безопасности будет выстраивать свою позицию на будущее.
Сходность позиций двух стран вновь проявилась и по другим вопросам. Мы – партнеры по антитеррористической коалиции. Мы вместе работаем над укреплением режимов нераспространения. Объединяем усилия противостояния наркоугрозе, иным видам организованной преступности.
Стремление действовать вместе прямо отражено в принятых двусторонних документах. Прежде всего в заявлении по стратегическим вопросам. Кроме того, в рамках визита подписаны соглашение о сотрудничестве в области борьбы с преступностью и обеспечения внутренней безопасности, конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, а также меморандум между Комитетом финансового мониторинга России и соответствующей структурой Франции о сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег, полученных незаконным путем. Вместе мы намерены работать и над укреплением экономической инфраструктуры европейского континента. На это, в частности, ориентировано совместное заявление о сотрудничестве в области энергетики. На этом мы с господином Шираком остановились особо.
Считаю закономерным, что тематике европейского взаимодействия было уделено значительное внимание, и в разговоре с глазу на глаз, и в расширенном составе. Прежде всего речь шла, конечно, о взаимодействии России с ЕС и России с НАТО. За последний год мы существенно продвинулись в таких направлениях, как безопасность и оборона, экономика и торговля, наука и технологии, культура и образование. И в России высоко ценят конструктивный вклад Франции в решение этих задач.
В завершение хотел бы подчеркнуть: мы уже многого добились в двусторонних политических отношениях. Еще больше предстоит сделать в экономической сфере. Достигнутое на данном этапе положение нас не удовлетворяет и удовлетворить не может. Это касается и структуры двустороннего товарооборота, и объема французских инвестиций в российскую экономику. Словом, мы с господином Шираком намерены и дальше двигаться вперед по пути укрепления российско-французских отношений по всем направлениям. Хочу это подчеркнуть.
И, конечно, сегодня, пользуясь случаем, хочу выразить чувство самой искренней симпатии и уважения к великому французскому народу.
Большое спасибо вам за внимание и еще раз спасибо за приглашение.
* * *
Вопрос: В последние годы Россия и Франция, ее руководители неоднократно благожелательно высказывались об идее создания «большой Европы», которая выходила бы за восточные границы ЕС. В связи с нынешним откровенным расколом Европейского союза по иракской проблеме насколько, Вы считаете, реальна эта идея, и насколько реально высказывание СМИ Запада о возможном создании оси стратегического партнерства Париж – Берлин – Москва?
В.Путин: Что касается ситуации с разными подходами разных стран к иракской проблеме, то я не стал бы здесь драматизировать. Каждая страна имеет суверенное право строить свою политику так, как считает нужным. Мы с Францией и Германией и подавляющим, хочу подчеркнуть, числом участников международного сообщества полагаем, что проблема Ирака может и должна быть решена дипломатическими средствами. Я обращаю ваше внимание на то, что подавляющее число членов Совета Безопасности так считает. Я уже не говорю о том, что если бы мы вынесли этот вопрос на Генеральную Ассамблею ООН, то там, уверяю вас, была бы продемонстрирована самая яркая поддержка такой позиции. Наша позиция выверенная, абсолютно моральная и направлена на то, чтобы минимизировать ущерб от возможного наличия в Ираке средств массового уничтожения, но в то же время решить эту проблему таким образом, чтобы не нанести ущерб мирному населению и не нарушить международного права, что самое главное.
Мы, конечно, хотим строить отношения с объединенной Европой, и мы будем это делать. От того, как сложатся отношения в Европе, конечно, в значительной степени будет зависеть и наша позиция. Европа – наш самый главный торгово-экономический партнер. С учетом расширяющейся Европы более 50 процентов товарооборота России будет приходиться на Европу. В любом случае, что бы там ни происходило, будем с Европой строить отношения. Конечно, нам бы хотелось, чтобы у нас было ясное понимание, как нужно строить эту работу и с кем. Иногда это довольно сложно сделать. Но, повторяю, не нужно драматизировать. Мы найдем решение, нисколько не сомневаюсь.
* * *
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете психологическое состояние в мире в связи с такой тяжелой ситуацией, когда нарушаются старые связи и когда из‑за Ирака такие разные позиции занимают стороны, от которых все ждут согласованных действий?
В.Путин: Собственно говоря, я уже практически ответил на этот вопрос, когда отвечал на предыдущий. Конечно, было бы лучше, если бы мнение было единым. Это было бы очень похожим на съезды Коммунистической партии Советского Союза, но, как мы знаем, это тоже ни к чему хорошему не привело сам Советский Союз. Поэтому борьба мнений, борьба разных точек зрения сама по себе ничего плохого не несет. Важно только, я хочу это еще раз подчеркнуть, чтобы эта борьба мнений, это противостояние носили мирный характер, и чтобы все дискуссии велись в рамках известных правил, которые представляют собой не что иное, как международное право. Вот если мы все научимся жить по международному праву, в рамках действующего международного законодательства, то, уверен, все вопросы будут решены.
* * *
Вопрос: Какие действия будут предпринимать Россия и Франция в случае, если США в одностороннем порядке без санкции ООН начнут военную операцию против Ирака?
В.Путин: Вы сейчас пытаетесь втянуть нас в дискуссию о том, что будет, если война начнется. Сам факт начала этой дискуссии как бы должен говорить о том, что это неизбежно. Россия против войны. Я на данный момент времени не хочу обсуждать эту тему.
Вопрос: Готова ли Россия предоставить техсредства для работы инспекторов в Ираке?
В.Путин: Я могу только подтвердить, что сказал господин Президент. В рамках резолюции 1441 возможно использование технических средств, если потребуется, Россия готова их предоставить, в том числе авиацию. Повторяю, если это будет нужно. Сегодня ситуация выглядит как? Мы требовали от Ирака, чтобы там работали инспектора, они там работают. Инспектора – дельные люди, международное сообщество им доверяет. Что они говорят? Они разве говорят нам о том, что Ирак препятствует их деятельности? Нет, не говорят. Напротив, вот только сейчас высказались и Эль Барадей, и Бликс, которые констатируют дальнейшее движение Ирака навстречу инспекторам ООН. Ирак предоставил дополнительную информацию, проявил дальнейшее желание к сотрудничеству. То есть прогресс в развитии отношений между инспекторами ООН и Ираком очевиден. Вот по этому пути, оказывая всемерное давление на Багдад, как сказал господин Президент, и я здесь с ним абсолютно согласен, мы намерены двигаться. Пока этого достаточно.
Вопрос: Судя по Вашим словам, Вы много все‑таки уделили времени обсуждению экономических вопросов взаимодействия между двумя странами. Как продвигается энергодиалог и каковы перспективы развития этого направления?
В.Путин: Да, действительно, энергетическому сотрудничеству мы уделили много внимания. Господин Президент особо выделил эту тему. Мы согласовали соответствующее заявление. Я должен сказать, что французские фирмы активно работают в России по разработке крупных российских месторождений, по производству сырой нефти и по продаже ее на мировых рынках. У нас известна и крупнейшая газовая компания «Газ де Франс», которая сотрудничает с «Газпромом». По всем этим направлениям мы будем развивать отношения. Есть определенные планы у французских инвесторов. Они будут поддержаны российским Правительством.