А.Лукашенко: Уважаемые товарищи!
Вы уже знаете о тех вопросах, которые обсуждались и были включены в повестку заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. Все 10 вопросов, которые были включены в повестку дня, рассмотрены, и по ним приняты соответствующие решения.
Я не хотел бы повторяться, но подчеркну, что докладчики, характеризуя торгово-экономические отношения Белоруссии с Российской Федерацией, отмечали, что по всем отраслям товарооборота двух стран за последний 2002 год наметился прирост. Это главный итог функционирования Союза России и Белоруссии в прошлом году.
Как вы знаете, в этом году мы решили акцентировать свое внимание на социальных вопросах. Мы выработали концепцию социального развития нашего Союза на перспективу, и на основании этих концептуальных положений будет создан целый свод законов России и Белоруссии, а также общие кодексы законов Союзного государства. То есть мы акцентируем наше внимание на свободе наших людей, на свободе перемещения наших людей и так далее. Это будет Год наших граждан.
Мы также говорили на тему обеспечения безопасности Союзного государства и по этому вопросу приняли известные вам решения.
Я очень удовлетворен заседанием Высшего Государственного Совета, я очень удовлетворен результатами вчерашних и сегодняшних переговоров. По крайней мере мы договорились по всем вопросам, которые ставили в повестку переговоров в формате «один на один».
Я хочу публично еще раз поблагодарить Президента Российской Федерации, еще раз передать свои теплые пожелания братскому российскому народу в связи с началом нового года. Пусть он будет счастливым и спокойным для наших братьев-россиян.
В.Путин: Мне остается только подтвердить позитивный характер состоявшихся переговоров и вчера, и сегодня.
Хочу со своей стороны поблагодарить белорусских коллег и друзей за очень благоприятную атмосферу, которая была создана для нашей совместной работы. Работа была конструктивной, повторяю, и вчера, и сегодня. Мы удовлетворены ее результатами. Мы подвели итоги совместной работы за 2002 год, наметили перспективы на будущее, говорили по всем тем аспектам, которые только что были заявлены: это и вопросы безопасности, и вопросы будущего Союза. Вы знаете, что по предложению Президента Белоруссии создана комиссия, поднят ее статус. Ее возглавили теперь спикеры нижних палат обоих парламентов. Мы договорились о продолжении соответствующей работы, имея в виду работу над поправками и обсуждение на самом высоком уровне предложений как с одной, так и с другой стороны.
Естественно, что основным направлением нашей деятельности должна стать работа по созданию экономической базы строительства Союзного государства. Здесь мы подходим к очень важному – этапному, я бы сказал, – моменту в нашем взаимодействии, имея в виду, что в соответствии с Договором с 1 января 2005 года должна в качестве единого платежного средства функционировать российская валюта – российский рубль. Это требует большой подготовительной работы, и мы сегодня об этом много конструктивно говорили. Все исходят из понимания, что подготовительный этап этой работы должен начаться в самое ближайшее время уже с точки зрения продвижения этого вопроса по определенному техническому плану совместных действий.
Вот, думаю, это главные итоги – имея в виду, что и такой важный аспект, как согласование законодательств в области социальной политики, на мой взгляд, для рядовых граждан наших государств представляет очень большое значение. Это касается и пенсионного обеспечения, доступа к решению проблем, связанных со здравоохранением, с передвижением, и так далее, и тому подобное. В этом смысле наши эксперты поработали неплохо, мы утвердили соответствующую концепцию. Вопрос за тем, чтобы это эффективно реализовывать. Надеюсь, что так оно и будет.
Вопрос: Вопрос к двум президентам. Готовы ли стороны к введению с 1 января 2005 года единой валюты, единого платежного средства в виде российского рубля, и как вы рассматриваете ситуацию с созданием совместного предприятия по транспортировке газа?
В.Путин: Я только что говорил на эту тему. Мы обсуждали эту проблему. С 1 января 2005 года российский рубль должен быть использован в качестве единого платежного средства, единой валюты до 2008 года. Это требует определенной подготовительной работы, весьма сложной. Мы сформулировали свои предложения. Я думаю, что в течение весны текущего года мы должны согласовать наши дальнейшие шаги и действовать в этом направлении. Если этого не произойдет, то тогда мы, конечно, не сможем реализовать эти планы 1 января 2005 года. Вы знаете, у нас было предложение ввести в качестве единого платежного средства российский рубль уже с 1 января 2004 года, но этот срок был, конечно, очень маленький. Нужно было начинать сразу. Мы немножко здесь упустили, но в рамках Договора с 1 января 2005 года вполне можем реализовать.
Что касается нашей совместной работы по созданию единой газотранспортной распределительной системы, то в этом отношении у нас есть определенные договоренности с белорусской стороной. Небольшая сдвижка идет по срокам, но в целом мы удовлетворены тем, как развивается эта ситуация. В Белоруссии принят закон, он находится на утверждении у Президента.
А.Лукашенко: Уже утвержден.
В.Путин: Вот Александр Григорьевич говорит, что Президент уже подписал этот закон. Нам ничего не мешает реализовать планы в те сроки, которые были оговорены заранее, то есть к июлю текущего года.
А.Лукашенко: Что касается Вашего первого вопроса по поводу введения единой денежной валюты, то хочу сказать следующее. У нас есть договор, мы обязаны его выполнять. Если там записано первого числа и коль мы не смогли ввести общую валюту 1 января 2004 года, то к 2005 году мы обязаны реализовать концепцию введения единой денежной валюты. Более того, нам надо создать единый эмиссионный центр, решить другие вопросы. Мне вчера понравился вчера тезис, высказанный Президентом России, мы вчера долго вели разговор, где‑то до полдвенадцатого. Мы спросили здраво друг у друга, что мы как президенты, как главы государств еще не сделали для того, чтобы придать динамику нашему единению, сближению и так далее. И мы, анализируя наше решение, пришли к тому, что на уровне глав государств, в частности Высшего Госсовета, мы приняли все решения. И мы пришли к выводу, что и правительства и национальные банки должны реализовать эти решения. Все, что зависело от глав государств, мы решили. Сейчас мы и на Высшем Госсовете сделали замечания и правительствам, и национальным банкам об активизации этой работы. Поэтому договоры надо выполнять, и 1 января 2005 года мы должны закончить этот процесс.
Что касается создания совместного предприятия по транспортировке российского газа в Европу через Беларусь, то, да, правильно Владимир Владимирович сказал, у нас было отставание по срокам, но это не нарушает конечного срока, а в середине этого года должно быть создано совместное предприятие, препятствий никаких нет. К апрелю закончатся все мероприятия, и к июню этого года мы должны иметь совместное белорусско-российское предприятие по транспортировке российского газа в Европу. Оно будет создано в сроки.
Вопрос: Вопрос также к двум президентам. Несколько раз, в том числе и сегодня, вы заявляли о том, что в числе задач при строительстве Союзного государства значится обеспечение равных прав граждан Белоруссии и России и создание равных условий для них. Очевидно, что в этом направлении уже сделано немало, но по‑прежнему остается ряд вопросов, которые или решаются очень медленно, или не решаются вовсе. В чем, на ваш взгляд, причина такой ситуации, и есть ли на сегодня реальная возможность этот процесс ускорить?
В.Путин: Мы как раз этим и занимаемся все эти годы. В чем главная предпосылка, что является главным условием, которое обеспечило бы равное положение субъектов хозяйственной деятельности в сфере экономики? Это создание Единого экономического пространства, которое не мыслится иначе и не может иначе существовать, кроме как функционируя по единым принимаемым той и другой стороной экономическим законам.
Единое экономическое пространство предполагает, что мы развиваемся, и действуем по одним и тем же экономическим законам, и признаем эти законы на одной и на другой территории. Для того чтобы добиться такого состояния, очень важным, этапным моментом как раз и является введение единой денежной расчетной единицы в виде российского рубля, о чем мы, собственно, и вчера еще вечером начали говорить, и сегодня на заседании говорили многократно, очень много времени уделили. И сейчас в ходе встречи с вами, уважаемые дамы и господа, вот уже в третий раз возвращаемся к тому же самому ключевому вопросу. Будут у нас функционировать в России и Белоруссии единые экономические законы, будем мы ими руководствоваться – значит, наши хозяйствующие субъекты будут равны между собой. Не будет этого, тогда постоянно будут возникать какие‑то вещи, которые будут вызывать споры, и мы не будем знать, кто же прав, а кто виноват.
Что касается граждан России и Белоруссии, физических лиц, то об этом мы говорим постоянно. Это находится в поле зрения Президента Белоруссии всегда и прежде, когда он только с первым президентом России начинал этот процесс. Собственно говоря, этому посвящена вся работа по созданию Союзного государства, этому мы уделяем большое внимание.
Я знаю, что во многих странах СНГ много вопросов связано с введением нового российского законодательства в сфере иммиграции. Я могу вам, предвосхищая любые вопросы на эту тему, сказать следующее: Александр Григорьевич поднимал сегодня этот вопрос в ходе нашей работы. Могу вам сказать, что на граждан Белоруссии вопросы, связанные с новым российским миграционным законодательством, не распространяются. И никаких миграционных карт граждане Белоруссии заполнять в России не должны. Прошу не путать регистрацию тех лиц, которые прибывают в крупные города России, с этими миграционными картами. Во втором случае, в случае регистрации в крупных городах, это правило в полном объеме распространяется и на российских граждан, а не предъявляется гражданам Белоруссии в особом режиме. Это является внутренним делом самой Российской Федерации, у нас идет правовая дискуссия по этому вопросу – что возможно, что невозможно в рамках российской Конституции, но это не особые требования к гражданам Белоруссии.
Ну и наконец, сейчас Министерство внутренних дел Российской Федерации вышло с соответствующим предложением к своим белорусским коллегам, а вопросами миграции в Белоруссии занимается не Министерство внутренних дел, а другие ведомства. Тем не менее у них между собой неплохой контакт. Российские коллеги сделали предложение, чтобы белорусские чиновники соответствующего ведомства на своей западной границе выдавали соответствующие документы гражданам третьих стран, которые действовали бы и на территории Российской Федерации. Но еще раз хочу подчеркнуть: на граждан Белоруссии это в любом случае не распространяется.
А.Лукашенко: Я единственное могу добавить. Ответ Президента Российский Федерации на данный вопрос исчерпывающий – более того, концептуальный. Хочу сказать, что мы удовлетворены таким ответом, и наши люди, я думаю, правильно и по достоинству оценят эту позицию Российской Федерации. Что касается Белоруссии, я думаю, нет такого россиянина, который бы сказал, что есть какие‑то особые претензии у нас в нашей стране к людям из России. Такого вопроса в Белоруссии не существует. Такой проблемы нет. Россияне для нас – свои люди, притом неважно, кто они – из Дагестана, Якутии, Москвы, Питера или даже из Чечни. Вы помните конфликт на границе, когда в нарушение международных законов Польша не пускала граждан Российской Федерации из Чечни на свою территорию? Мы взяли их под свою опеку, сделали все, чтобы они могли путешествовать по своему маршруту, смогли въехать на территорию соседней Польши. Тогда я сказал – это и наши граждане, граждане Российской Федерации, поскольку мы живем в едином Союзном государстве, поэтому у нас не было и не будет никаких проблем, будь то социальное обслуживание, будь то здравоохранение, образование. У нас нет никаких проблем по отношению к гражданам Российской Федерации и не будет.
Что касается субъектов хозяйствования, может, мы и не все сделали, это же процесс длительный и развивающийся. Все время новые проблемы появляются. Но тот факт, что мы увеличили товарооборот с Российской Федерацией за прошлый год при общем падении товарооборота России с другими государствами, говорит сам за себя. Мы здесь немало сделали для субъектов хозяйствования. Все остальное за субъектами хозяйствования. Ни один президент – ни Белоруссии, ни России – за них работать не будет. Поэтому созданы соответствующие условия – может быть, они кому‑то не нравятся, но они есть. Они формализованы юридическими документами, и в этом правовом поле сегодня надо работать. Мы такими подходами на сегодняшний день удовлетворены – более того, мы движемся к решению этих проблем еще большими темпами, как сказал Президент Российской Федерации.