Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных управлений в ряде субъектов Российской Федерации по вопросу выполнения налогового законодательства в части полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
Проверка показала, что за 10 месяцев текущего года задание по мобилизации налоговых доходов в федеральный бюджет, установленное Правительством Российской Федерации, исполнено лишь на 96,2 %, недополучено 37,6 млрд.рублей. При этом темпы роста объема валового внутреннего продукта составили 104 %.
Не выполнили установленные задания 47 территориальных управлений МНС России (далее — УМНС) из 82. В Приволжском федеральном округе с заданием не справились 12 УМНС из 14, в Южном федеральном округе — 8 из 13. Наиболее значительные отставания допущены управлениями Краснодарского края, Нижегородской, Пермской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.
Не обеспечен в полном объеме сбор ряда налогов, которые являются определяющими при формировании доходной части бюджета страны. В бюджетную систему в виде налога на прибыль с начала года перечислено 338,4 млрд.рублей, в том числе в федеральный бюджет −125,1 млрд.рублей, или 83,7 % к заданию. Плановых показателей не достигли 62 УМНС. Наибольшее невыполнение допущено в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Удельный вес налога на прибыль в общем объеме поступлений в федеральный бюджет снизился на 8,3%.
Свыше 30 УМНС не справились с заданием по налогу на добавленную стоимость. В бюджетную систему Российской Федерации по этому виду налога недопоступило 33,8 млрд.рублей, в том числе в Дальневосточном федеральном округе — 0,47 млрд.рублей. Уральском федеральном округе — 1,62 млрд.рублей. Южном федеральном округе-29,34 млрд.рублей.
Подобное положение сложилось в основном из‑за непринятия МНС России исчерпывающих мер по организации контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками. В первую очередь это относится к работе по взысканию задолженности по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему. К настоящему времени эта задолженность достигла уровня, сопоставимого с половиной годового федерального бюджета.
В текущем году произошло увеличение задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет в большинстве регионов России. С начала года она выросла на 74,6 млрд.рублей и достигла почти 550 млрд.рублей, в том числе в федеральный бюджет — 473,7 млрд.рублей. В Кабардино-Балкарской Республике, Амурской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской, Курской и Ульяновской областях размер долга превышает объем поступивших налогов и сборов. В Республике Калмыкия задолженность возросла более чем в 2 раза, г.Москве — наполовину, Тульской области — на треть.
Работу налоговых органов в этом направлении нельзя признать адекватной сложившейся ситуации. В текущем году в бюджеты перечислено всего 162,7 млрд.рублей, или немногим более 13% от суммарной задолженности. В ряде регионов в нарушение ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации поручения об уплате налогов и сборов при наличии у налогоплательщиков задолженности необоснованно отзываются. Например, межрайонной налоговой инспекцией Республики Тыва отозваны 20 поручений на сумму около 3 млн.рублей.
Не принято мер к существенному сокращению суммы предоставляемых налоговыми органами отсрочек по уплате платежей, которая составила 136,8 млрд.рублей. Значительные отсрочки по платежам имеют место в Хабаровском крае, Амурской, Ленинградской, Камчатской областях и ряде других регионов.
Возросли почти в два раза приостановленные к взысканию платежи. Наибольший рост произошел в территориальных управлениях по г.Санкт-Петербургу — в 14,8 раза, г.Москве — в 5,9 раза, Ульяновской области — в 4,8 раза. Общая их сумма достигла 182,8 млрд.рублей.
МНС России не в полной мере использует предоставленное ему право направления материалов в ФСФО России для инициирования процедур банкротства и последующим погашением или списанием задолженности на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100. В текущем году по представлению налоговых органов инициированы процедуры банкротства только по 72,8 тыс. организаций. Между тем таких организаций насчитывается 872,2 тысячи.
Острой остается проблема погашения задолженности по акцизам. С начала года она выросла в 1,6 раза и достигла почти 42 млрд.рублей. В общей сумме более половины занимает долг организаций, поставляющих природный газ, который возрос в 3,1 раза и достиг 22,3 млрд.рублей. Увеличилась до 13,7 млрд.рублей задолженность по акцизам хозяйствующих субъектов, производящих алкогольную продукцию. Наибольшее отставание допущено в Красноярском крае, Московской, Иркутской, Новосибирской и Тульской областях.
Практически не выполняются МНС России собственные решения по погашению долга за счет обращения взыскания на имущество должника. В 2002 году таких решений было принято на сумму 166,3 млрд.рублей, однако в бюджет поступило лишь 0,8 млрд.рублей.
Не достигнуты намеченные цели в результате реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам. За проверяемый период налоговыми органами почти 65 тысячам организаций было предоставлено право на проведение реструктуризации на общую сумму более 378 млрд.рублей.
При принятии решений о ее проведении не всегда учитывалась платежеспособность организаций и другие оценочные критерии. В Республиках Карелия, Саха (Якутия), Ленинградской, Свердловской, Тамбовской и Ульяновской областях. Еврейской автономной области она проведена при наличии долгов по текущим платежам, отсутствии положительного заключения ФСФО России, ходатайств органов местной власти и согласованного графика погашения задолженности. По этим причинам в Республике Адыгея аннулировано около 65% ранее принятых решений. В Республике Калмыкия и Таймырском автономном округе — более половины. Всего отменено решений о ее проведении на сумму почти 40 млрд.рублей. В результате в федеральный бюджет недопоступило более 320 млрд.рублей, или 84% от первоначально реструктуризированной суммы.
Министерство и его территориальные органы не используют в полной мере имеющиеся резервы для увеличения налоговых поступлений. Неудовлетворительно ведется контроль за организациями, не представляющими отчетность или представляющими так называемую «нулевую» отчетность. На начало октября текущего года их насчитывалось 1,5 миллиона, или 45 % от числа зарегистрированных, а в республиках Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Саха (Якутия) — от 52% до 71%.
Кроме того, законодательные органы субъектов Российской Федерации предоставляют льготы по уплате налогов и сборов в нарушение действующего законодательства. В 2001 и текущем году Народным Хуралом Республики Калмыкия были даны льготы по федеральным налогам в части сумм, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты, в размере более 9 млрд.рублей. До настоящего времени указанные средства не восстановлены. В целом по стране потери региональных бюджетов и органов местного самоуправления от предоставленных льгот составили более 90 млрд.рублей.
Не в полной мере соблюдаются требования ст. 11 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» в части проведения налоговыми органами не реже одного раза в два года в организациях любой формы собственности документальных проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других платежей. В целом по стране в 2000 году проверками были охвачены 24,3% юридических лиц, в 2001 году — 19,7%, в текущем году — около 12%.
Налоговыми инспекциями г. Барнаула Алтайского края свыше трех лет не проверялись более 3 тыс. хозяйствующих субъектов, или почти половина состоящих на учете. В ряде случаев проверки не осуществлялись в течение 9 лет. В Пензенской области инспекцией Первомайского района 70 организаций не проверялось более 4 лет. В г. Кирове около половины юридических лиц не обследовано в установленные сроки. Аналогичное положение сложилось в большинстве субъектов Российской Федерации.
Невысок уровень эффективности и проводимых налоговых проверок. Во многих регионах несмотря на имеющиеся долги по уплате налогов практически каждая вторая ревизия оказывается безрезультатной. По итогам контрольной работы в текущем году дополнительно взыскано в бюджеты всех уровней почти на треть меньше средств, чем начислено. Наиболее слабо эта работа поставлена в налоговых органах республик Башкортостан и Северная Осетия-Алания, Ставропольского края, Вологодской, Калужской, Оренбургской, Пензенской и Ульяновской областей. Сумма взысканных платежей по итогам выездных ревизий здесь составила менее 40% от начисленных.
Снижается результативность проверок по соблюдению валютного законодательства. В 2001 году было дополнительно начислено налогов и штрафных санкций на сумму 1,9 млрд.рублей, из которых взыскано 38 млн.рублей. В текущем году предъявлено штрафных санкций на сумму 469 млн.рублей, в бюджет поступило 0,5 млн.рублей.
МНС России не уделяется должного внимания проведению мероприятий совместно с правоохранительными органами. Межведомственный план МНС России, ФСНП России, ГТК России и МВД России «Об основных направлениях совместной работы контролирующих и правоохранительных органов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, валютного, таможенного законодательства и пополнению доходной части бюджетов всех уровней на 2002 год» утвержден только 10 ноября 2002 года.
Сокращается количество проверок с участием федеральных органов налоговой полиции. В этом году их проведено только 2,3% от общего числа. При этом результативность подобных мероприятий очень высока. В 2001 году эффективность одной проверки была 25 раз выше, чем проведенной самостоятельно, в текущем году — почти в 30 раз. Наиболее слабо эта работа поставлена в республиках Коми, Марий Эл, Тыва, Алтайском крае, Архангельской, Воронежской, Камчатской, Кемеровской, Нижегородской и Тверской областях.
МНС России не уделяет необходимого внимания подбору и профессиональной подготовке кадров. Более 30% работников налоговых органов в регионах не имеют высшего образования, а в Магаданской, Пермской областях, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе — более половины. При этом министерством не выполнен план повышения квалификации. В 2001 году прошли обучение 8,7 тыс. человек, что в 3 раза меньше установленных нормативов.
Из‑за недостаточной квалификации работников допускаются нарушения процедуры документального оформления налоговых правонарушений. По большей части материалов из‑за их некачественности принимаются решения об отказе в возбуждении уголовных дел. В 2001 году органами налоговой полиции вынесено 12,8 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, или 74%; в текущем году — 5,23 тыс. и 76% соответственно.
О низком качестве работы налоговых служб свидетельствует также рост числа исков налогоплательщиков, признанных судами обоснованными, а также оспариваемых сумм возврата неправомерно начисленных налогов. В 2001 году удовлетворен 71% рассмотренных исков, за первое полугодие текущего года — 72,8% соответственно на 50,3 млрд.рублей и 50,9 млрд.рублей. В Карачаево-черкесской Республике и Агинском Бурятском автономном округе в прошлом году все иски признаны обоснованными.
* * *
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.
По поручению Главы государства информация о результатах проверки направлена в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия мер по устранению недостатков, выявленных в работе МНС России.
О результатах проверки проинформированы полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации