Главное контрольное управление Президента совместно с аппаратами полномочных представителей Президента в федеральных округах проверило деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Федерации по реализации жилищной политики и развитию системы ипотечного жилищного кредитования.
В жилищном строительстве России с 1990 года произошли серьезные негативные изменения. Ввод жилья государственной и муниципальной форм собственности сократился с 80 до 19 процентов.
Снижение доли бюджетного финансирования и отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников вызвали резкое падение объемов жилищного строительства. В 2001 году объем ввода жилья в эксплуатацию составил 31,7 млн.кв.метров, в том числе за счет бюджетных источников −6,1 млн.кв.метров, что в 2 раза ниже уровня, максимально достигнутого за последнее десятилетие. В большинстве субъектов Российской Федерации сокращение еще значительнее. В Свердловской области объемы жилищного строительства уменьшились в 4 раза, в Иркутской — почти в 10 раз.
Продолжает увеличиваться выбытие жилищного фонда. В 2001 году оно составило 14,1 млн.кв.метров, что равноценно почти половине вновь введенного жилья в целом по стране.
Ветхий и аварийный, жилищный фонд насчитывает 87,8 млн.кв.метров и за последний год увеличился на 22,4 млн.кв.метров (34 %). Более 290 млн.кв.метров жилых помещений нуждается в неотложном капитальном ремонте, однако ежегодно ремонтируется всего 4,5 млн.кв.метров.
Наблюдается рост стоимости строительства жилья с опережением роста денежных доходов населения на 10 процентных пунктов. Только за 2001 год стоимость строительства 1 кв.метра общей площади жилых домов выросла в среднем по России на 40 процентов. На первичном рынке цена 1 кв.метра достигла 10,5 тыс.рублей при среднедушевом доходе менее 3000 рублей в месяц.
Все это привело к тому, что большинство граждан Российской Федерации не имеет реальных возможностей улучшить свои жилищные условия.
На начало 2002 года на учете по улучшению жилищных условий состояло 4,86 млн.семей, 33,7 % из них стоит на очереди 10 и более лет. Кроме того, свыше 6 млн.семей, не состоящих на учете, проживает в неблагоустроенных квартирах и в ветхом жилищном фонде.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, позволяет за счет средств федерального бюджета улучшать жилищные условия только льготным категориям населения (военнослужащим, жителям Крайнего Севера, вынужденным переселенцам, ликвидаторам радиационных аварий и др.), установленным законодательством Российской Федерации. Ежегодно по программе предоставляется жилье всего 20–25 тысячам семей указанных категорий граждан, или 0,5% от общего количества состоящих на учете в целом по стране.
При существующем уровне финансирования программы количество очередников даже льготных категорий не сокращается, а в некоторых регионах растет. В Оренбургской области на 78,3% увеличилось число очередников по подпрограмме «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В 2002 году также выросло количество участников подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф». Аналогичный рост отмечен в Пензенской и Свердловской областях, других субъектах Российской Федерации.
Не решается проблема обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в ходе реализации программ жилищного строительства в субъектах Российской Федерации. За счет средств региональных бюджетов в 2000–2001 годах объем ввода в действие жилого фонда практически не изменился и составил всего 3,9 % от его общего объема по стране.
В Оренбургской области за счет безвозмездных субсидий из областного бюджета в 2000–2002 годах было обеспечено жильем всего 244 семьи, или менее 0,5 % от общего количества состоящих на учете на улучшение жилищных условий.
В рамках реализуемой в Пензенской области за счет областного бюджета программы «Дом для молодой семьи», предусматривающей строительство домов для молодых специалистов в сельской местности, ежегодно улучшаются жилищные условия лишь 3,7 % молодых семей, состоящих на учете.
Правительством Российской Федерации намечалось решить жилищную проблему для большинства жителей России за счет привлечения внебюджетных средств в жилищную сферу и предоставления их гражданам в виде долгосрочных кредитов.
Однако, несмотря на то, что Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации обозначил систему ипотеки сферой приоритетного внимания федерального Правительства и региональных властей, приобретение населением жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования не получило должного развития.
Средства кредитных организаций на покупку и строительство жилья предоставляются в ограниченном размере и недоступны для большинства граждан. Долгосрочное кредитование практически не осуществляется, а действующие процентные ставки по краткосрочным ссудам (от 22 % годовых) приводят к увеличению затрат на покупку жилья, несопоставимому с ростом реальных доходов населения. Количество граждан, получивших ипотечные кредиты в Российской Федерации, не превышает 40 тысяч, тогда как желающих их получить несоизмеримо больше. Только в Оренбургской области насчитывается более 60 тыс. желающих взять кредит для улучшения жилищных условий.
В г.Пензе за трехлетний период действия программы ипотечного жилищного кредитования выдано всего 174 кредита, что составило менее 6% от количества принятых заявок. Со второй половины 2002 года программа практически не реализуется из‑за отсутствия средств в городском бюджете.
Иркутским региональным ипотечным агентством, созданным администрацией области, с 1999 года оформлено лишь 73 займа на покупку жилья в сумме 21,3 млн. рублей при 1200 зарегистрированных желающих.
Поручение Президента Российской Федерации о создании системы ипотечного жилищного кредитования Правительством Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти фактически не выполнено. Не принята федеральная программа ипотечного жилищного кредитования.
Не сформирована необходимая нормативно-правовая база для массового развития ипотечного жилищного кредитования. Не обеспечено принятие проекта федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах», позволяющего привлечь в сферу ипотечного кредитования средства институциональных инвесторов путем размещения на фондовом рынке гарантированных государством эмиссионных ипотечных ценных бумаг.
Не приняты необходимые законодательные акты с целью снижения государственной пошлины за нотариальное удостоверение договора об ипотеке жилого помещения.
Госстрой России не осуществлял координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участников ипотечного рынка по развитию системы ипотечного жилищного кредитования, финансово-кредитных механизмов аккумулирования средств в жилищную сферу.
Действующие региональные схемы предоставления населению жилья в рассрочку на платной основе существенно отличаются друг от друга, зачастую не являясь в полной мере ипотечными. В Вологодской, Калужской, Кировской, Костромской, Нижегородской и Ульяновской областях реализуются программы продажи жилья в рассрочку без оформления залога жилья. В названных регионах функции по продаже построенного жилья и кредитования населения объединены и возложены на один хозяйствующий субъект -некоммерческий фонд, что приводит к удорожанию стоимости жилья, так как отсутствует его независимая оценка.
Различны также и ставки ипотечных жилищных кредитов, выделяемых за счет региональных бюджетов. В г.Уфе они предоставляются в рублях под 8 % годовых, в Оренбургской области — 7–12 %, в Иркутской области — в долларах США под 10–12 процентов.
Несогласованность в деятельности по развитию ипотечного жилищного кредитования в субъектах Российской Федерации существенно затрудняет интеграцию региональных программ в федеральную систему и не позволяет расширить финансовую основу ипотеки.
ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее — Агентство), образованное в 1996 году Правительством Российской Федерации по инициативе Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, других федеральных органов для привлечения долгосрочных ипотечных кредитов, практически не осуществляло свою уставную деятельность.
Не выполнена возложенная на него задача по мобилизации внебюджетных финансовых средств путем размещения ценных бумаг (облигаций) на фондовом рынке и рефинансирования ипотечных кредитов, выданных жителям Российской Федерации на приобретение жилья.
Лишь спустя 5 лет после учреждения Агентство разработало единые для всех регионов стандарты, позволившие начать формирование федеральной сети региональных ипотечных агентств и определившие требования к участникам ипотечного рынка и порядок их взаимодействия.
На момент проверки Агентством заключены соглашения только с 12 субъектами Российской Федерации, предусматривающие переход на вышеназванные стандарты в практике ипотечного жилищного кредитования.
На начало 2002 года только 10 % уставного капитала в размере 160 млн.рублей, сформированного из средств федерального бюджета, было направлено Агентством на основную деятельность для обеспечения притока инвестиционных ресурсов в ипотечное жилищное кредитование и рефинансирование ипотечных кредитов. Из 80 млн.рублей, поступивших в −2001 году, 70 млн.рублей размещены на депозитах коммерческих банков и отвлечены от ипотечных операций.
Более того, Агентством не обеспечена сохранность средств, выделенных из федерального бюджета на формирование уставного капитала. Размещенные в Акционерном коммерческом банке «Инвестиционная Банковская Корпорация» по договору срочного банковского вклада (депозита) 20 млн.рублей фактически изъяты из оборота Агентства и могут быть утрачены в связи с отзывом Банком России у этой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
До 2001 года в Агентстве отсутствовали надлежащий бухгалтерский учет и отчетность. Государственным органам управления предоставлялась недостоверная информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Не находили отражения в отчетности убытки. В то же время в 2001 году было проведено единовременное списание 45 млн.рублей как убытков прошлых лет.
Источником покрытия указанных выше расходов фактически являлись средства федерального бюджета, внесенные государством на осуществление уставной деятельности Агентства.
Минфином России остается нерешенным вопрос о заключении договора с Агентством о предоставлении государственных гарантий по заимствованиям Агентства в размере 2 млрд.рублей, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год», что срывает начало практической деятельности по рефинансированию выданных ипотечных кредитов. В итоге за последнее время Агентством осуществлено рефинансирование всего 64 кредитов, или 0,16% от выданных в целом по стране, на сумму около 43 млн.рублей.
Для устранения выявленных проверкой недостатков и повышения эффективности мероприятий, предусмотренных Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, считаем целесообразным Правительству Российской Федерации:
1. Принять меры по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы ипотечного жилищного кредитования в части принятия в установленном порядке федеральных законов:
«Об ипотечных ценных бумагах»;
«О защите прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья»;
2. «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной пошлине“ (в части снижения государственной пошлины за нотариальное удостоверение договора об ипотеке жилого помещения и установления ее в размере минимального размера оплаты труда).
3. Осуществлять необходимую координацию деятельности ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» как основного звена по реализации государственной политики в сфере ипотечного жилищного кредитования.
4. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать организационно-финансовую схему привлечения в сферу ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств частных и институциональных инвесторов, крупных компаний, реализующих жилищные программы.
5. Скоординировать с Банком России действия по созданию механизмов, стимулирующих участие кредитных организаций в долгосрочном ипотечном кредитовании на приемлемых для населения условиях.
Госстрою России обеспечить методическое содействие и координацию деятельности субъектов Российской Федерации по формированию на местах ипотечных программ на основе единых стандартов.
* * *
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.
По поручению Главы государства информация о результатах проверки направлена в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих мер, а также заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — секретарю Государственного Совета Российской Федерации А.С.Абрамову для рассмотрения рабочей группой по вопросам жилищной политики и развитию ипотечного кредитования Государственного Совета Российской Федерации.
Кроме того, информация о результатах проверки направлена полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Главное контрольное управление Президента Российской Федерации