Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации с участием сотрудников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по созданию условий для развития физической культуры и спорта. Как показала проверка, органами исполнительной власти всех уровней принимаются определенные меры, направленные на выполнение Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон).
Правительством Российской Федерации утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002–2005 годы)» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)». Принято решение о проведении, начиная с 2003 года, Спартакиады народов России.
В целях эффективной реализации государственной политики в области физической культуры и спорта Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 895 создан Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.
Увеличены объемы спортивного вещания на каналах государственных телерадиокомпаний (РТР, ГРК «Маяк», «Радио России»), а также региональных компаний. На телеканале «Россия» трансляция спортивных передач возросла на 76% по сравнению с 2001 годом и уже в текущем году составит 478 часов. Введены новые программы: «Спорт за неделю», «Спорт по субботам». Заключены лицензионные договоры на трансляцию чемпионатов мира, Европы и России по футболу, хоккею, фигурному катанию, художественной гимнастике, боксу и другим видам спорта.
Несмотря на принимаемые меры, положение дел с обеспечением условий для развития физкультурой и спортом нельзя признать удовлетворительным.
За последние десять лет сеть физкультурно-оздоровительных сооружений уменьшилась на 20 %. При этом уровень обеспеченности граждан спортивными залами и сооружениями составляет лишь 19% от социальных нормативов, плавательными бассейнами — 4,5%, плоскостными сооружениями — 56%. Материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении, большинство сооружений оснащено старым оборудованием и не имеет необходимых площадей для работы с населением.
Имеющиеся спортивные площадки в жилых микрорайонах используются не в полном объеме, большая часть из них нуждается в ремонте, не решается вопрос их содержания и обслуживания. В результате физической культурой и спортом могут заниматься только 8–10% российских граждан.
Правительством Российской Федерации не завершена работа по совершенствованию законодательства в области физической культуры и спорта и приведению его в соответствие с другими федеральными законами. В действующем Законе нет четкого определения функций федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и правового положения Олимпийского комитета России, Параолимпийского движения, не установлен единый статус спортивных образовательных учреждений, физкультурно-спортивных объединений. Не урегулированы вопросы целевого использования спортивных сооружений, их надлежащего содержания и другие.
Не внесен в установленном порядке проект указа Президента Российской Федерации «О поддержке и развитии массового спорта и спорта высших достижений».
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не уделяют должного внимания вопросам воспитания и оздоровления детей и подростков посредством занятий физической культурой и спортом.
Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов, коммерциализация спортивных центров обострили проблемы с оздоровлением и воспитанием подрастающего поколения: снижение двигательной активности детей и подростков привело к развитию у них физических дефектов опорно-двигательного аппарата и хронических заболеваний внутренних органов, наличие незанятого «свободного времени» — к увеличению агрессивности подростков и употреблению алкоголя и наркотиков.
По данным Минобразования России, более 50% юношей и девушек к окончанию школы имеют по 2–3 хронических заболевания и лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Около 1 млн.детей школьного возраста полностью освобождены от уроков физкультуры по состоянию здоровья, и только треть из них включена в программы специализированного обучения и физической подготовки.
По состоянию здоровья треть юношей призывного возраста не могут исполнять конституционные воинские обязанности. Свыше 40% призывников не выполняют самые низкие нормативы по физической подготовке.
Ежегодно подростками совершается около 200 тыс.преступлений, на учете в органах внутренних дел состоит более 100 тыс.детей, а в органах уголовно-исправительной системы содержится около 30 тыс. несовершеннолетних.
Основной формой физического воспитания является урок физической культуры, вместе с тем его преподавание в учебных заведениях не соответствует современным требованиям, а в некоторых из них занятия не проводятся из‑за отсутствия преподавателей, которых на начало этого года не хватало более 1,5 тысячи.
Большинство образовательных школ не имеют спортивного инвентаря и оборудования. Из‑за отсутствия бассейнов остро стоит проблема обучения детей плаванию. Многие спортивные залы школ и пришкольные спортивные площадки находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. В Томской и Ярославской областях почти треть школ не имеют физкультурных залов, занятия проводятся в приспособленных помещениях. В г.Санкт-Петербурге спортивные залы в 372 школах требуют срочного капитального ремонта. В 2001 году закрыто в связи с несоответствием санитарным нормам 9 спортивных залов в Сахалинской области, 6 — в г.Хабаровске.
Решение Минобразования России о введении третьего дополнительного урока физической культуры и продлении времени работы спортивных залов школ до 22 часов в более чем 70% общеобразовательных учреждений не выполняется. Только 18,6% учащихся занимаются в спортивных секциях и клубах.
Не решена проблема физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц пожилого возраста.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления не принимают должных мер по созданию условий и организации занятий физической культурой инвалидов. В основном работа сводится к подготовке и проведению различных соревнований, участию сильнейших спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных турнирах. Остается нерешенной проблема установления льгот для чемпионов Параолимпийских игр, как это нормативно предусмотрено в отношении чемпионов Олимпийских игр.
В большинстве регионов отсутствуют специализированные спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для них. В результате из 15 млн.инвалидов менее 1% систематически занимаются физкультурой и спортом. Неудовлетворительно проводится физкультурно-оздоровительная работа во многих специальных учебных заведениях для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии, в первую очередь из‑за отсутствия необходимых специалистов. Специализированные детско-юношеские спортивные школы для инвалидов открыты только в таких крупных городах, как Москва, Красноярск, Орел, Санкт-Петербург, Саратов и ряде других. Минобразованием России не разработано типовое положение об учреждениях дополнительного образования по адаптивной физической культуре и спорту в России.
Количество лиц пожилого возраста в составе населения Российской Федерации превышает 20%. В то же время федеральной программой «Старшее поколение» не предусматривается развитие сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооружениях, клубов по месту жительства для данной категории граждан.
В нарушение Закона многие спортсооружения используются не по назначению и содержатся в неудовлетворительном состоянии.
В г.Москве насчитывается 47 таких объектов: на стадионах «Динамо», «Труд», «Юных пионеров», «Станкоагрегат» и других расположены вещевые рынки, предприятия автосервиса, гаражи, оборудованы автостоянки. В г.Твери на территории стадиона «Локомотив» разрешено строительство АЗС и торгового центра, на территории московского стадиона «Красный пролетарий» построены два жилых дома. Имеют место случаи, когда функционирующие объекты социально-культурного и спортивного назначения реализуются за долги предприятий-должников, на балансе которых они находятся. Так, в Санкт-Петербурге в таком положении оказался спорткомплекс «Локомотив» Октябрьской железной дороги МПС России (на ее имущество был наложен арест в мае 2001 года).
В аварийном состоянии находится большинство ведомственных спортивных сооружений, в том числе в МВД России, МПС России и Минобороны России. В 2001 году по этой причине было закрыто несколько спортсооружений в ряде регионов. В Еврейской автономной области закрыт стадион с трибунами на 1500 мест, Дворец спорта и 5 физкультурно-оздоровительных центров — в Чукотском автономном округе, Дворец спорта, 2 тира, 2 физкультурно-оздоровительных центра — в Магаданской области и другие.
Многие спортсооружения принадлежат профсоюзным организациям, которые не выделяют средств на их содержание. В крайне ветхом состоянии находится стадион «Спартак» в г.Костроме. Однако Федерация независимых профсоюзов России не поддерживает просьбу администрации Костромской области о совместном проведении его реконструкции или о передаче стадиона в областную собственность. Аналогичное положение сложилось с Дворцом зрелищ и спорта в Томской области и другими.
В Российской Федерации действует 507 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия». Правительством Российской Федерации и Федерацией независимых профсоюзов России не решен вопрос их финансирования и содержания в 2003 году.
Детско-юношеский спорт не обеспечивает в полной мере спортивную подготовку детей, подростков и молодежи, а также резерва для спорта высших достижений.
Регулярно занимаются спортом только 9,8% детей и подростков.
Наблюдается сокращение детско-юношеских спортивных школ. Так, в г.Санкт-Петербурге число школ по плаванию уменьшилось с 13 до 7. Нависла угроза закрытия ДЮСШ «Локомотив», которая имеет опыт подготовки спортсменов мирового уровня. Сокращается количество олимпийских видов спорта, культивируемых в школах и училищах, что приводит к уменьшению числа спортсменов, занимающихся боксом, велоспортом-шоссе, греблей, лыжами и другими.
Большинство ДЮСШ и училищ олимпийского резерва обладают слабой материальной базой. Не выделяются средства на учебно-тренировочные сборы, медико-восстановительные мероприятия, приобретение инвентаря и оборудования.
Результаты выступлений российских спортсменов на Олимпийских играх показали острую необходимость решения комплекса вопросов по улучшению подготовки сборных команд.
В последнее время российский спорт теряет свои позиции не только по уровню спортивных результатов, но и в таких областях, как спортивная наука и медицина, современные технологии производства инвентаря, оборудования, профессиональная подготовка тренеров.
На многих спортивных базах, где ведется подготовка спортсменов российских сборных команд, более 10 лет не производились реконструкция и капитальный ремонт, средства федерального бюджета на эти цели не выделялись.
В критической ситуации находится ФГУП «Учебно-тренировочный центр „Новогорск“, на базе которого осуществляется подготовка спортсменов высокого класса по 30 видам спорта. Не проводились капитальный ремонт и реконструкция ледового комплекса и универсального спортивного зала, эксплуатируемых в течение 20 лет. В таком же состоянии находится и учебный комплекс в г.Сочи, где состояние легкоатлетической дорожки и других плоскостных сооружений не соответствует международным требованиям. Нуждается в реконструкции и модернизации республиканский олимпийский центр „Озеро Круглое“.
В стране нет ни одной санно-бобслейной трассы, ни одного искусственного катка для конькобежцев, сооружения для шорт-трека и соответствующих мировым стандартам трамплинов для прыжков на лыжах и горнолыжных трасс. Фактически в России отсутствует возможность для подготовки спортсменов по олимпийским зимним видам спорта. В этой связи многие сборные команды учебно-тренировочные сборы (а спортивные федерации — даже национальные чемпионаты) проводили за рубежом. Только с мая 2001 г. по апрель 2002 г. на эти цели было затрачено более 100 млн.рублей.
Анализ состояния спортивных сооружений, необходимых для подготовки сборных команд Российской Федерации к предстоящим Олимпийским играм 2004 и 2006 годов, проведенный Госкомспортом России с участием Олимпийского комитета России, показал, что в первоочередном порядке необходимо модернизировать около 60 объектов. Ориентировочно на эти цели требуется 9 млрд.рублей, в том числе в 2003 году — не менее 1,9 млрд.рублей. Проектом федерального бюджета на следующий год на эти цели предусмотрено только 130,8 млн.рублей, другие источники финансирования не определены.
Правительство Российской Федерации задерживает принятие распорядительного документа о подготовке к очередным летним Олимпийским играм 2004 года в Афинах.
Не принимается должных мер по ограничению поступления на рынок травмоопасного спортивного оборудования и обеспечению государственной поддержки производства конкурентоспособных товаров и инвентаря для спортивной отрасли.
Подведомственными организациями Госкомспорта России не изучается спрос на товары физкультурно-спортивного и туристского назначения, не обеспечивается контроль за качеством и ассортиментом указанной группы товаров. Правила и порядок проведения сертификации спортивной продукции до настоящего времени не прошли регистрацию в Госстандарте России и Минюсте России.
Не обеспечивается государственная поддержка производства современного конкурентоспособного спортивного оборудования, разработанного российскими учеными. ФГУП «ВИСТИ» разработаны современные беговые коньки с отрывающейся пяткой «ВИСТИ-99», качество которых не уступает импортным аналогам, а цена в два раза ниже. Опытная партия таких коньков получила высокую оценку спортсменов и тренеров, однако проблема обеспечения ими даже учащихся детско-юношеских школ и училищ олимпийского резерва не решена. Продолжается закупка беговых коньков за рубежом.
Госкомспорт России практически не осуществляет контроль за деятельностью общероссийских физкультурно-спортивных объединений по разным видам спорта (федераций, союзов, ассоциаций) и подведомственных учреждений.
Во исполнение Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 515 утверждено Положение об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений по разным видам спорта (федераций, союзов, ассоциаций). Однако за истекший период Госкомспортом России аккредитованы только четыре из более чем ста объединений.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» Минимуществом России и Госкомспортом России не организован полный учет федерального имущества, находящегося в ведении унитарных предприятий и подведомственных Комитету учреждений.
Реестр спортивных сооружений не ведется, полными достоверными сведениями в разрезе субъектов Российской Федерации Госкомспорт России не располагает. Данные паспортизации спортивных сооружений устарели.
В ведении Госкомспорта России находится 12 федеральных государственных унитарных предприятий, основная часть которых работает нерентабельно.
Российской государственной академией физической культуры допускается ряд нарушений порядка использования имеющегося федерального имущества. Дворец спорта «Измайлово» и бассейн без оформления договора аренды федерального имущества используются некоммерческой организацией, которая в свою очередь сдает их еще 26 другим организациям. При этом денежные средства от сдачи в аренду федерального имущества эта организация принимает на свой расчетный счет.
Установлен факт возможной утраты государственных облигаций внутреннего валютного займа на сумму 6469 тыс.долларов США. Указанные ценные бумаги находятся на балансе Госкомспорта России (акт приема-передачи от 1 июля 2002 г.) и согласно договору № 364 от
6 апреля 1998 г. были переданы в доверительное управление Российскому банку реконструкции и развития. Вместе с тем приказом Банка России от 04.05.2000 № ОД-154 у данного банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и определением Арбитражного суда г. Москвы от 22 ноября 2001 г. он ликвидирован. В результате недобросовестного отношения должностных лиц Госкомспорта России к своим обязанностям сроки предъявления требований имущественного характера к банку были пропущены. Только в ходе данной проверки были подготовлены документы для направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Минимущество России не осуществило меры по передаче в федеральную собственность акций ОАО «Дворец спорта» (г. Санкт-Петербург) на сумму 405 млн.рублей, полученных из федерального бюджета на завершение его строительства.
В учетом изложенного считаем целесообразным Правительству Российской Федерации:
— в целях создания эффективной законодательной базы в сфере физкультуры и спорта ускорить подготовку новой редакции Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Предусмотреть соответствующие меры ответственности за нецелевое использование спортивных сооружений;
— совместно с Федерацией независимых профсоюзов России решить вопрос о сохранении и дальнейшем использовании профсоюзных детско-юношеских школ;
— предусмотреть в федеральных программах дополнительные мероприятия по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и людей пожилого возраста, рассмотреть возможность предоставления льгот чемпионам Параолимпийских игр наравне с победителями Олимпийских игр;
— принять меры по созданию условий для занятия физической культурой и спортом в образовательных учреждениях, по месту жительства, обеспечению их спортивным оборудованием и инвентарем.
* * *
Информация о результатах проверки направлена Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову.
Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации