В отчетный период Главное управление осуществляло контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по актуальным проблемам государственного строительства и социально-экономического развития страны.
В первом полугодии этого года контролировалось исполнение 348 поручений, содержащихся в 82 указах и 80 распоряжениях Президента Российской Федерации, а также 777 прямых поручений Главы государства.
За прошедший период проведено 19 проверок в 22 федеральных министерствах и ведомствах и 40 субъектах Российской Федерации. В регионах проверки проводились совместно с управлениями — окружными инспекциями Главного контрольного управления Президента Российской Федерации аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее — окружные инспекции).
Оперативно контролировалась деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
По результатам проведенных проверок Президенту Российской Федерации представлен доклад об итогах реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении дел в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики».
Вопросы государственного строительства
и укрепления правопорядка
В своей деятельности Главное управление особое внимание уделяло вопросам повышения эффективности работы органов исполнительной власти, ужесточения контроля за своевременным и полным выполнением решений Главы государства.
Проверка состояния исполнительской дисциплины в Минимуществе России, Минфине России, Минэкономразвития России, Минтрансе России и Госстрое России по выполнению указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, других нормативных и распорядительных актов показала, что принимаемые Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти меры не решают проблему своевременного и качественного выполнения поручений.
В прошлом году из 891 прямого поручения Главы государства выполнены 543, из них в первоначально установленный срок — 48%. Из 1013 поручений, содержащихся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, исполнено 787, в том числе в первоначально установленный срок — 83%. Неоднократные переносы сроков исполнения поручений были вызваны недостаточной проработкой вопросов их реализации при рассмотрении руководителями департаментов Аппарата Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.
Информация о результатах проверки направлена Руководителю Администрации Президента Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации.
Совместно с аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации проверено выполнение федеральными органами исполнительной власти требований Федерального закона «О борьбе с терроризмом».
В результате проверки установлено, что федеральными силовыми структурами принимаются меры, направленные на повышение эффективности борьбы с терроризмом. Осуществлены мероприятия по активизации многостороннего и двустороннего сотрудничества в этой области с правоохранительными органами стран СНГ и иных государств. Проведена определенная работа по структурной, функциональной и кадровой оптимизации подразделений, непосредственно решающих задачи борьбы с терроризмом. Принимаются меры по перекрытию каналов поставки оружия, боеприпасов и взрывчатых средств, а также финансирования террористических организаций. Однако позитивных изменений в борьбе с преступлениями террористического характера не произошло. Террористические акции влекут большие человеческие жертвы, другие тяжкие последствия, и борьба с ними продолжает оставаться серьезной государственной проблемой.
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. В соответствии с его указанием информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти, непосредственно отвечающих за решение вопросов борьбы с терроризмом.
Вопросы налоговой и бюджетной дисциплины
Проведена проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации и других нормативных актов по данному вопросу. Проверка проводилась совместно с Центральной, Северо-Западной, Сибирской и Дальневосточной окружными инспекциями.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что МПР России не принимало должных мер по выполнению Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) и других нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. Не была определена национальная политика в этой сфере, государственное управление лесным фондом осуществлялось неэффективно. Расчетная лесосека в 2000–2001 годах использована менее чем на четверть. На арендованных участках лесозаготовители не использовали почти половину запланированной к рубке древесины, что привело к недопоступлению в бюджет 1,2 млрд.рублей.
МПР России и его территориальные органы в регионах не проводили эффективную работу по увеличению размера лесных платежей. Допускались нарушения договорных сроков внесения арендной платы. Недополученный в 2001 году доход от использования леса сопоставим с бюджетными средствами, выделенными отрасли. Только арендной платы лесхозами не собрано 771 млн.рублей. Особенно неблагополучно обстояло дело в республиках Карелия и Коми, Красноярском и Приморском краях, Архангельской, Иркутской, Пермской, Тюменской и других областях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы МПР России не уделялидостаточного внимания проведению лесных аукционов по отпуску древесины на корню. Несмотря на то, что аукционная цена кубометра хвойной древесины почти в 4 раза превышает его стоимость на арендованных участках, в прошедшем году объем аукционных продаж уменьшился на 11,7%. Снижение эффективности работы в этом направлении произошло в 32 субъектах, особенно в Красноярском крае, Вологодской, Иркутской и Костромской областях.
По результатам проверки Президентом Российской Федерации дано поручение Председателю Правительства Российской Федерации. Во исполнение поручения Правительством Российской Федерации даны необходимые указания МПР России и ряду других министерств. На заседании Правительства Российской Федерации 18 июня 2002 года рассмотрен вопрос «О проекте концепции развития лесного хозяйства в Российской Федерации». МПР России поручено до 1 октября 2002 г. представить в Правительство Российской Федерации доработанный проект концепции с проектом плана мероприятий по реализации ее положений, а также внести согласованные предложения по совершенствованию системы финансирования лесного хозяйства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2002 № 942-р первый заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации, руководитель государственной лесной службы Ю.А.Кукуев освобожден от занимаемой должности.
В целях упорядочения размера платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.04.2002 № 278 «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году».
Предписания Главного контрольного управления направлены Министру природных ресурсов Российской Федерации и губернатору Хабаровского края.
Изучена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению эффективности использования земель, находящихся в хозяйственном обороте, и полноты поступления средств за земли в бюджеты всех уровней. Проверка проведена совместно с Центральной, Приволжской и Сибирской окружными инспекциями.
Изучение показало, что рынок земли оставался ограниченным, в сделки было вовлечено только 8% земельного фонда. При перераспределении земель органами местного самоуправления не учитывались интересы государства, допускались превышения ими своих полномочий.
Органы власти субъектов Российской Федерации нарушали федеральное законодательство, регулирующее земельные отношения, относя к своей собственности земельные участки, не переданные в собственность юридических и физических лиц. Законодательством республик Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртия, Пензенской области земля отнесена к собственности субъектов.
В республиках Башкортостан, Татарстан и Марий Эл, Алтайском и Краснодарском краях, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Челябинской областях не соблюдалось федеральное законодательство, в одностороннем порядке производилось разграничение земель и изъятие земель лесов первой группы на другие цели.
В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2001 г. № 262 «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» не перечислялись в федеральный бюджет 15% поступивших средств в Калининградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Омской областях и г. Москве.
Сложность оформления документов на фактически используемые земельные участки приводит к значительным потерям бюджета по земельному налогу и арендной плате.Для утверждения границ земельных участков требуется согласование, как минимум, 6 организаций. Например, в Воскресенском районе Московской области необходимы разрешения от 18 до 37 организаций. По этой причине многие землепользователи предпочитают не оформлять правоустанавливающие документы. В г.Санкт-Петербурге выявлено около 7 тыс.земельных участков, которые используются без документов, а за их аренду не внесены в бюджет более 460 млн.рублей. При этом ответственность за уклонение от оформления документов законодательством не предусмотрена.
Информация о результатах проверки направлена в Правительство Российской Федерации для принятия мер по устранению отмеченных недостатков. Им даны соответствующие поручения ряду министерств и ведомств. Материалы проверки рассмотрены на расширенном заседании коллегии Росземкадастра, по результатам которого издан приказ с конкретными поручениями, направленными на устранение отмеченных недостатков.
Минимуществом России внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О государственном земельном кадастре“ и „О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Проверкой деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению инвестиционных программ и использованию оборудования и технологий, закупаемых за рубежом, установлено, что, несмотря на некоторую активизацию инвестиционной деятельности в стране, состояние основных производственных фондов продолжало ухудшаться. К началу текущего года степень их износа по крупным и средним предприятиям составила 47%. Особенно неудовлетворительное положение сложилось в химической и нефтехимической промышленности, где этот показатель достигает 75%.
Правительством Российской Федерации не выработана эффективная инвестиционная стратегия, не созданы условия для привлечения иностранного и отечественного капитала в реальный сектор экономики. В результате уровень иностранных инвестиций в основной капитал не превышал за последние два года 5% их общего объема.
Минэкономразвития России, министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации не были созданы условия, препятствующие распылению финансовых средств по многочисленным программам и объектам. В 2000–2001 годах действовало около 170 федеральных целевых программ, реализация которых необходимыми финансовыми ресурсами обеспечивалась далеко не в полной мере. В 2002 году положение фактически не изменилось, хотя таких программ стало меньше за счет преобразования их в 160 подпрограмм.
Минэкономразвития России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не были приняты должные меры по эффективному использованию комплектного импортного оборудования, закупаемого за счет кредитных ресурсов, получаемых от международных финансовых организаций под гарантии Правительства Российской Федерации. Только в ходе проверки выявлено неустановленного оборудования на сумму 1,5 млрд.долларов США.
Неудовлетворительно осуществлялось погашение иностранных связанных кредитов. На начало текущего года просроченная задолженность по выплате предоставленных займов в сумме 6,6 млрд.долларов США составила 2,8 млрд.долларов.
О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации, информация также направлена Правительству Российской Федерации, которое поручило соответствующим министерствам и ведомствам принять меры по устранению недостатков.
В Минэкономразвития России реорганизован блок подразделений, ответственных за разработку и реализацию государственной инвестиционной политики. Структурно объединены и организационно скоординированы выполнявшиеся ранее различными подразделениями функции государственного управления реализацией федеральных целевых программ и адресными отраслевыми инвестициями. Создано ФГУП «Объединенная дирекция ФЦП», основной задачей которого является контроль за использованием федеральных бюджетных средств, направляемых на социально-экономическое развитие регионов. В проекте федерального бюджета на 2003 год впервые взаимоувязаны и сведены воедино программные, отраслевые и региональные инвестиции.
Минимуществом России ускорена инвентаризация федеральных объектов незавершенного строительства, сформирован их сводный реестр, разработан и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности».
Проверка деятельности Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и ряда его территориальных управлений по обеспечению реализации Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» показала, что условия для эффективного функционирования товарных рынков не созданы.
Принимаемые антимонопольными органами решения зачастую обжаловались органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в арбитражных судах. Вследствие неправильного применения мер воздействия и непредставления надлежащих доказательств решения арбитражных судов не всегда выносились в пользу антимонопольных органов. За 2 прошедших года судами удовлетворен каждый третий иск к антимонопольному органу.
Министерством не обеспечивалось на должном уровне проведение тарифной политики в процессе государственного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в области связи. Не в полной мере осуществлялся государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в субъектах Российской Федерации.
В регионах принимались нормативные акты, создающие барьеры для перемещения товаров через границы субъектов Российской Федерации и устанавливающие дополнительные требования к реализуемой на их территории продукции, в том числе путем маркирования ее региональными идентификационными марками, введения не предусмотренных федеральным законодательством налогов, предоставления индивидуальных налоговых льгот, что является грубым нарушением законодательства. Такие факты имели место в Республике Коми, Краснодарском крае, Ивановской и Томской областях.
По результатам проведенной проверки направлено предписание МАПу России для устранения вскрытых недостатков.
Совместно с Северо-Западной окружной инспекцией проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и администрации г. Санкт-Петербурга по выполнению поручений Президента Российской Федерации, направленных на подготовку к празднованию 300-летия основания г. Санкт-Петербурга.
Неудовлетворительно велось строительство комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений. Несмотря на принятое 25 ноября 1994 г. постановление Правительства Российской Федерации № 1293 «О завершении строительства сооружений защиты г.Санкт-Петербурга от наводнений», финансирование стройки производилось в недостаточных объемах. За 22 года строительства освоено всего 47,2% от его сметной стоимости.
Учитывая прогнозируемый уровень инфляции и то, что проектно-сметная документация с 1994 года не пересматривалась и не корректировалась, объем средств, необходимых для достройки данного объекта, может возрасти до 40 млрд. рублей, или в 2 раза.
Темпы работ по восстановлению Кировско — Выборгской линии Петербургского метрополитена не обеспечивали ее пуск к юбилею города.По состоянию на 1 июня 2002 г. из 1573 метров пройдено только 130, задержка по графику составляла 46 календарных дней.
Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрансом России и администрацией г.Санкт-Петербурга не выполняются в полном объеме поручения Президента Российской Федерации о принятии неотложных мерпо ускоренному строительству первой очереди кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг г.Санкт-Петербурга и обеспечению в 2003 году ввода в эксплуатацию участка от станции «Горская» до федеральной автомобильной дороги «Россия». В нарушение федерального законодательства стройка длительное время велась по рабочим чертежам, без проведения конкурсных торгов на подрядные работы, что привело к их удорожанию на сумму около миллиарда рублей. Объем принятых в первом полугодии дорожных работ составил лишь 12% установленного на год лимита государственных капитальных вложений. Из‑за волокиты и нескоординированности действий городской и областной администраций, федеральных органов исполнительной власти только в мае 2002 года был утвержден инженерный проект КАД, проведен конкурсный отбор подрядных организаций, приостановленные с начала года строительные работы возобновлены.
Медленно разворачивались работы по реставрации, реконструкции и достройке культурно-исторических объектов города.Не были реализованы 20 млн.рублей, направленные Минкультуры России на проведение ремонта и противоаварийных работ в Государственном Мариинском театре, вРоссийской национальной библиотеке не использовано около 4 млн.рублей, предназначенных на реставрационные работы.
В ходе проверки установлено, что комплектная проектная документация по отдельным объектам на момент проверки отсутствовала. Ни по одной стройке не было сводных смет на полный объем работ, а имелись только отдельные локальные сметы.
Негативное воздействие на ход строительства оказалаорганизационно неподготовленная смена функций государственного заказчика на важнейших культурно-исторических объектах от комитета по строительству администрации города к Госстрою России. В связи с этим было приостановлено финансирование объектов, создалась угроза срыва их сдачи к юбилею города. При наличии средств на счетах управления федерального казначейства Минфина России по г.Санкт-Петербургу в сумме 105,5 млн. рублей их разассигнование стало невозможным, т. к. своевременно не были внесены изменения в роспись федерального бюджета на 2002 год.
Низкими оставались темпы работ по ремонту кровли, фасадов и благоустройству территории объектов, выполняемых министерствами и ведомствами.
О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации, который дал поручение принять необходимые меры по безусловному выполнению работ по реконструкции, реставрации и достройке объектов к юбилею города. Контроль за выполнением данного поручения осуществляется по плану совместных действий Главного управления и Северо-Западной окружной инспекции.
По поручению Президента Российской Федерации проведена проверка по вопросам, касающимся деятельности Гохрана России по накоплению запасов и реализации из Госфонда России драгоценных камней и драгоценных металлов.
Объемы алмазного сырья, находящегося на хранении в Госфонде России, в сравнении с 1999 годом сократились более чем на 27%. Не улучшается ассортимент запасов Госфонда России. Задания Правительства Российской Федерации на закупку алмазного сырья выполняются не полностью, не обеспечено приобретение в Госфонд России уникальных драгоценных камней для зачисления их в Алмазный фонд Российской Федерации.
Доля алмазов, экономически нецелесообразных для обработки на российских ограночных предприятиях, достигла в структуре запасов 98%. Около 78% хранящихся алмазов отсортированы в соответствии с техническими условиями, применявшимися еще до 1993 года. Необходима их переоценка по действующим методикам, без чего они не могут быть реализованы.
Не обеспечивается выполнение правительственных заданий по реализации природных алмазов с целью получения средств на пополнение запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, что связано главным образом со снижением спроса на природные алмазы на мировом рынке. За последние 2 года плановое задание по реализации алмазного сырья на внешнем и внутреннем рынках, установленное Правительством Российской Федерации, выполнено лишь на 77 процентов.
Не в полной мере выполняются решения Правительства Российской Федерации по пополнению Госфонда России высоколиквидными драгоценными металлами. Из предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации приобретено менее половины.
Основной причиной недостатков в работе Гохрана России является отсутствие единой государственной политики в вопросах формирования и использования запасов ценностей Госфонда России. Концепция реформирования деятельности Гохрана России и функционирования Госфонда России не принята.
О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации. Информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации для принятия мер.
Правительством Российской Федерации дано соответствующее поручение Минфину России по устранению недостатков. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. № 743-р Рудаков В.В. освобожден от должностей заместителя Министра финансов Российской Федерации, руководителя Гохрана России.
Вопросы социально-экономического развития
Проведена проверка работы ряда субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и соответствующих организаций по устойчивому обеспечению потребителей топливно-энергетическими ресурсами в осенне-зимний период 2001–2002 годов с привлечением специалистов окружных инспекций, а также заинтересованных ведомств и организаций. Проанализированы соответствующие материалы Госстроя России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минэнерго России.
В ходе проверки установлено, что федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Архангельской, Камчатской, Мурманской, Ульяновской и Челябинской областей не удалось в полной мере устранить основные причины кризисной ситуации предыдущего отопительного сезона и добиться существенного повышения надежности и устойчивой работы всех генерирующих и энергообеспечивающих предприятий ЖКХ.
Не было обеспечено создание запасов топлива в необходимых объемах на предприятиях ЖКХ. Нерационально и с нарушениями были организованы его закупки. Каждый четвертый регион России не имел к середине зимы нормативных запасов угля и каждый пятый — мазута. Сложившиеся условия функционирования предприятий отрасли не соответствуют требованиям рыночной экономики, а предусмотренные концепцией реформирования ЖКХ мероприятия реализованы не в полной мере. В ходе контрольных проверок выявлены нецелевое использование бюджетных средств в размере 14 млн. рублей и материальный ущерб — 122 млн.рублей. По отдельным фактам возбуждены уголовные дела.
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации.
Материалы проверки направлены в Правительство Российской Федерации, которое дало поручение Госстрою России принять необходимые меры по подготовке ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2002–2003 годов. Изданы постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. №354 «О правилах предоставления в 2002 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» и от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства», а также распоряжение от 27 июля 2002 г. № 1039-р.
О положении дел с подготовкой ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2002–2003 гг. и принимаемых мерах по устранению недостатков доложено Президенту Российской Федерации.Проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда дотационных субъектов Российской Федерации по эффективному использованию средств федерального бюджета и осуществлению социально — экономических реформ в Кабардино-Балкарской Республике, Костромской, Курганской, Псковской, Тамбовской и Читинской областях, Коми-Пермяцком автономном округе показала, что принимаемые меры не привели к положительным изменениям в их социально-экономическом развитии.
Сохраняется высокий уровень дотационности региональных бюджетов. В прошедшем году в Коми-Пермяцком автономном округе она составила 75,4% доходной части бюджета, в Кабардино-Балкарской Республике — 65, в Читинской области — 46, в Тамбовской — 45, в Псковской — 44, в Курганской — 42, в Костромской — 33%.
МНС России, Минфин России, органы исполнительной власти регионов и органы местного самоуправления не принимали исчерпывающих мер по повышению сборов налогов. Задолженность по ним на 1 апреля т. г. составила в Читинской области 5,5 млрд.рублей, Кабардино-Балкарской Республике, Курганской и Тамбовской областях — от 4,2 до 4,5 млрд.рублей, что сопоставимо с расходами областных бюджетов на 2001 год.
Неэффективно использовались средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов, допускалось нецелевое использование бюджетных средств. За проверяемый период в Кабардино-Балкарской Республике не по назначению израсходовано 406 млн.рублей, Читинской области — 246, Тамбовской области — 119, Коми-Пермяцком автономном округе — 68 млн. рублей, или около четверти собственных доходов бюджетов.
Администрации регионов не обеспечили выполнение региональных целевых программ, предусматривающих повышение жизненного уровня населения. В Псковской области из областного бюджета выделено менее 76% предусмотренных средств, в Костромской области — только 5,2%. Не сокращается задолженность по оплате труда. В отраслях социальной сферы ее сумма на 1 апреля т. г. возросла за март на 55 млн.рублей и достигла 5,47 млрд.рублей. Из‑за недостаточного бюджетного финансирования она увеличилась в 37 регионах.
Информация о результатах проверки направлена в Правительство Российской Федерации, которым даны соответствующие поручения заинтересованным министерствам.
Предписания Главного управления направлены главам администраций Псковской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, губернаторам Костромской и Читинской областей.
В ходе проверки деятельности администрации Костромской области прокуратурой региона возбуждены ранее безосновательно прекращенные уголовные дела в отношении ряда должностных лиц и предпринимателей. Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Генеральной прокуратуре Российской Федерации взять под контроль устранение выявленных нарушений.
За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выявленное при проверке в Псковской области, заместитель главы администрации региона А.П.Салтыков, начальник управления ЖКХ О.В.Аникеев, и. о. председателя КУГИ В.В.Петрухин понесли наказание в дисциплинарном порядке.
Вопросы военно-промышленного комплекса и социальной
защищенности военнослужащих
В ходе проверки выполнения федеральных законов, указов Президента Российской Федерации по вопросам структурной перестройки оборонного комплекса установлено, что соответствующие мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 – 2000 годы, не реализованы. Этот комплекс по‑прежнему остается неоправданно громоздким и трудно управляемым, загруженным государственным оборонным заказом менее чем на 30%.
На момент проверки образовано только 45 интегрированных структур из предусмотренных 98, объединяющих в своем составе всего 469 оборонных организаций. Фактически за время реализации Программы образовано лишь 18 интегрированных структур.
Как единый интегрированный комплекс функционируют только 4 структуры. Формирование 41 интегрированной структуры завершено далеко не полностью. При этом они сформированы без глубокого анализа вопросов загрузки производственных мощностей организаций, необходимых для выполнения госзаказа. Состав отдельных структур определен без проведения технико-экономического обоснования.
Не обеспечена правовая основа организационно-правовых, имущественных, налоговых и иных отношений между входящими в интегрированные структуры организациями, расположенными в разных субъектах Российской Федерации.
Минимуществом России, российскими оборонными агентствами не приняты меры по обеспечению эффективного управления государственным сектором экономики — принадлежащими государству пакетами акций в уставных капиталах акционерных обществ.
Крайне низкий уровень финансирования программных мероприятий по реструктуризации оборонного комплекса и отсутствие государственной поддержки организаций оборонной промышленности, а также сохраняющаяся задолженность федерального бюджета оборонным предприятиям за выполненный государственный оборонный заказ явились основными причинами невыполнения Программы.
О результатах проверки проинформирован Президент Российской Федерации. Материалы проверки направлены в Правительство Российской Федерации для устранения отмеченных недостатков.
Кроме того, Президентом Российской Федерации поручено Правительству Российской Федерации принять конкретные меры по погашению задолженности оборонным предприятиям за поставленную продукцию по государственному оборонному заказу на 2000–2001 годы.
Проверено выполнение органами исполнительной власти федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств по уничтожению химического оружия.
Проверка показала, что мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», в установленные сроки не выполняются. Предусматривалось уничтожить к 2000 году 400 тонн, а к 2002 году — 8 тыс.тонн химического оружия. Отставание от плановых сроков выполнения мероприятий составляет почти 4 года.
Ведется строительство только двух из шести объектов по уничтожению химического оружия. Степень их готовности составила 75 и 7 % соответственно. Строительство третьего объекта приостановлено, а трех объектов по детоксикации химического оружия еще не начато.
Одной из основных причин невыполнения Программы является ее недостаточное финансирование. В процессе исполнения федеральных бюджетов на 1996–2001 годы ассигнования на ее реализацию составили 4,4 млрд.рублей, или всего 4,7% от предусмотренного. В 2002 году объем финансирования должен составлять 8,6 млрд.рублей, а выделено 5,4 млрд. рублей.
Не на должном уровне решаются вопросы конверсии предприятий и организаций, ранее производивших химическое оружие. В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении Российская Федерация обязана до 29 апреля 2003 г. завершить создание конверсионных производств на 16 объектах. Однако международной Организацией по запрещению химического оружия одобрены планы конверсии только 9 объектов. Между тем в соответствии с Конвенцией, в случае невыполнения в установленный срок конверсионных работ, предприятия подлежат уничтожению, что повлечет значительный экономический ущерб.
Не налажена должным образом деятельность специально созданного Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Росбоеприпасах.
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. Материалы проверки направлены в Правительство Российской Федерации для принятия необходимых решений и рассмотрены на заседании Государственной комиссии по химическому разоружению под руководством С.В.Кириенко, на котором утвержден план устранения выявленных недостатков. Его выполнение поставлено на особый контроль в Главном управлении.
Проверялось выполнение федеральными органами исполнительной власти требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Положение дел с реализацией льгот и гарантий военнослужащим в последнее время несколько улучшилось. Стабилизировалась выплата денежного довольствия военнослужащим, регулярно выплачивается пособие членам семей погибших военнослужащих и пострадавших во время прохождения военной службы. Решена проблема погашения задолженности по социальным выплатам.
Однако исполнение Федерального закона «О статусе военнослужащих», указов и распоряжений Президента Российской Федерации в полной мере не обеспечивается. Многие вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей решаются неудовлетворительно.
Существенного улучшения материального положения военнослужащих и членов их семей не произошло. По данным мониторинга, в 2001 году доходы 46,3% семей военнослужащих находились ниже «черты бедности». В 2001 году это стало основной причиной увольнения с военной службы 75% офицеров. По этой же причине каждый десятый выпускник военно-учебных заведений увольняется с военной службы в течение первых 5 лет. Растет количество жалоб и заявлений по вопросам, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации о социально-правовой защите военнослужащих. В 2001 году судами удовлетворено около 186 тыс.исков военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления. По протестам органов военной прокуратуры в 2001 году восстановлены нарушенные права более 150 тыс.военнослужащих.
Не устранены до конца недостатки в реализации решений о дополнительных выплатах и других льготах военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Выплата денежного вознаграждения военнослужащим за участие в боевых действиях при выполнении задач контртеррористической операции задерживается на 2–3 месяца.
Большое количество жалоб поступает на несправедливое распределение денежного вознаграждения от младшего офицерского состава, прапорщиков и солдат, которые принимают непосредственное участие в боевых операциях. По искам только военнослужащих Сибирского военного округа на основании решений военных судов выплачено 38 млн.рублей.
Количество военнослужащих, не имеющих квартиры, продолжает увеличиваться и в течение 2001 года возросло в Минобороны России со 139,6 тыс. до 141,2 тыс.человек, в ФПС России — с 10,3 тыс. до 11,2 тыс.человек.
В проверенных силовых структурах более 5 тыс.военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, не могут быть уволены в силу невозможности выполнить условие о предоставлении им жилья. Их содержание ежемесячно обходится федеральному бюджету в 13,8 млн.рублей.
В Минобороны России и внутренних войсках МВД России возможности военно-медицинских учреждений позволяют проводить медицинское обслуживание только 25% членов семей военнослужащих. Выделяемые силовым структурам средства из федерального бюджета на эти цели в два раза ниже размеров подушевого норматива, принятого Минздравом России. Возможности военных здравниц силовых министерств и ведомств позволяют обеспечить лечением и отдыхом только от 7% до 25% военнослужащих.
Органами военного управления не в полном объеме предоставляются военнослужащим льготы, гарантии и компенсации за прохождение военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями.
Информация о результатах проверки направлена Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову для рассмотрения и принятия мер по устранению отмеченных недостатков. Президентом Российской Федерации издан ряд указов по совершенствованию системы выплаты денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, гражданской обороны, налоговой полиции и таможенных органов.
Проверка выполнения указов Президента Российской Федерации по вопросам развития электронной техники в Российской Федерации показала, что государственная программа «Развитие электронной техники» выполнена всего на 25 процентов.
Установленные в ней важнейшие объемные показатели не были выполнены. Так, в 2000 году произведено интегральных схем меньше заданных объемов в 2,3 раза, полупроводниковых приборов — в 29,7 раза, резисторов — в 27,6 раза, конденсаторов — в 65,6 раза, кинескопов — 57,2 раза, соединителей — в 102,9 раза.
В связи с невыполнением программных мероприятий сложилось критическое положение с обеспечением электронной компонентной базой новых разработок и изготовлением образцов вооружения и военной техники (ВВТ), находящихся в эксплуатации.
Уровень обеспеченности разработок и серийного производства ВВТ отечественной электронной компонентной базой составил около 65%. При этом до 70% номенклатуры составляют изделия 10–15-летней давности, не отвечающие перспективным требованиям. Доля современной электронной базы разработки 1995–2000 годов составляет всего 0,8 процента.
Технологическая оснащенность и производственные мощности отечественной электронной промышленности не обеспечивают на требуемом уровне комплектование, модернизацию, ремонт и поддержание в боеготовности систем вооружения.
Утеряны многие виды производства отечественных изделий электронной техники, особенно идущих на комплектацию спецтехники, появился также дефицит в необходимых материалах.
Создавшееся положение с развитием электронной компонентной базы и обеспеченностью ей вооружения и военной техники оценивается как неудовлетворительное и требует принятия срочных мер.
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. Материалы проверки направлены в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующих мер.
Приоритетными направлениями деятельности продолжали оставаться контроль исполнения указов и поручений Президента Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами.
В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. в КВТС России, Минобороны России и ФГУП «Рособоронэкспорт» проверено соблюдение Порядка рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и КВТС России о поставках продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
Проверка показала, что КВТС России, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за работу по поставкам военной продукции, должным образом ее не организовал.
Единый учет обращений не ведется, их регистрация и рассмотрение осуществляются несвоевременно. Иностранные заказчики о принятии их обращений к рассмотрению не информируются. В результате задержек с проработкой документов на всех этапах общий срок рассмотрения обращений инозаказчиков и принятия решений о поставках военной продукции увеличивается в 3–5 раз.
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. По материалам проверки Правительством Российской Федерации разработаны предложения о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
По указанию Президента Российской Федерации проверен вопрос о расчетах Минобороны России с государственным предприятием «Московский институт теплотехники» за работы по выполнению государственного оборонного заказа.
В ходе проверки было выявлено, что задолженность Минобороны России предприятию за выполненные в 1996–1999 годы работы не погашается в течение длительного времени, по состоянию на 1 января 2000 года ее размер составлял 1320 млн.рублей.
В 2000–2001 годах с текущего финансирования Минобороны России по решениям арбитражных судов снято в общей сложности 3,4 млрд.рублей, предназначенных на финансирование государственного оборонного заказа. Задолженность федерального бюджета сохраняется.
Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации по урегулированию указанной задолженности.
Совершенствование организации контроля, укрепление
исполнительской дисциплины
В отчетный период проведен ряд мероприятий по укреплению исполнительской дисциплины, повышению ответственности должностных лиц за обеспечение своевременного и качественного исполнения указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.
В целях упреждающего контроля в Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, другие государственные органы было направлено около 600 обращений Главного управления с просьбой принять меры, а также рассмотреть вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
Проводился систематический анализ выполнения указов и поручений. По его результатам определялись совместные действия с работниками Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств. В процессе контроля обеспечивались взаимосвязь и меры упреждающего контроля, готовились конструктивные предложения. В Правительство Российской Федерации, федеральные министерства направлялись письма с обоснованием принятия соответствующих мер. В первом полугодии т. г. было направлено более 200 таких писем.
Основные усилия работников Главного управления были сосредоточены на обеспечении эффективности контрольных мероприятий. В этих целях по каждому факту ненадлежащего исполнения поручений принимались конкретные меры.
В целях совершенствования контроля за своевременным и полным выполнением решений Президента Российской Федерации Главное управление в апреле с. г. провело совещание с начальниками окружных инспекций, на котором обсуждались вопросы практики работы по контролю за реализацией Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и взаимодействия с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах при осуществлении контроля за выполнением поручений Главы государства. Рассмотрены вопросы совершенствования контроля за выполнением федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по проблемам социальной защиты военнослужащих, а также пути совершенствования системы контрольных органов. В работе совещания приняли участие руководители Аппарата Правительства Российской Федерации и контролирующих органов.
Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации