В.Путин: Сегодня, 11 сентября, когда весь мир говорит о прошлогодней трагедии в США и тысячах ни в чем не повинных людей, погибших тогда в результате террористических актов, а мы здесь, в России, вспоминаем сотни наших соотечественников, ставших жертвами террористов в результате взрывов жилых домов и других преступлений, особенно уместно и своевременно еще раз проанализировать ситуацию в сфере обеспечения национальной безопасности. Источником экстремизма и терроризма на территории нашей страны длительное время оставалась Чеченская Республика, в которой в полномасштабном формате развернули свою деятельность международные террористические организации, включая небезызвестную «Аль-Каиду».
Конечно, в Чечне у нас и сегодня еще очень много нерешенных проблем и политического, и социального плана. Бандиты еще в состоянии действовать и наносить удары из‑за угла. Но бандформированиям нанесен сильнейший, ощутимый удар. Все инфраструктуры международного терроризма там уничтожены.
Одной из причин, осложняющих эффективную борьбу с терроризмом, является сохранение в отдельных частях мира территориальных анклавов, неподконтрольных национальным правительствам, которые в силу самых разных обстоятельств не могут или не хотят противостоять террористической угрозе.
Одно из таких мест, ситуация в котором вызывает особую тревогу в России, – это Панкисское ущелье и другие участки сопредельных территорий по линии государственной границы между Грузией и Россией. Положение в этом регионе отравляет в течение длительного времени отношения со страной, с народом которой нас связывают не только общая история и нравственные ценности, но и чувство взаимной симпатии и уважения. Иначе сотни тысяч грузин сегодня не жили бы и работали практически на постоянной основе, без преувеличения, во всех регионах России.
Начиная с 1999 года, когда мы предложили руководству Грузии предпринять совместные действия по недопущению проникновения боевиков из Чечни в Грузию, и заканчивая событиями последнего времени, Россия терпеливо и настойчиво пытается наладить взаимодействие с официальными властями Тбилиси по вопросам борьбы с терроризмом. За это время в оценках и подходах наших грузинских коллег произошла значительная трансформация: от полного и абсолютного отрицания присутствия на их территории международных террористов до полного и безоговорочного признания этого факта.
Сегодня никто не может отрицать, а нам это известно абсолютно точно, и подтверждается иностранными источниками информации, что на территории Грузии окопались и те, кто причастен к подготовке терактов в США год назад, и непосредственные исполнители взрывов жилых домов в Российской Федерации. Мы требуем их незамедлительной выдачи. Но не только их нам до сих пор не выдают, не выдают даже тех бандитов, которые были задержаны грузинскими властями с оружием в руках после неудавшейся в конце июля этого года попытки группы бандитов проникнуть в Россию.
Мы также терпеливо ждали результатов так называемой антикриминальной операции.
Наличие на территории Грузии сотен террористов и незаконных вооруженных формирований, состоящих, кстати говоря, из граждан самых разных стран мира, не отрицается. Необходимость ведения спецопераций для наведения порядка признается. Но ни блокированных террористов, ни задержанных и преданных суду боевиков, ни выданных или хотя бы депортированных из Грузии бандитов нет. У нас возникает законный вопрос: где они?
Ответ известен: они рассредоточились по другим регионам Грузии вдоль границ с Россией, готовятся к совершению новых преступлений.
Россия твердо следует своим международным обязательствам, с уважением относится к суверенитету и целостности других государств, однако требует такого же отношения и к себе.
Если грузинское руководство не сможет создать зону безопасности в районе грузино-российской границы, будет и дальше игнорировать резолюцию СБ ООН 1373 от 28 сентября 2001 года, не положит конец бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные регионы России, мы оставляем за собой право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющей за каждым государством – членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону.
В этой связи прошу: директора Федеральной пограничной службы, Министра обороны и директора ФСБ доложить об исполнении моих прежних поручений по укреплению южных рубежей России. Прошу разработать и предложить меры по дополнительной защите госграницы. Министерство обороны совместно с другими силовыми ведомствами прошу доложить предложения по разработке спецопераций, направленных на ликвидацию бандформирований в случае повторения попыток прорыва террористов на нашу территорию.
Прошу Генеральный штаб доложить предложения о возможности и целесообразности нанесения ударов по достоверно разведанным базам террористов в ходе операции преследования.
Министерству иностранных дел будет поручено проинформировать о наших озабоченностях и нарушениях Грузией антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН и Генерального секретаря этой организации, постоянных членов СБ и наших партнеров по антитеррористической коалиции.
Буду также просить руководителей обеих палат Федерального Собрания провести соответствующую работу по линии межпарламентских связей, имея в виду в том числе и межпарламентские связи с самой Грузией.
Очень рассчитываю на то, что нам удастся выработать конкретные совместные меры по борьбе с терроризмом на предстоящей встрече с Президентом Грузии Эдуардом Амвросиевичем Шеварднадзе в Кишиневе в начале октября этого года.
И последнее. Ничего этого не потребуется, никакие меры и спецоперации не будут нужны, если грузинское руководство будет действительно контролировать свою собственную территорию, выполнять международные обязательства в сфере борьбы с международным терроризмом и не допустит возможных нападений международных террористов со своей территории на территорию Российской Федерации.