В.Путин: Мне действительно давно хотелось побывать здесь у вас, познакомиться на месте с состоянием Вооруженных Сил непосредственно на территории в самом крупном военном округе. Послушать вас прежде всего по состоянию округа. По нему в значительной степени можно сделать вывод о том, в каком состоянии в целом Вооруженные Силы. Потому что здесь, собственно говоря, и происходит, и должна происходить в будущем та самая реформа, о которой мы много говорим в последнее время.
По своим масштабам и по характеру задач Сибирский военный округ занимает особое место в системе Вооруженных Сил России. И не только потому, что это самый крупный, как подчеркнул Министр обороны, округ страны, но и потому, что в зоне его ответственности важнейшие инфраструктурные объекты – и экономические, и оборонные. Здесь же находятся важнейшие участки государственной границы. Здесь обеспечиваются важнейшие геостратегические интересы страны. И потому от качества несения вами боевого дежурства, от вашей слаженности напрямую зависит безопасность Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Севера.
В округе уже проведена серьезная работа по оптимизации структуры частей и подразделений, по повышению профессионализма личного состава. По итогам 2000 года ваш округ был признан лучшим в Вооруженных Силах Российской Федерации. Мне доложили, что и в прошлом году высокий уровень боевой подготовки СибВО был особо отмечен руководством Министерства обороны России. Кроме того, летом этого года под руководством начальника Генерального штаба А.Квашнина были проведены крупные учения двух округов – Сибирского и Дальневосточного. Это событие прошло без особой помпы, без лишней трескотни, но на очень хорошем организационно-профессиональном уровне. Я уверен, что у вас есть свое мнение по этому поводу – наверное, командиры заметили какие‑либо проблемы и недостатки, но в целом оно прошло на хорошем уровне.
В ходе этих учений в короткие сроки была отмобилизована резервная 131-я мотострелковая дивизия. Должен также отметить, что почти все губернаторы Сибирского федерального округа оказывали этим учениям практическое, материальное содействие. И мне очень приятно отметить, что губернатор Читинской области с гордостью мне уже сразу после учений говорил о том, как они прошли. Говорил о том, что приятно наконец видеть, что военные занимаются своим непосредственным делом – боевой подготовкой и делают это на хорошем профессиональном уровне. Координация усилий всех региональных властей с Министерством обороны во время учений была во многом подкреплена работой полпреда в Сибирском федеральном округе Драчевского. В то же время в вашем округе, как и в других военных округах, остается еще ряд нерешенных проблем. Как докладывал Министр обороны, только что завершивший свою инспекционную поездку, одна из наиболее актуальных проблем – это обеспечение военной техникой. На сегодня обеспечение составляет почти 95%. То есть по количеству – все нормально, но по качеству, наверное, мы должны переходить к новым поколениям. Есть полк танков Т-90, но этого недостаточно. Мы, наверное, за границу больше продали, чем своя армия имеет.
Создавая качественно новую армию, надо решать двуединую задачу. Во‑первых, уходить от методик работы, исчерпавших себя еще в 80-е годы прошлого века, и, во‑вторых, развивать и сохранять лучшие традиции нашей армии. Самое серьезное внимание необходимо уделить укреплению воинской дисциплины. Недопустимо, когда невыполнение приказов, безответственность и разгильдяйство становятся причиной гибели людей. К сожалению, такие случаи еще часты в армии. Нельзя закрывать глаза на нарушение требований по эксплуатации боевой техники, на неуставные отношения между военнослужащими. Это снижает уровень боеспособности армии, подрывает ее престиж в глазах общества и тем самым наносит очень серьезный ущерб. Очень серьезный ущерб.
На сегодняшнем совещании хотелось бы обозначить только основные приоритеты, основные задачи, стоящие и перед округом, и перед армией в целом. Самый главный из них – сохранение и повышение боеготовности армии в целом, прежде всего стратегических сил. Считаю недопустимым, когда из‑за разногласий коммунальных служб и военного руководства отключается энергоснабжение частей РВСН и космических войск, увязанных в единую систему безопасности. Преступная халатность и ведомственная рассогласованность, отсутствие финансовой дисциплины должны наказываться по всей строгости закона.
Второе. Особое значение в современных условиях приобретает отработка совместных действий армии с Федеральной пограничной службой, а также с другими силовыми структурами. При этом работа всех компонентов военной организации должна становиться менее затратной. У нас на хорошем уровне прошли учения на Каспии, причем это были учения не только Каспийской флотилии, но и всей военной организации государства. Я уже вчера говорил, Министру обороны такую задачу поставил и поставлю ее Генеральному штабу – нужно подготовить такие же комплексные учения в Дальневосточном округе на базе флота. От взаимодействия зависит не только уровень проведения учений, но прежде всего качественное и оперативное выполнение задачи.
Третье. Необходимо наладить четкое взаимодействие как между частями и соединениями округа, так и между соседними округами. Это одно из ключевых условий управления войсками на такой огромной территории. Именно поэтому я взял сюда и командующего Дальневосточным округом, чтобы он поприсутствовал на этой встрече.
Еще одна важнейшая задача – это надежная защита государственной границы. Повторю: ваша сфера ответственности – одна из самых сложных, в том числе потому, что некоторые участки границы еще плохо обустроены. Ваша прямая обязанность – пресекать любые попытки незаконного проникновения на российскую территорию, противодействовать угрозам экономической безопасности страны. Необходимо поставить жесткий заслон на пути террористов и наркоторговцев. Не допустить противоправного вывоза наших природных и культурных богатств. В решении этих и других задач многое зависит от взаимодействия с соседями. Знаю, что у вас налажено военно-техническое сотрудничество с казахстанскими, монгольскими коллегами, укрепляются связи с китайскими пограничниками и военными. И такие контакты полезны, их нужно развивать впредь, поддерживать и культивировать.
Уважаемые товарищи!
Ключевая тема – это социальное обеспечение военнослужащих и их семей. Вы знаете о принятых решениях в последнее время, известно и о проблемах – прежде всего проблемах жилья. С 1 июля увеличились оклады по воинским должностям. Как мне докладывали, в округе своевременно проводятся выплаты всех довольствий, но если у вас есть тем не менее какая‑то информация по этому поводу, тем более информация негативного характера, пожалуйста, я весь внимание и выслушаю вас. Я говорил сегодня на встрече в штабе флота: на следующий год планируется двукратное повышение денежного довольствия военнослужащим. Первое – с 1 января 2003 года по званиям, а в октябре 2003 года – на 11 процентов, общая индексация для всех. Как вы знаете, в соответствии с принятыми решениями теперь денежное довольствие военнослужащих выведено в соотношение примерно на 25 процентов выше, чем у госслужащих, и будет индексироваться вместе с ними, а не так, как было раньше. Раньше постоянно гражданская служба забегала вперед, а потом мы догоняли по денежному довольствию военных. Теперь решение принято. Вот эта разница между военной службой и госслужбой будет сохраняться. Поэтому с 1 октября будут проиндексированы денежные доходы военнослужащих на 11 процентов. Все это заложено в бюджет 2003 года. Надеюсь, что эти статьи останутся нетронутыми по мере прохождения бюджета в Государственной Думе.
В этой связи хотел бы подчеркнуть необходимость налаживания более тесного взаимодействия между командованием частей и соединений и местными властями, потому что от них тоже очень многое зависит с точки зрения социального благополучия военнослужащих. Как показывает практика, сообща более эффективно решаются вопросы образования, медицинского обеспечения, коммунально-бытовые проблемы, трудности с занятостью высвобождающихся военнослужащих.
В заключение хотел бы отметить, что на примере вашего округа, а также из докладов командиров всех уровней мы должны сделать некоторые общие выводы о ходе военной реформы в целом. Это то, о чем я сказал с самого начала. Ее дальнейшее успешное продвижение зависит от каждого из нас, от слаженной и эффективной работы во всех звеньях военного управления во всех округах страны. Я хочу вас поблагодарить за службу и работу и хочу пожелать вам успехов в выполнении задач, стоящих перед Сибирским военным округом.
Если вопросы есть, пожалуйста.
Вопрос: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Мы все служим очень далеко от столицы, но нас не может не беспокоить положение в других регионах. Скажите, как Вы оцениваете ситуацию, которая сложилась на российско-грузинской границе?
В.Путин: Этот вопрос мне только что задавали офицеры спецназа, с которыми я встречался на полигоне. Она, конечно, вызывает тревогу. И, собственно говоря, даже не сама ситуация на границе, а наши взаимоотношения и недопонимание с нашими партнерами в Грузии.
Вспомним, совсем недавно мы все видели с экрана телевизора: нам говорили, что в Грузии нет никаких террористов. Говорили многократно и уверенно… Потом так же уверенно и твердо сказали: есть. Вынуждены признать: террористы есть. Потом подумали еще немножко и сказали: есть, но они хорошие, с высшим образованием. Потом выяснилось, что эти высокообразованные люди занялись криминалом, убивают людей, местных граждан, воруют, занимаются наркоторговлей, торговлей оружием, связаны с международными террористическими организациями. В их рядах есть международные террористы – граждане других стран. Выяснилось, что эти высокообразованные, интеллигентные люди дошли до того, что начали сбивать вертолеты Организации Объединенных Наций, в которых, как мы знаем, гибли представители миссий ООН. Потом они переместились в Кодорское ущелье, дестабилизировали ситуацию в Абхазии, попытались проникнуть на нашу территорию. В этом году совсем недавно предприняли еще одну попытку прорваться на территорию России – не удалось. К сожалению, у нас в этих боестолкновениях погибло 8 человек. Оттуда поступают оружие и подкрепления террористам в Чеченской Республике. Это, на мой взгляд, реальный ущерб России. Мы справимся, конечно, с этой задачей. Конечно же, мы ее решим. Но если мы это будем делать совместными усилиями, мы решим ее с меньшими потерями и гораздо быстрее.
Вспомним, что совсем недавно происходило в Афганистане. Режим талибов прикрывал Аль-Каиду, а она готовила преступные акции во всем мире. Подготовила и осуществила ужасный террористический акт, о годовщине которого мы скоро будем вспоминать 11 сентября. Чем для нас, для россиян, ситуация в Грузии лучше? Ничем! Там такие же террористы, в том числе, повторяю, граждане иностранных государств. Они нападают на наши территории, говорят об этом прямо. Или наши грузинские партнеры не хотят или не могут бороться с ними? И международное сообщество, наши партнеры в других странах – думаю, для них тоже должно быть понятно: либо мы все вместе боремся с этим и боремся эффективно, либо делаем вид, что боремся. И тогда результата не будет, во всяком случае, того, которого мы хотим добиться, действуя вместе против международного терроризма. Может быть, у кого‑то возникнет мысль, что можно избавиться от граждан иностранных государств, прежде всего деструктивных элементов из некоторых арабских стран, выдавить их оттуда и представить оставшихся на территории Грузии как борцов за независимость Чечни и т. д. Этого сделать не удастся. Никто не сможет отфильтровать международных террористов от собственно чеченских террористов. Они все равно там будут. И будет эта каша, в которой международное сообщество будет ковыряться. Будет ковыряться долго, если не поймет, что времена изменились, и нам нужно в едином строю противопоставить совместную работу, совместную боевую работу в данном случае, всем вызовам и угрозам, которые террористы бросают нам и другим странам цивилизованного мира.
Мне бы очень хотелось надеяться, что те действия, которые предпринимает руководство Грузии, последние действия, направленные на наведение порядка, – это не имитация работы, а именно искреннее желание избавиться от заразы терроризма на своей территории, которая разлагает само грузинское государство. Мы готовы к сотрудничеству.