Главное контрольное управление Президента Российской Федерации проверило использование лесных ресурсов России. Установлено, что в стране не принимается должных мер по выполнению Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) и других нормативных актов, регулирующих лесные отношения.
Проверка показала, что в результате лесохозяйственная отрасль лишилась юридической и экономической самостоятельности, что негативно сказалось на эффективности государственного управления лесным фондом.
МПР России, как специально уполномоченный федеральный орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, уделяет недостаточно внимания развитию и совершенствованию рыночных отношений в лесном комплексе.
Лесной фонд Российской Федерации, находящийся в федеральной собственности, занимает 1172,3 млн. гектаров, или 2/3 территории России, общий запас древесины составляет 81,4 млрд. куб. метров. Это дает возможность обеспечивать не только потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительную часть продукции экспортировать в другие страны.
Однако этот огромный потенциал используется крайне нерационально. За прошедшие годы резко снизилось производство многих социально значимых товаров из древесины: пиломатериалов — более чем в 4 раза, древесных плит, целлюлозы, бумаги — в 2,5 – 3 раза. Доля России в мировом лесном секторе также незначительна: по вывозке древесины — 3,2%, по производству пиломатериалов — 4,4%, древесных плит — 2,4%, бумаги и картона — 1,4%.
Министерством не принято должных мер по увеличению объема вырубки леса по главному пользованию. Расчетная лесосека в 2000 −2001 годах использована менее чем на четверть, что в два раза ниже уровня 1992 года. Наиболее неудовлетворительное положение сложилось в республиках Алтай и Тыва, Красноярском крае, Новосибирской, Омской, Томской и Читинской областях, где она освоена на 2 – 15 процентов. Только на арендованных участках лесозаготовители не использовали 52,9 млн. куб. метров древесины из запланированных 120 млн. куб. метров, что привело к недопоступлению 1,2 млрд. рублей (расчетно) в бюджеты всех уровней.
МПР России и его структурные подразделения в регионах слабо проводят работу по увеличению размера лесных платежей. Допускаются нарушения установленных договорами сроков внесения арендной платы. В 2001 году лесхозами не обеспечен сбор 771 млн. рублей арендной платы. Неблагополучно обстоит дело в республиках Карелия и Коми, Красноярском и Приморском краях, Архангельской, Иркутской, Пермской, Тюменской и ряде других областей.
Только по вышеназванным причинам в прошедшем году недополучено лесного дохода в размере, сопоставимом с выделенными отрасли бюджетными средствами. Это не позволило в полном объеме выполнить положение статьи 18 Лесного кодекса в части получения доходов на финансирование затрат лесного хозяйства.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы МПР России недостаточно внимания уделяют организации и проведению лесных аукционов по отпуску древесины на корню, являющихся наиболее эффективной формой ее реализации. Несмотря на то, что аукционная цена обезличенного кубометра хвойной древесины (80,7 рубля) почти в 4 раза выше его стоимости на арендованных участках, в прошедшем году объем таких продаж уменьшился на 11,7%. Причем в структуре собственных доходов эти поступления сократилась с 26 % до 23,6 процента. Ухудшение состояния работы в этом направлении произошло в 32 субъектах, особенно в Красноярском крае, Вологодской, Иркутской и Костромской областях.
Государственной лесной службой МПР России также неудовлетворительно организована работа по передаче в аренду лесного фонда. Широко распространилась неправомерная практика проведения конкурсов с одним участником. Более 80 % участков переданы лесопользователям на основании распоряжений администраций регионов по минимальным ставкам отпуска древесины на корню.
Более 70% участков переданы в краткосрочную аренду, а в этих случаях лесопользователи не заинтересованы в организации лесозаготовок на длительную перспективу, строительстве лесовозных дорог, развитии инфраструктуры районов и стремятся использовать лесосечный фонд с минимальными затратами на заготовку; древесины. Это приводит, к нарушению принципа рационального использования лесного фонда, определенного статьей 50 Лесного кодекса.
Усугубляет положение то, что МПР России не проявляет должной требовательности к территориальным органам по выполнению утвержденных в соответствии со статьями 31 и 115 Лесного кодекса Положения об аренде участков лесного фонда и Правил рубок. Ими предусматривается обязательная разработка планов рубок, проектов их организации, а также ведения лесного хозяйства. В целом по России только 15,4% арендаторов выполняют эти условия, что негативно влияет на лесохозяйственную деятельность и финансовое положение отрасли. На лесосеках оставлено 1,7 млн. куб. метров недорубов и 445 тыс. куб. метров неокоренной древесины, не вывезено своевременно 770 тыс. куб. метров и брошено 807 тыс. куб. метро в древесины, уничтожено подроста и молодняка на площади 8,2 тыс. гектаров, неудовлетворительно произведена очистка мест рубок на 67 тыс. гектаров.
МПР России не организован в субъектах Российской Федерации контроль за переводом лесных земель в нелесные, отсутствует информация о площадях и целях перевода по II и III группам лесов. Кроме того, в нарушение требований статей 46 и 68 Лесного кодекса не произведена кадастровая оценка участков лесного фонда. Это не позволяет установить экономически обоснованный размер платы на возмещение потерь лесного хозяйства и приводит к недополучению отраслью доходов.
МПР России, МНС России и подведомственные им территориальные органы не обеспечили выполнение статьи 106 Лесного кодекса в части направления лесных платежей на нужды лесного хозяйства. Вместо предусмотренных на эти цели 40 % лесного дохода в 1999 году перечислено только 25,2 %, в 2000 году — 35,8 % и в 2001 году — 38 %, недопоступление составило 379,8 млн. рублей.
Минфин России, МПР России и их территориальные органы не добились выполнения органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации требований статьи 108 Лесного кодекса в части финансирования расходов на воспроизводство лесов по нормативам государственной лесной службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За последние два года, по расчетам, требовалось 4775,8 млн. рублей, в бюджетах регионов было заложено только 1361,4 млн. рублей, или 28,5 %, а профинансировано лишь — 21,2 % от запланированного объема. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Республике Карелия, Приморском, Красноярском и Хабаровском краях. Иркутской и Вологодской областях. В бюджетах 10 субъектов такие средства вообще не предусматривались.
Основными задачами МПР России в области лесоведения являются воспроизводство лесных ресурсов, охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности. Однако лесхозы при проведении мероприятий не ориентированы на лесоводственную деятельность, а занимаются в большей мере заготовкой и реализацией лесопродукции. Установленный им ежегодный объем рубки древесины превысил задания федеральной целевой программы «Леса России» почти на 2 млн. куб. метров, в то время как другие мероприятия выполнены лишь частично. В России происходит уменьшение площади земель, покрытых лесом.
Во многих регионах снизилось качество лесоустроительных работ, материалы лесоустройства своевременно не обновляются и не в полной мере соответствуют требованиям Лесного кодекса (республики Коми, Саха (Якутия) и Тыва, Красноярский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Иркутская, Мурманская, Пермская и Читинская области).
Как координатор и государственный заказчик федеральных целевых программ «Леса России» и «Охрана лесов от пожаров» МПР России не проводит работу по контролю за выполнением производственных показателей с разбивкой по программам и источникам финансирования. Министерством не принимаются меры по эффективному использованию лесных податей и арендной платы, поступающих лесхозам и приравненных в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса к бюджетным средствам, не контролируется ход выполнения мероприятий в лесах Минсельхоза России и Минобороны России.
Наравне с тем, что задания по отдельным программным мероприятиям значительно перевыполнены, допущено отставание по другим. За весь период реализации федеральной целевой программы «Охрана лесов от пожаров» финансирование по ней произведено на 132%. Но одновременно МПР России резко уменьшило размер ассигнований на авиационную охрану лесов, что привело к существенному снижению оперативности обнаружения и подавления возникающих очагов горения.
За истекший сезон на территории лесного фонда, находящегося в ведении Государственной лесной службы МПР России, произошло 20,9 тыс.лесных пожаров, что на 2,2 тыс. болыпе, чем в 2000 году, подвергнутая им лесная площадь составила 868 тыс. гектаров. В. настоящее время площадь гарей на территории лесного фонда страны в 5 раз больше вырубок, а ущерб от лесных пожаров в 2001 году (3 млрд. рублей) соизмерим с величиной национального лесного дохода.
Низка эффективность деятельности МПР России по предупреждению лесонарушений, связанных с незаконными порубками и ставших во многих субъектах Российской Федерации серьезной государственной проблемой. Ущерб лесному хозяйству только от выявленных нарушений в 2001 году достиг 2,8 млрд. рублей, или возрос к предыдущему году в 5,8 раза. Наибольшее их увеличение допущено в Приморском крае и Костромской области (в 8 раз), Вологодской области (в 6,2 раза).
Во внешнеэкономической деятельности предприятий лесного комплекса преобладает сырьевая направленность. В 2000 – 2001 годах за рубеж отгружено 68,3 млн. куб. метров круглого леса, или почти треть общего объема заготовки. При этом экспортные тарифы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999г. № 1364 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выводимые- с территории Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе», не стимулируют экспорт обработанной древесины. Пошлина на вывоз лесоматериалов круглых хвойных пород в два раза ниже, чем на пиломатериалы.
Организации — экспортеры нарушают таможенное и валютное законодательство при перемещении лесопродукции через таможенную границу Российской Федерации. Проверками ГТК России в прошедшем году установлено, что определение объемов экспорта круглого леса по неаттестованным техническим условиям, отличающимся от ГОСТов, позволило занизить их до 20 %. При этом вывезено около 1,8 млн. куб. метров неучтенной древесины общей стоимостью 36 млн. долларов США, не взыскано таможенных платежей на сумму 1,8 млн. долларов. За этот же период заведено 1672 дела о нарушениях таможенных правил. В основном они связаны с невозвратом валютной выручки, составившей 20,5 млн. долларов. Из проверенных регионов наибольшую сумму непоступивших средств имеют Приморский край (6,7 млн. долларов), Иркутская область (1 млн. долларов), Республика Карелия (0,8 млн. долларов) и Хабаровский край (0,7 млн. долларов).
Территориальные органы Минюста России не завершили работу по приведению ведомственных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, в соответствие с федеральным законодательством. В регионах выявлены многочисленные факты нарушения положений Лесного кодекса, а МПР России не приняло конкретных мер по их устранению. Только в ходе настоящей проверки органами прокуратуры в отдельных субъектах Российской Федерации были приняты соответствующие меры реагирования.
МПР России не реализованы полномочия, определенные статьями 42, 68, 69, 85, 119, 124, 125, 129 Лесного кодекса, в части подготовки проектов федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих лесные отношения.
Несмотря на то, что многие статьи Лесного кодекса не способствуют рациональному использованию и воспроизводству лесного фонда, а также максимальному поступлению средств в бюджетную систему, МПР России не внесло на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных актов по необходимым изменениям Лесного кодекса.
* * *
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.
Информация по этому вопросу направлена в Правительство Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных недостатков.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов поручил Минэкономразвития России (Г.Грефу) всесторонне проанализировать эффективность государственного управления лесным фондом, а Министерству природных ресурсов Российской Федерации незамедлительно приступить к устранению недостатков, выявленных Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации.
На заседании Правительства Российской Федерации в июне 2002 года рассмотрен вопрос «О проекте концепции развития лесного хозяйства в Российской Федерации». МПР России поручено в IV квартале представить на заседание Правительства Российской Федерации доработанный проект концепции с проектом плана мероприятий по реализации ее положений, а также внести согласованные предложения по совершенствованию системы финансирования лесного хозяйства.
В целях упорядочения размера оплаты за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 апреля 2002 года № 278 «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году».
Главное контрольное управление Президента Российской Федерации