В.Путин: Прежде всего хочу поблагодарить вас за проделанную работу.
За полгода вам удалось сделать огромный шаг в продвижении важнейших институциональных реформ: земельной, военной, пенсионной, налоговой, в развитии малого и среднего бизнеса. Насколько мне известно, сейчас приняты еще решения по изменению бюджета 2002 года, связанные прежде всего с выполнением социальных обязательств, прежде всего перед военнослужащими.
Созданы законодательные барьеры на пути экстремизма. Приняты базовые для судебной системы законопроекты: Арбитражный процессуальный кодекс, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, закон об адвокатуре и органах судейского сообщества, определен новый порядок получения российского гражданства. Наконец, принят закон о Центральном банке.
Одно перечисление всех законов говорит о том, что работа проделана колоссальная. Я хочу вас искренне поблагодарить за напряженную работу. Члены нижней палаты парламента не остались в стороне и от принципиальных дискуссий, которыми была насыщена первая половина года, в том числе по поводу судебной реформы, а также вокруг перспектив и приоритетов экономического развития страны.
Хотел бы поблагодарить и за поддержку внешнеполитического курса России. В том числе по обновленному формату отношений России с НАТО, с Евросоюзом, нашего серьезного продвижения в диалоге с США, в связи со вступлением России в ВТО, ну и, конечно, в решении проблем Калининградской области.
Хочу подчеркнуть: доводы думских фракций, парламента в целом были всегда крайне важны и всегда уместны и конструктивны. Сейчас Государственная Дума определяет ориентиры законодательной работы на предстоящее полугодие, закладывает основы законодательной стратегии на будущее. И просил бы сохранить набранную динамику и позитивную практику взаимодействия парламента и исполнительной власти.
Ваши контакты с коллегами на региональном уровне тоже очень кстати. Это особенно актуально в связи с начавшейся большой работой по разграничению полномочий между уровнями власти, развитию местного самоуправления, приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Работает рабочая группа во главе с одним из заместителей Руководителя Администрации. Парламент принимает в ней активное участие, и мы рассчитываем, что эта работа будет продолжена.
Отдельно хотел бы обратить внимание на необходимость анализа правоприменительной практики. Если норма закона не работает – а такое часто еще бывает, – то виноваты в этом не только исполнители власти и правоохранительные органы. Часто это еще и недостатки законотворческой работы. В этой связи сегодня особенно нужны систематизация и кодификация актов, высокий уровень законотворческой техники и, разумеется, «шлифовка» правовых актов, которая исключала бы разное толкование принятых законов. Решать ее, конечно, надо на уровне взаимодействия с органами юстиции. В этом смысле, мне кажется, было бы очень полезно наладить прямой контакт с Министерством юстиции.
Говоря о конкретных планах на предстоящую сессию, хотел бы выделить несколько основных, на мой взгляд, моментов.
Во‑первых, базовой задачей остается бюджет, и здесь важно добиться его сбалансированности, в том числе с региональными бюджетами. Обеспечить приоритетность вопросов безопасности, обеспечения социальной сферы и других хорошо известных вам направлений. Бюджет, конечно, будет напряженный с учетом всех тех проблем, которые нам хорошо известны, с учетом пиковых выплат по внешним долгам, которые мы должны, безусловно, обеспечить. У нас много обязательств в этой области, особенно в социальной сфере.
Во‑вторых, следует доработать и принять весь пакет законов по дебюрократизации экономики и оптимизации налогообложения. Что касается дебюрократизации, то я знаю, что сегодня приняты решения по поводу малого и среднего бизнеса. Нареканий к этому закону много, и, в общем, это говорит о том, что надо посмотреть, как он будет работать. Надо прислушаться к тем критикам, которые считают, что он мог бы быть и более радикальным. Я вполне допускаю, но понимаю озабоченность Правительства, которое хочет посмотреть, как закон будет работать на практике. Что касается различных препон на пути развития малого и среднего бизнеса, то они такие большие, их так много, что, думаю, здесь есть над чем поработать нам всем. Сертификация, лицензирование и прочее, и прочее…
В‑третьих, актуальным вопросом остается успешное продолжение реформ естественных монополий. Будем рассчитывать на качественное законодательное обеспечение. Прежде всего в энергетической и транспортной сфере, в сфере железнодорожного транспорта. Вместе с тем хотел бы обратить ваше внимание, что решения должны быть продуманными и взвешенными. Здесь у нас нет права на ошибку, потому что цена этой ошибки будет очень высокой. Очень аккуратно надо подходить к решению вопросов.
Я очень рассчитываю на то, что вы в позитивном ключе будете дискутировать с Правительством, заинтересованно спорить, обсуждать и находить оптимальные решения. Здесь уже, мы с вами это хорошо знаем, речь идет даже не о разных подходах – левых, правых. Здесь часто речь идет уже о здравом смысле. Здесь и среди специалистов, у которых правые взгляды, спор между собой, и у тех, кто представляет левый спектр политической жизни страны, тоже разные мнения. Здесь нужно говорить только о профессионализме и о взвешенном решении, государственном подходе.
В‑четвертых, надо завершить работу над нормативно-правовой базой пенсионной и земельной реформ. Что касается вопросов, связанных с земельными угодьями, то здесь особую остроту приобретает качество и своевременность принятия соответствующих законов в субъектах Федерации. Мы с вами решили – и думаю, что решили правильно, – отдать значительную часть проведения намеченных мероприятий на региональный уровень. Но, конечно, все действия региональных властей, местных властей должны строго соответствовать существующим законам. Принято решение о приватизации или о купле-продаже – эти решения должны соответствовать законам. Если не принято, то тогда не надо подталкивать региональные власти. Они имеют право сами определить срок начала приватизации исходя из местных условий и пожеланий населения. Исходя из местных условий – это значит исходя из экономических условий.
Думаю, что мы правильно сделали в отношении права иностранцев на куплю-продажу земли сельхозназначения. Земельный рынок пока не сформировался. Реальная цена такого действительно важного товара для России, как земля, пока неизвестна. Это не значит, что мы так и замрем на десятилетие, даже на сто лет. Но мы должны понять, что в этой сфере происходит. И я думаю, что мы приняли правильное решение. Вот что я хотел сказать вначале.