Вопрос: 29 октября в нашей республике состоится важное событие — выборы Президента. Те договоренности, которые сегодня подписаны Аскаром Акаевым, предстоит исполнять человеку, который придет на его место. Что бы Вы пожелали новому Президенту и как Вы оцениваете шансы Аскара Акаевича еще раз занять пост Президента Республики?
В.Путин: Наша беседа носит совершенно конкретный, определенный, предметный характер, связанный с обеспечением безопасности в регионе. В этом заинтересованы все государства, в том числе и Киргизстан. Я убежден, что кто бы ни был избран в Республике на пост Президента, он будет исполнять те договоренности, которые мы достигли в ходе нашей работы. В том числе и сегодняшней нашей встречи.
Что же касается прогнозов, то это дело неблагодарное. Мы собрались здесь по другому поводу, и меньше всего нам хотелось, чтобы мероприятия носили какой‑то предвыборный характер. Это не имеет ничего общего с предвыборной ситуацией в Киргизстане. А что касается непосредственно Аскара Акаевича, я не хотел бы делать каких‑то личных заявлений, потому что это будет не очень корректным и объективным. Я не знаю лично других кандидатов, а к Аскару Акаевичу отношусь с особой теплотой, поскольку считаю его своим земляком. Он семнадцать лет прожил в Петербурге, родном для меня городе. Я желаю ему всяческих успехов, но, повторяю, не хотелось бы, чтобы наша сегодняшняя работа была каким бы то ни было образом связана с предвыборной ситуацией в Республике.
Вопрос: Будет ли ДКБ поддерживать международные контакты, действовать как система региональной безопасности? И какой международный резонанс Вы ожидаете от этого?
В.Путин: Да, ДКБ будет поддерживать контакты с международными организациями, это поручено генеральному секретарю Договора о коллективной безопасности. А что касается международного резонанса… Эта организация создана не сегодня, она давно зарегистрирована в Организации Объединенных Наций. Я думаю, что влияние на международные процессы будет зависеть от того, насколько нам удастся координировать свои действия и насколько они будут эффективными. Мне и моим коллегам очень хотелось бы, чтобы это влияние было заметным. Судя по тому настрою, который все сегодня продемонстрировали, достижение этой цели вполне возможно.
Вопрос: Сегодня на форуме обсуждалась тема безопасности в Центрально-Азиатском регионе. В этой связи странным выглядит то, что здесь отсутствует Президент Узбекистана Ислам Каримов.
В.Путин (в продолжение ответа А.Лукашенко): Каждое государство самостоятельно определяет свою внешнюю и внутреннюю политику, но все мы, присутствующие здесь руководители государств, находимся в тесном контакте с Узбекистаном, совместно и плотно работаем с руководством страны.
Конечно, если бы Президент Узбекистана был здесь, это была бы дополнительная возможность обменяться мнениями по ситуации, которая складывается в регионе. Но, должен вам сказать, что никакой катастрофы здесь нет. Все, что можно сделать в свете происходящего совместно с Узбекистаном, делается. И никаких сомнений на этот счет быть не должно.
Вопрос: Недавно Президент Узбекистана Ислам Каримов заявлял, что талибы в Афганистане не представляют угрозы для стран Центральной Азии. Сегодняшнее ваше заявление говорит об обратном. Ваши комментарии.
В.Путин: Вы должны знать, что Узбекистан не входит в ДКБ; об этом сегодня уже говорили. Поэтому сегодня мы высказываем только свою точку зрения, а не комментируем высказывания своих коллег. Наше мнение основано на позиции ООН, достаточно четко сформулировавшей претензии к движению «Талибан». Мы остаемся на платформе, которую занимает ООН. Более того, мы полагаем, что в настоящий момент, когда создалась угроза исхода большого количества беженцев с территории Афганистана на территории стран Содружества, мировое сообщество должно обратить на это внимание как на ситуацию, которая может привести к крупномасштабным гуманитарным проблемам.
И мы высказываем по этому поводу свою точку зрения. Она ясно изложена в тех документах, которые приняты в ходе нашего сегодняшнего совещания.
Вопрос: Хотелось бы знать Вашу точку зрения на ход мирного процесса на Ближнем Востоке.
В.Путин: После прибытия в Астану я разговаривал по телефону с Министром иностранных дел России Игорем Ивановым, и он доложил мне о том, как идет процесс сближения позиций. Достигнуты некоторые договоренности, которые позволяют нам надеяться на то, что мирный процесс может быть восстановлен. Россия призывает к тому, чтобы насилие было немедленно остановлено, чтобы заинтересованные стороны сели за стол переговоров и мирным путем решали все спорные вопросы, несмотря на сложности, в этой связи возникающие.
У российской стороны создалось впечатление, что компромиссы в решении спорных вопросов можно таким образом найти. Что касается участия России в качестве посредника в «горячих точках», могу сказать следующее: у России достаточно внутренних проблем. Мы не стремимся к тому, чтобы во всем принимать участие. Мы не исключаем этого, но принцип здесь может быть только один: мы готовы к такой работе, если в этом заинтересованы те страны, которые в этом принимают непосредственное участие.
Россия готова внести свой вклад в разрешение всех этих вопросов, поскольку мы исходим из того, что стабильность в мире дорого стоит. И Россия как государство в этом заинтересована.