В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Позвольте коротко проинформировать вас о результатах нашей работы. Я думаю, что у наших гостей – и у господина Аснара, господина Проди и господина Солана, также и у российских участников саммита, есть все основания для достаточно высокой оценки итогов нашей встречи.
Обстоятельное и конструктивное обсуждение комплекса вопросов нашего взаимодействия показало, что мы активно движемся в направлении создания системы тесного взаимодействия и в политической, и в экономической сферах.
Политический диалог продолжает набирать обороты. Хочу выразить удовлетворение его нынешним состоянием. Все большую значимость приобретает взаимодействие ЕС по вопросам борьбы с терроризмом, а также в сфере безопасности и обороны. Заложена основа для совместных действий по предупреждению и урегулированию конфликтных ситуаций в Европе. Что касается экономической сферы, то здесь главным остается поиск путей интеграции в наших экономиках.
В этой связи я приветствую прозвучавшее на этом саммите заявление о намерении Евросоюза завершить законодательное оформление решения о признании рыночного статуса российской экономики.
Хочу отметить работу экспертов по наполнению концепции европейского экономического пространства, которая становится все более результативной. Запущен и механизм энергодиалога, который позволит реализовать идею обеспечения энергетической безопасности Европы.
Особое внимание было уделено вопросам предстоящего расширения Евросоюза, а также российским проблемам, которые возникают или могут возникнуть в связи с этим. Среди них на первом плане – задача комплексного решения проблем жизнеобеспечения Калининградской области. Обсуждение носило достаточно острый характер. И, думаю, не случайно мы считаем этот вопрос одним из самых важных и срочных, требующим решения еще до фактического расширения Евросоюза.
Считаю, что к поиску развязок должны быть подключены и будущие члены ЕС, непосредственные наши соседи – Польша и Литва. Полагаю, что решение вопросов жизнеобеспечения области станет проверкой качества нашего стратегического партнерства с ЕС.
В рамках нашей встречи мы провели также обмен мнениями по ряду актуальных международных вопросов, включая ситуацию в Афганистане, на Балканах, на Ближнем Востоке, ситуацию между Индией и Пакистаном. При этом особое внимание мы уделили именно этой проблеме. Мы понимаем обеспокоенность индийской стороны продолжением террористической активности в Кашмире. И считаем, что принятие решительных мер по прекращению деятельности террористических организаций на подконтрольной Пакистану территории будет способствовать возвращению отношений между Индией и Пакистаном в нормальное русло.
Вместе с тем мы были едины во мнении, что вооруженный конфликт крайне опасен, он имел бы тяжелые последствия для безопасности и стабильности в целом, далеко выходящие за рамки самого региона. Мы договорились продолжить координацию усилий в целях содействия предотвращению перерастания вооруженных столкновений в полномасштабное противостояние. И в этом – еще один пример тесного внешнеполитического взаимодействия между Россией и ЕС.
Подводя итог, хотел бы отметить главное: несмотря на наличие очевидных проблем в отношениях между нами, проблем, которые требуют своего решения, нынешний саммит отчетливо показал, что наше сотрудничество не стоит на месте. Мы определили конкретные задачи, которые необходимо решить при подготовке следующего саммита в Копенгагене в ноябре сего года, и уверен, что обоюдное стремление к углублению взаимодействия позволит достичь намеченных целей.
Я благодарю вас за внимание и передаю слово своим коллегам.
Вопрос: Какие специфические критерии существуют в вопросе либерализации в энергетике. Какие шаги предпринимаются в целях скорейшего принятия политического решения о доступе в Чечню международных организаций для обеспечения гуманитарной помощи, и об усилиях, предпринимаемых с целью противодействия насильственной репатриации в Чечне?
В.Путин: К сожалению, не было перевода, поэтому я насколько понял, настолько вам и отвечу. Первое: что касается либерализации. Мы, конечно же, обсуждали эту тему в двух аспектах. Первый аспект – это энергодиалог в целом, и хочу отметить, что он развивается весьма позитивно. Есть вопросы, которые требуют дополнительного решения, но для нас принципиально важным сигналом, причем сигналом в практическом плане, явилось решение о признании правильным продолжить практику контрактов по газу.
Мы высказали свои соображения о том, как мы видим дальнейшее развитие энергодиалога – и это не только углеводороды, это также сотрудничество в сфере электроэнергетики. Здесь тоже есть вопросы, которые подлежат решению, но движение и темпы этого движения правильно выбраны, и темп нас устраивают. Мы говорим о совместных проектах по освоению крупных месторождений российских углеводородов. И здесь у нас созданы соответствующие рабочие органы для проработки. И это тоже считаем абсолютно верным. Поэтому в целом, повторяю еще раз, мы удовлетворены тем, как у нас развивается контакт с Евросоюзом.
Мы абсолютно убеждены в том, что предлагаемые нами решения в этой сфере целиком и полностью удовлетворяют интересы европейской экономики, промышленных и бытовых потребителей. И хочу заверить вас, что, если мы пойдем по тому пути, который сегодня обсуждали, европейская экономика будет существовать в условиях стабильных поставок и приемлемых цен. И полностью сохранит свою конкурентоспособность, которая зависит от этой части сотрудничества с Россией.
Что касается ситуации в Чечне, то я думаю, что вам хорошо известно – несмотря на все сложности, процесс позитивного развития в республике продолжается. Созданы все условия для работы международных организаций там, но это, естественно, не самое главное. Самое главное в том, что создается нормальная социальная среда, создаются органы власти и правопорядка самой Чеченской республики. На данный момент перед нами стоит задача создания органов министерства внутренних дел Чеченской республики, в которых работать будут, конечно же, жители самой Чеченской республики. И мы очень рассчитываем на то, что именно они и возьмут на себя основную ответственность за ситуацию в Чеченской республике. И после того, как это произойдет, мы будем дальше развивать эти политические процедуры и в конечном итоге выйдем и на референдум по конституции Чечни, по основополагающему правовому акту Чеченской Республики, и на ее базе, как следующий этап, – выбор главы республики. Вот такие перспективы.
Вопрос: После вступления Польши, Литвы в ЕС резко ухудшается ситуация с Калининградской областью. Будет ли носить диалог между Брюсселем и Москвой по этому вопросу постоянный характер? И как Президент России сегодня сказал, дискуссия сегодня носила достаточно острый характер. В чем главная причина разногласий и были ли приняты какие‑то решения?
В.Путин: Действительно, для нас этот вопрос действительно очень острый, ну и понятно почему: миллион триста тысяч человек проживает в Калининградской области, трудно посчитать, сколько родственников, друзей у них находится на других территориях Российской Федерации. Мы считаем, что с учетом не только уровня сегодняшнего взаимодействия между Россией и ЕС, но просто имея в виду сегодняшнее состояние дел в мире, мы не имеем права не обратить внимания на соблюдение элементарных прав человека. Если вовремя не решим эти проблемы, то испытанию подвергнутся именно эти фундаментальные основы сегодняшнего цивилизованного сообщества. Но я очень рассчитываю на позитивную реакцию со стороны наших коллег. Рассчитываю на то, что в ближайшее время этот вопрос будет активизирован, собственно говоря, так же, как решение вопроса признания рыночного статуса российской экономики. Мы много об этом говорили, для нас это имеет принципиальное значение, и не только морально-политического характера, а предметное, прикладное значение, выражающееся в конкретных цифрах. Я хочу поблагодарить руководство Евросоюза за то решение, которое они приняли и которое сегодня было озвучено. Очень рассчитываю на то, что оно будет доведено до конца в самое ближайшее время так, чтобы российскому слушателю, зрителю, российской аудитории, общественности было понятно, о чем идет речь. Могу сказать, что это примерно 14 всяких антидемпинговых процедур, которые сегодня существуют в Евросоюзе в отношении товаров российского производства. Потери российской экономики составляют примерно 250 млн. в год. В целом в мире таких антидемпинговых процедур примерно 100 в отношении российских товаров. Потери российской экономики исчисляются кругленькой цифрой 1,5 млрд. долларов. Если те решения, которые сегодня были заявлены, будут реализованы, то, уверен, это движение в правильном направлении. Мы очень рассчитываем на то, что и другие вопросы достаточно острого характера будут решаться подобным же образом, как и проблема Калининграда.
Вопрос: Вы ведете очень смелую международную политику. Каких встречных шагов вам не хватает со стороны Европы? Вчера вы в Риме сказали, что недооценивается сотрудничество с СНГ. Как может сотрудничать НАТО с СНГ и ШОС?
В.Путин: Вы меня неточно поняли. Я не говорил, что недооцениваются какие‑то элементы российской политики в Азии, в рамках СНГ. Я говорил о важности этого направления российской политики, о том, что мы никогда не забываем про эти направления российской политики и что российская внешняя политика будет сбалансированной. Вот о чем я говорил.
Что касается Шанхайской организации сотрудничества, азиатского направления во внешней политике, я могу пояснить свою позицию.
Я считаю, что усилия России на этом направлении будут серьезным и существенным дополнением того, что мы делаем с нашими западными партнерами в рамках Евросоюза либо в рамках сотрудничества с НАТО. Вот что я имел в виду. Мне кажется, что эта позиция устраивает не только Россию, но и наших партнеров как на Востоке, так и на Западе.
Что же касается встречных шагов, то мы сегодня много об этом говорили. Первое, если уж быть в рамках той темы, которая была вами предложена, – это наше сотрудничество в сфере безопасности. Министерство обороны Российской Федерации сформулировало наши предложения по расширению сотрудничества с ЕС в этой сфере, и этот план передан нашим коллегам. Мы ждем ответа. Ответа пока нет, мы рассчитываем, что наши коллеги проработают предложения российской стороны и представят свои соображения.
В самое ближайшее время в рамках Евросоюза должны пройти соответствующие процедуры, мы ждем, что процедуры пройдут в ближайшее время, и надеемся получить ответ. Сегодня в Министерстве обороны Российской Федерации проходят важные встречи на эту тему. Уверен, что это движение будет развиваться позитивно. С точки зрения нашего сотрудничества в экономической сфере для нас серьезным является вопрос о вступлении России в ВТО и поддержке Евросоюзом этого процесса.
Сегодня, как вы слышали – мы все так поняли, – решен вопрос с признанием рыночного статуса российской экономики. Есть и другие важные направления нашего взаимодействия в области экономики. Это уже упомянутый энергетический диалог, это сотрудничество в высокотехнологичных сферах (мы сегодня о них тоже говорили), сотрудничество в области авиации, ракетной техники. Франция недавно фактически передала Евросоюзу космодром Куру, и у нас здесь очень интересная, важная и очень перспективная сфера взаимодействия. Мы говорим о сопоставлении наших соответствующих космических систем «Гланас» и европейской системы. Все это такие сферы взаимодействия, которые носят глобальный характер. Я назвал только некоторые из них, которые являются принципиальными, их больше, но если вы хотели от меня слышать то, чему мы придаем особое значение, вот примерно такая диаграмма.
Вопрос: Президент России уже немного сказал об энергодиалоге между Россией и ЕС. Каковы перспективы энергодиалога, есть ли продвижение в этой сфере? Создается такое впечатление, что отношения Россия–НАТО развиваются гораздо быстрее, чем отношения Россия–ЕС. Что вы можете сказать по этому поводу?
В.Путин: Что касается скорости решения вопросов в рамках сотрудничества Россия–НАТО или в рамках сотрудничества Россия–ЕС, в данном случае прежде всего в области безопасности, то здесь в первом варианте есть некоторые преимущества у НАТО, поскольку это уже сложившаяся организация. ЕС же только формирует, формулирует свою европейскую политику в области безопасности и обороны, поэтому до того, как она сформировалась, России достаточно сложно к ней присоединиться. Хотя мы предлагаем сотрудничество и на этой стадии работы. Думаем, что это будет тоже полезно и важно.
Я так понял сегодня наших коллег и господина Солана, что в принципе наши коллеги с этим согласны. Кроме того, надеюсь, что по мере развития этого вопроса в самой Европе будет интенсифицироваться и наша совместная работа по этому важнейшему для нас всех направлению.
Что касается энергодиалога, то я действительно о нем уже сказал. Мне бы хотелось только добавить, что принципиально все эти вопросы могут быть решены, только если мы будем энергично продвигаться по решению другого глобального совместного вопроса. Это я хочу добавить в ответ на предыдущий вопрос. Если мы будем формулировать, как это предложил господин Проди на прошлой встрече в Москве: создавать единое экономическое пространство в Большой Европе, имея в виду и Россию. Важнейшая задача – будем вырабатывать общие правила работы на европейском рынке. Я думаю, что в этом смысле мы в долгосрочной перспективе решим и энергетические проблемы.