Вопрос: Кто возглавит новую структуру (Евразийское экономическое сообщество) и какие дополнительные функции лягут на Таможенный союз, трансформированный в Евразийское экономическое сообщество?
В.Путин (добавление к ответу Н.Назарбаева): Речь идет не о каких‑то дополнительных прерогативах, которыми должен быть наделен этот союз или новая международная экономическая организация. Речь идет о качественно новом инструменте принятия решений. Мы очень рассчитываем на то, что качество этих решений будет таким, что позволит сделать их жизнеспособными. Так как они будут более взвешенными на экспертном уровне, соответственно, есть больше шансов проводить их в жизнь. На это и рассчитана идея сообщества, которая была в свое время предложена Президентом Казахстана. И на это была нацелена деятельность экспертов при подготовке документов. На это мы вышли сегодня и при подписании окончательного варианта договора.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы не раз говорили, что в начале интеграционных процессов и в их основе должна лежать экономика. Как Вы считаете, сработает ли экономическая составляющая в данном случае и последуют ли за ней политическая и гуманитарная составляющие?
В.Путин: Именно такие цели мы и ставим в конечном итоге, потому что экономика сама по себе не имеет смысла, если нет позитивного результата для населения. Если Вы обратили внимание, то в заявлении по поводу создания Евразийского экономического сообщества есть раздел, посвященный тем проблемам, которые Вы сейчас упомянули. Это гармонизация политики и законодательства всех стран-участниц в области науки и образования. Это создание единого социального стандарта в странах – участницах Договора. Это возможность для всех граждан стран – участниц Договора пользоваться этими едиными стандартами в области образования, медицины и некоторых других гуманитарных областях. Само собой разумеется, что в конечном итоге мы стремимся к таким результатам. Мы рассчитываем, что наша деятельность по развитию интеграционных процессов приведет к позитивным социальным сдвигам и это почувствуют граждане наших стран.
Если продолжить разговор о том, как отразится интеграция в экономической сфере на гуманитарной области, то должен сказать – напрямую. Например, мы часто – и в России, и когда приезжаем в другие республики бывшего Советского Союза – говорим о проблемах русского языка.
Мы договорились с Казахстаном об объединении усилий в энергетической сфере. Генерирующие мощности будут размещаться частично в России, частично в Казахстане. Уголь, который в свое время разрабатывался в Советском Союзе и планировался для промышленного комплекса Урала и Сибири, долгие годы не использовался в этом направлении. Мы договорились о том, что он будет использоваться более интенсивно. Когда экономическая жизнь потребует, тогда и язык будет востребован. Все это дает нам оптимистичный прогноз. Дает основания рассчитывать, что гуманитарные последствия таких наших действий будут позитивными.
Вопрос: Мы знаем, что на заседании глав правительств не все принципиальные вопросы были решены. Хотелось бы знать, какие именно принципиальные вопросы остались на рассмотрение Президентов и что было решено сегодня принципиального.
В.Путин (дополнение к ответу Н.Назарбаева): Это действительно очень важный вопрос. Нурсултан Абишевич правильно сказал, что решения в интеграционном комитете должны приниматься по принципу: сорок процентов Россия, двадцать – Казахстан, двадцать – Беларусь, по десять – Таджикистан и Киргизстан. Россию такой подход удовлетворяет, поскольку это учитывает экономический потенциал России, но в то же время не дает возможности России диктовать условия, потому что решения не могут быть приняты единолично. Есть еще один механизм. Если три других государства имеют отличное от России мнение, Россия тоже не может провести это решение, несмотря на свои сорок процентов. Требуется поддержка от других членов организации. Но и это еще не все. Есть еще механизм, который является дополнительным инструментом к гармонизации позиций. Это Совет глав государств. На уровне глав государств решения принимаются консенсусом.