В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Только что мы провели две встречи с руководством Ингушетии и Дагестана, отдельно проанализировали состояние дел в этих республиках и сейчас перейдем к ключевым вопросам развития всего Южного федерального округа, всего юга России.
Я специально пригласил на эту встречу не только руководителей экономического блока Правительства, но и представителей и руководителей силовых ведомств, потому что для юга России проблема безопасности страны и граждан в этом регионе имеет особое значение. Произошедшее в Каспийске это подтверждает.
Полтора года назад мы подробно обсуждали проблемы юга России, наметили пути их решения. Вместе с тем нужно признать, что и сегодня большинство вопросов, о которых мы говорили, остаются актуальными. По‑прежнему высока безработица, не растет или медленно растет промышленное производство. Не уменьшается уровень теневой экономики.
Ситуацию не спасают ни федеральные целевые программы, ни, как это имело место в Ингушетии, свободные экономические зоны. Ваш регион имеет немало экономических преимуществ: есть кратчайшие транспортные коридоры из Азии в Европу, плодородная почва, значительные трудовые ресурсы и мягкий климат. Но, к сожалению, приходится говорить о том, что в некоторых регионах округа проявляют явно недостаточно внимания к развитию экономической инициативы, и, как результат, из года в год они обращаются за помощью в федеральный центр.
Не ведется планомерная работа по развитию малого бизнеса и возрождению производственной базы, по отстраиванию инфраструктуры рынка. Что касается малого бизнеса, то это особенно важно для отдельных регионов страны, и южные регионы имеют в этом смысле особое значение. На следующей неделе я обязательно встречусь с руководством Правительства по этому вопросу, имея в виду и озабоченность бизнес-сообщества по поводу того, каким может оказаться на выходе закон о малом бизнесе и о его налогообложении.
Если же вернуться непосредственно к вопросу о юге России, то можно сказать, что в результате всех этих событий и негативных явлений трудовой и природный потенциал региона не используется, а подчас эксплуатируется фактически криминальными структурами. Тяжелая экономическая ситуация – это питательная среда для роста преступности, мы с вами это очень хорошо знаем. В ней себя вольготно чувствуют не только примитивные воры, но и торговцы наркотиками, оружием, террористы.
Хочу подчеркнуть: если все органы государственной власти проявят компетентность, а общество – солидарность в борьбе с преступностью, на юге России, уверен в этом, станет спокойнее.
Это касается также и проблемы упомянутого мной международного терроризма. Как показала недавняя трагедия в Каспийске, силовым структурам надо быть в состоянии постоянной и повышенной готовности. Любая халатность чревата большими жертвами.
Только что мы с руководителем Дагестана говорили об этом. Инвестиции и крупные капиталовложения придут в регион только при наличии порядка и радикального уменьшения криминальной угрозы. Он с сожалением отметил: только-только наметилось в Дагестане повышение инвестиционной активности, увеличились капитальные вложения, и сразу же после теракта в Каспийске все встало. И это естественно – кто же будет вкладывать в неспокойный регион?
Нужно сообща выстраивать эффективную систему регионального взаимодействия. Аппарат полпреда, руководители окружных силовых структур, МВД, ФСБ, прокуратуры республик, краев, областей должны более тесно координировать свою работу.
Я очень рассчитываю на заместителя Генерального прокурора по Южному федеральному округу. По закону прокуратура – координирующий орган в борьбе с преступностью, заместитель Генпрокурора – работник опытный, сильный, мы очень на вас рассчитываем.
Одна из важнейших задач – экономическое возрождение Чечни. Ее решение – наша общая проблема. Сможем с ней успешно справиться – значит, изменим к лучшему экономическую ситуацию во всем регионе, в значительной степени стабилизируем обстановку и в округе, и на юге России в целом.
Я думаю, что настало время расширить полномочия Главы Администрации Чеченской республики. Сегодня я подписал указ, в соответствии с которым он получает право самостоятельно назначать членов правительства, руководителей районов и населенных пунктов Чечни. Что касается председателя правительства, то, по сложившейся практике, в большинстве практически во всех субъектах Федерации этот вопрос, как правило, решается по согласованию с представительным органом власти. В Чечне пока такого органа нет. Поэтому что касается непосредственно председателя правительства, то мы это оставим на согласование с полномочным представителем Президента.
Уважаемые коллеги!
Уверен, многие из накопившихся проблем можно решить за счет внутренних ресурсов. Прежде всего за счет укрепления взаимосвязей между регионами округа. Хозяйственный комплекс на юге России изначально создавался на основе широкой производственной кооперации, которую необходимо восстанавливать. Однако подчас мы еще не умеем решать проблемы сообща и очень часто делаем вид, что проблемы соседей нас не касаются.
Округа создавались не только для эффективного управления, они должны объединять усилия, и не только для борьбы с кризисными явлениями (в том числе связанными с миграцией и криминалом), но и для перспективного планирования. Должны быть совместные программы по созданию рабочих мест, общие социальные проекты.
В заключение считаю нужным подчеркнуть: от корректности наших оценок, эффективности и точности политических решений, умения четко и адресно работать с людьми сегодня во многом зависит не только престиж власти в регионе, но и отношение к России на международной арене. Я прошу вас обратить внимание и на это.