В.Путин: Добрый день! Очень рад вас здесь видеть, иметь возможность поприветствовать в Кремле. Многие из вас добились уже, несмотря на юный возраст, больших успехов в науке, творчестве, спорте. Я и все мои коллеги вас от души с этим поздравляем.
Я думаю, что не только здесь присутствующие, но и многие другие молодые люди нашей страны уже поняли, осознали, что самой лучшей валютой XXI века являются знания, но не только знания. Для того чтобы быть полноценным и востребованным человеком сегодня, необходимо еще трудолюбие, необходимы убеждения. Только тогда и только в этом случае мы можем говорить о тех людях, которые нужны сегодня и тем более нужны будут в самом ближайшем будущем нашей стране – любимой всеми нами России. Это должны быть такие люди, которых мы все называем личностью. И только в этом случае за непонятным и общим термином «кадры», которые, как раньше говорили, решают все, мы увидим настоящих творческих людей, способных решать те задачи, на уровне которых сегодня находится наша страна.
Я хочу вас поздравить с вашими успехами, хочу поздравить вас с тем, что наряду с достижениями, которые у вас уже раньше были, вы теперь стали еще и стипендиатами, президентскими стипендиатами. В скором времени заканчивается учебный год. Хочу пожелать вам успехов в этом и хочу воспользоваться случаем, чтобы поздравить сегодня и ваших учителей, потому что, кроме того, что вы сами многое сделали – думаю, вы со мной согласитесь, – значительная часть успеха принадлежит и вашим наставникам.
Всего вам самого доброго! Поздравляю вас с теми рубежами, которых вы достигли. Валентина Ивановна, пожалуйста.
В.Матвиенко: Владимир Владимирович, здесь, на встрече с Вами, присутствуют стипендиаты президентской программы «Одаренные дети». Действительно, мы только что практически с каждым поговорили, это дети, которые достигли уже выдающихся результатов каждый в своей сфере.
Благодаря Вашей поддержке программа «Одаренные дети» получила статус президентской и, естественно, сразу получила другие объемы финансирования. Это дает нам возможность поддерживать вот таких одаренных ребят, часть из которых здесь присутствуют.
Сегодня они хотели вам рассказать о том, как они живут, как они учатся, поделиться своими проблемами. Я бы просила Дашу Выборнову начать. Даша, пожалуйста.
Д.Выборнова: Дарья Выборнова, город Пенза.
Сегодня я хотела бы рассказать немножко о своей школе, которую я очень люблю, в которой я учусь с первого класса. Школа у нас не совсем обычная, кадетская школа, но и от кадетских корпусов она отличается тем, что специализация идет непосредственно с первого по одиннадцатый классы, тогда как в обычных кадетских корпусах – где‑то со среднего звена: седьмой–девятый классы.
Помимо общеобразовательных предметов в нашей школе есть и специальные предметы: медицина, ОВП – основы водной подготовки, психология общения, экстремальная психология – те предметы, которые, если мы будем в будущем продолжать нашу профессию, нам обязательно помогут.
Школа у нас три года существует, за эти три года стала двукратным чемпионом России по программе «Юный спасатель», конечно же, участвовала в соревнованиях, начиная от районного масштаба и заканчивая всероссийским. В школе проводятся каждый год внутришкольные соревнования «Орленок», «Зарница», веревочный курс.
В.Путин: Какой курс?
Д.Выборнова: Веревочный.
В.Путин: А что это такое?
Д.Выборнова: Это по туризму, ближе к туризму. Этот предмет, кстати, у нас тоже есть. Очень много желающих поступить в школу, но, к сожалению, из‑за маленького объема здания мы вынуждены принимать в стены школы минимальное количество учащихся. Школа находится в совершенно неприспособленном здании бывшего завода, нет ни спортзала, ни столовой, ни актового зала.
Как только школа стала школой МЧС, как я уже говорила, учителя и директор школы начали стараться пробивать какие‑то льготы для поступающих в военные вузы. Таким образом, каждый год учащиеся поступают: три человека – в академию гражданской защиты, в московскую, в наш артиллерийский институт и в другие военные вузы. Но почему‑то, я не знаю почему, туда могут поступать только мальчики. В школе 50 процентов мальчиков, 50 процентов девочек, но в военные вузы, именно на военные кафедры, могут поступать только мальчики, хотя желающих девочек очень много.
В.Путин: У нас, по‑моему, сейчас много девушек и женщин служат в армии. Может быть, на отдельные специальности просто не принимают?
Д.Выборнова: Но это армия, а я говорю о продолжении своей специальности в области именно МЧС.
В.Путин: А тебе больше всего что нравится там?
Д.Выборнова: Я вообще участница, я была с командой, участвовала в соревнованиях. И, пожалуй, это наиболее запоминающееся событие в моей школьной жизни.
В.Путин: Из предметов, которые там есть, что больше всего нравится?
Д.Выборнова: Из специальных или из обычных?
В.Путин: Ну вообще: и из специальных, и из обычных.
Д.Выборнова: Вообще мне ближе точные науки. В гуманитарных я не сильна.
В.Путин: У вас неприспособленное здание, наверное, в связи с тем, что учат выживать? (Смех.)
Д.Выборнова: Я не знаю, мне кажется, учить выживанию нужно как можно больше человек, учащихся, а школа может принять в своих стенах только 400 человек. На данный момент 400 человек обучаются. Дети приезжают из деревень, снимают квартиры, живут у друзей. Очень большой процент желающих учиться в нашей школе.
В.Путин: А у вас общежития нет? Вы там не вместе живете?
Д.Выборнова: Нет. Планируется, конечно, но я не знаю, как получится.
В.Путин: Пока нет?
Д.Выборнова: Нет.
В.Путин: То есть все живут в городе и приходят учиться?
Д.Выборнова: Да, в городе, и приходят учиться, из деревень на электричках приезжают.
В.Путин: Спасибо.
В.Матвиенко: Хазиева Гульназ тоже у нас победитель конференции юных изобретателей, очень известная у нас девушка. Вот просила бы, Гульназ, вас что‑нибудь сказать.
Г.Хазиева: Гульназ Хазиева, Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, село Наумовка.
В нашем поселке есть станция юного техника, где занимаются ребята начиная с пятого класса и до последних классов, то есть до 9–11-х классов. В нашем кружке мы занимаемся тем, что придумываем какие‑то приборы, устройства, причем это радиоэлектроника и электротехника для сельского хозяйства. И проблемы для создания этих устройств мы берем непосредственно из жизни, то есть смотрим, если в хозяйстве что‑то нужно автоматизировать, что‑то развить, и мы этим занимаемся. Но чтобы внедрить это, необходимо запатентовать наши приборы.
В нашем кружке очень много хороших приборов было изобретено, таких как приборы для экспресс-анализа жирности молока, сепаратор семян (он отбирает лучшие семена), чтобы был больший всход семян, овощевод, который полностью следит за ростом различных культур. И необходим патент. Но получение патента – это очень долгая, нудная работа и дорогостоящая. И нам это невозможно, это очень тяжело.
И я хотела попросить не только от имени своей станции, но и от других. Нельзя ли предоставить какие‑либо льготы получения патента именно школьникам?
В.Путин: Наверное, надо подумать. Ведь понимаешь, Гульназ, для того чтобы патент, который вы получили, имел бы такую же силу, как все другие патенты, он должен пройти определенную процедуру, которая предусмотрена законодательством. Если сделать исключение для вашего патента, то он не будет полноценным в полном смысле этого слова.
Поэтому я думаю, что здесь нужно пойти по другому пути – не какие‑то льготы предоставлять, а просто помочь вам проходить вот этот путь, но с помощью взрослых, с помощью республики. Я вчера только встречался с Президентом Башкортостана, с Муртазой Губайдулловичем. Я с ним переговорю, абсолютно убежден в том, что мы найдем какое‑то решение вместе с ним.
Г.Хазиева: Большое спасибо. Мы будем очень благодарны.
В.Путин: А ты что потом хочешь делать, где хочешь работать потом? Или учиться сначала?
Г.Хазиева: Далее я хотела поступить в Уфимский государственный авиационный университет.
В.Путин: Ты о семенах говорила и о семечках, и вдруг раз – в авиационный институт!
Г.Хазиева: У нас радиоэлектроника, электротехника. Проблемы мы решаем с помощью радиоэлектроники, и у нас не именно сельское хозяйство, а просто для решения его проблем, а такой вуз – именно Уфимский авиационный.
В.Путин: А чем он тебе нравится?
Г.Хазиева: Углубленное изучение радиоэлектроники и для дальнейшего продолжения этой работы.
В.Путин: Ладно, спасибо.
В.Матвиенко: У нас здесь присутствует Лев Оборин. Несмотря на то что ему только 14 лет, но он уже очень известный поэт, у него уже есть свои даже поэтические сборники. Вот Лев тоже хотел что‑то сказать. Лев, пожалуйста.
Л.Оборин: Лев Оборин из Московской области, Раменский район, поселок Ильинский, учусь в ильинской школе №26, занимаюсь поэзией.
Я с 1995 года посещаю литературную студию под руководством детской поэтессы Татьяны Михайловны Котеневой, там мы занимаемся поэзией, конечно, более углубленно, чем мы могли бы заниматься ею просто дома. В студии мне очень нравится, там всегда весело, интересно, мы читаем свои новые стихи, обсуждаем, играем в литературные игры различные, например, буриме. Мы все очень любим русскую литературу, всегда восхищаемся чистотой языка, и для нас это эталон того, как надо говорить, как надо писать. Я бы хотел прочитать свое стихотворение.
Петербург
Под тихо синим небосводом идти к музеям наугад,
Не слушая экскурсовода, смотреть скульптур античных ряд
И двери пушкинской квартиры с волненьем сердца открывать,
И давних лет в уме картины с оглядкой к книгам рисовать.
Ловить в Неве и солнца блики, и отражение колонн,
Глядеть на грозных львов великих, в которых сразу ты влюблен,
И вслушиваться в крики чаек и в выстрел пушки над Невой,
На Невском, еле замечая всевластье пыли городской.
И каждый день заветной кодой, когда весь город тих и прост,
Под петербургским небосводом душа разводится, как мост.
(Аплодисменты.)
В.Путин: Спасибо. Лева, когда ты сказал, что мы восхищаемся чистотой русского языка, у меня сразу мелькнула мысль, что для того чтобы восхищаться, конечно, нужно русский язык хорошо знать. Но судя по тому, что мы сейчас услышали, сомнений в том, что члены вашего кружка знают русский язык и любят его, никаких быть не может.
Ты вот такие стихи хорошие написал, красивые про Петербург, ты бывал в Петербурге?
Л.Оборин: Да, был.
В.Путин: Когда?
Л.Оборин: В сентябре прошлого года.
В.Путин: С родителями или как?
Л.Оборин: С отцом.
В.Путин: Просто на экскурсию ездили?
Л.Оборин: Нет, ездили к родственникам.
В.Путин: И после посещения Петербурга ты написал эти стихи, да?
Л.Оборин: Да, мне очень понравился этот город.
В.Путин: Молодец. Спасибо тебе большое.
В.Матвиенко: Катя Орлова из Самары, она неоднократный победитель всероссийских конкурсов по литературе и филологии.
К.Орлова: Я Катя Орлова, Самара. Я учусь в Самаре, в Самарском муниципальном университете Наяновой. Я бы хотела сказать пару слов о моем учебном заведении. Я ему очень благодарна, оно осуществляет такой уникальный опыт: система непрерывного образования, когда дети в семь лет поступают в школу, они получают за 10 лет аттестат о среднем образовании, а дальше имеют возможность продолжать обучение в высшей школе по выбранной специальности, и всего за три года нашим выпускникам дается диплом о высшем образовании, и уже в 22 года они могут закончить аспирантуру и получить звание кандидата наук. И вообще такое раннее…
В.Путин: Подожди-подожди, затарахтела, я за тобой не успеваю. Вы поступаете в вуз уже без экзаменов, да?
Е.Орлова: Дело в том, что эта высшая школа, вуз как бы – это то же самое учебное заведение, что и школа. То есть это все называется университет Наяновой.
В.Путин: А в школу как отбирают?
Е.Орлова: Когда я поступала 10 лет назад, это были вступительные экзамены: проверяли чтение, проверяли счет, на таких базовых основах.
В.Путин: Собеседование, да? По сути это собеседование.
Е.Орлова: Собеседование, то есть было несколько столов, где‑то дети читали, где‑то их просили писать, решать логические задачки.
В.Путин: Собеседование?
Е.Орлова: Да, обычное собеседование.
В.Путин: И потом вы плавно переходите как бы к вузовской программе, да?
Е.Орлова: Да, дело в том, что этот переход происходит достаточно рано. После шестого класса уже происходит специализация, профилизация. То есть у нас четыре класса: гуманитарный, физмат, химбио и экономисты. И вот именно в эти классы спускаются уже некоторые предметы из вузовской программы. Допустим, мы уже изучили политологию, социологию, латынь и греческий, насколько это можно изучить в объеме школы.
В.Путин: Извини, пожалуйста, сколько тебе лет?
Е.Орлова: Мне 16. Я заканчиваю в этом году школу.
В.Путин: Извини, еще один вопрос. А ты сказала, ученую степень можно получить – кандидата наук.
Е.Орлова: У нас же, в нашей же аспирантуре, кандидата наук.
В.Путин: Но нужно же написать диссертацию, защититься.
Е.Орлова: Конечно, нужно написать, защитить диссертацию. Просто в нашем университете такая возможность дается, допустим, не в 24–25 лет, как в Самарском государственном, а в 22–23 ты уже можешь стать кандидатом наук. То есть такая возможность у нас есть. И самое интересное, все считают, что у нас, наверное, такое элитное учебное заведение, в него, наверное, так сложно поступить, мы, наверное, очень дорого платим. На самом деле это не так. Все это держится исключительно на голом энтузиазме учителей, детей. У нас такая очень добрая семейная атмосфера, и все вместе мы идем к каким‑то научным высотам. Я очень благодарна всем своим учителям, я их всех очень люблю за то, что они мне помогли так полюбить свой предмет – литературу. Я занимаюсь литературоведением. Спасибо им большое.
В.Путин: Литературоведением, да?
Е.Орлова: Да, то есть литературный анализ. У нас вообще восемь часов литературы в неделю этого предмета.
В.Путин: И когда вы должны определиться, какую специальность вы избираете?
Е.Орлова: После шестого класса, это где‑то 12–13 лет.
В.Путин: Уже начинается специализация по какой‑то из вузовских программ, да?
Е.Орлова: Не совсем вузовских, скорее направление, класс как бы с преобладающим. Все равно, конечно, есть основной набор общеобразовательных предметов: математика, физика, но просто делается упор на какие‑то предметы, то есть история, допустим, литература, русский в гуманитарном классе.
В.Путин: Как называется ваше заведение учебное?
Е.Орлова: Самарский муниципальный университет Наяновой.
В.Путин: Спасибо, интересно.
Е.Орлова: Спасибо большое.
В.Матвиенко: Да, и очень важно, что сейчас очень много вариативных разных форм учебных заведений, то есть есть возможность ребятам реализоваться по интересам.
Слава Калинин, он у нас немножко опоздал, серебряный призер Международной олимпиады по физике. Слава, будете говорить что‑то?
Пожалуйста.
В.Калинин: Здравствуйте! Что я могу сказать? Меня сегодня как победителя Международной олимпиады по физике больше интересуют физико-математические специальности, та система школьного образования, которая сейчас существует, потому что я ее лучше знаю. Пока я на первом курсе, пока я вузовскую систему образования знаю плохо.
В частности, мне интересно, что я еще успел закончить 10 классов, а сейчас переход на 12-летнюю систему образования, и мне интересно, чем это обернется для будущих абитуриентов вузов. Например, пропадает тот год между поступлением в вуз и 18-летием, то есть тогда, когда забирают в армию. Не будет ли это плохо для поступления? Это, наверное, к Министру образования ближе вопрос.
В.Путин: Да. Я, конечно, тоже могу рассказать, но, думаю, что более полную справку даст Министр образования, который у нас сегодня присутствует на беседе. Пожалуйста.
В.Филиппов: Я очень коротко.
На самом деле уже принят закон. Владимир Владимирович, Президент России, подписал в январе этого года закон, согласно которому, в частности, если дети учатся в школе, заканчивают школу, не призывают в армию до 20 лет. Это первое. Отсрочки сохранились, если ты поступаешь в университет, отсрочка действует, поступаешь в техникум – отсрочка действует, поступаешь даже в ПТУ, а потом в техникум – тоже отсрочка действует сейчас для учащейся молодежи.
А то, что касается 12-летки, это примерно то, о чем сейчас говорили. В основном это необходимость введения только для старшей школы, чтобы было лучше качество подготовки. Сейчас, вы знаете, хорошо подготовленные ребята, но большинство ребят поступают в вуз с репетиторами, как вы знаете, и платные курсы, большинство это все знает хорошо. Но мы, кстати, не спешим для перехода на 12 лет, в ближайшие пять-шесть лет этого не будет. Хотим разработать новое содержание школьного образования, его апробировать, учебники написать, апробировать все и только потом вводить, но только для старшей школы чуть-чуть начнем вводить пораньше, с тем чтобы уйти от репетиторов и платных курсов.
В.Путин: Я думаю, это правильно. Понятно?
В.Калинин: Да.
В.Путин: Во всяком случае, самое главное то, что тебя интересовало: не возникнет ли проблема с прохождением службы в армии и с окончанием школы при 12-летнем обучении? Не возникнет, отсрочка будет предоставляться после окончания 12-го класса тем, кто поступает в высшее учебное заведение либо в техникум, либо в училище. Им будет предоставляться отсрочка так же, как сейчас. На самом деле даже еще больше расширяется возможность предоставления этих отсрочек.
Не самый лучший вариант для Вооруженных Сил, должен сказать. Но мы исходим из потребностей государства не только в обороне, но и в подготовке специалистов. Поэтому пошли на этот шаг с учетом того, что будет реформироваться и сама армия, будут реформироваться и сами Вооруженные Силы.
В.Калинин: В свою очередь могу сказать, раз Правительство идет нам навстречу, то Россия на международной олимпиаде, например по физике, всегда выглядит очень хорошо, и мы конкурируем только с китайцами. Здесь, наверное, пытаемся их догнать и перегнать, и у нас это часто получается. Могу обещать, что при такой политике Правительства Россия и дальше будет побеждать на международных олимпиадах.
Мы сейчас занимаемся в нашем институте подготовкой будущих кадров для международных олимпиад. Я думаю, что и в науке мы тоже добьемся каких‑то результатов, более высоких.
В.Путин: Желаю успехов, Слава!
В.Калинин: Спасибо.
В.Матвиенко: Арина Александрова из Твери, она уже мастер спорта международного класса и победитель первенства Европы и мира по самбо. Так?
А.Александрова: Маленько напутали, но да.
(Смех в зале.)
В.Матвиенко: Совсем маленько. Значит, будешь!
А.Александрова: Да. Десять лет занимаюсь самбо и дзюдо в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва №6 города Твери. С нами работают на отделении дзюдо очень хорошие тренеры, но в нашей школе есть и другие виды спорта. Но наиболее значимые результаты достигнуты именно на отделении дзюдо.
У нас есть победители и призеры Европы и мира по самбо и дзюдо. Я победительница первенства Европы по дзюдо и мира по самбо.
В.Путин: А где проходило первенство мира по самбо?
А.Александрова: Первенство мира по самбо – в Молдавии в 2001 году в сентябре.
В.Путин: Какая возрастная группа?
А.Александрова: По самбо пока по младшему возрасту, по дзюдо сейчас молодежная сборная.
В.Путин: Ты член сборной России? Сколько лет ты занимаешься? Десять лет?
А.Александрова: Десять.
В.Путин: А кто тренер у тебя?
А.Александрова: Каверзнев Петр Иванович из Твери.
В.Путин: Какое движение у тебя самое любимое?
А.Александрова: Бросок через спину с колен.
В.Путин: Что у тебя в планах? Календарь‑то какой, что там планируется в ближайшее время?
А.Александрова: Сейчас попробуем отобраться на первенство мира по дзюдо в этом году.
В.Путин: А где должно быть первенство мира?
А.Александрова: В Корее, по молодежи.
В.Путин: А когда?
А.Александрова: В сентябре.
В.Путин: Успехов тебе.
А.Александрова: Я еще хочу поблагодарить за то, что в последнее время спорту оказываются существенная поддержка и внимание. Я надеюсь, что российский гимн на международных стартах будет звучать чаще.
В.Путин: А чем тебе нравятся самбо и дзюдо?
А.Александрова: С детства тяга к единоборствам.
В.Путин: Много девочек у вас занимаются?
А.Александрова: У нас на тренировке нет, а по России, я думаю, что очень много.
В.Путин: В вашей группе сколько девчонок?
А.Александрова: Пять.
В.Путин: У них есть какие‑то результаты?
А.Александрова: Призеры федеральных округов, победители, тоже есть люди, которые входят в сборную России, которые постарше, у нас есть мастер спорта международного класса по самбо, победитель первенства мира по самбо, то есть те, кто постарше.
В.Путин: Привет всем передавай. Успехов тебе.
В.Матвиенко: Денис Дмитриев из Саратова. Он уже дипломант у нас Всероссийской олимпиады по обществоведению. Пожалуйста, Денис.
Д.Дмитриев: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Дмитриев Денис. Я в прошлом году победил на первой Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию, и тогда я еще учился в лицее гуманитарных наук. Вообще, так как эта олимпиада первая всероссийская, то никакой спецподготовки у нас не было, и в принципе все те знания, которые я получил, это были базовые знания, полученные у нас в лицее. Просто у нас расширенный курс по многим специальностям, по многим наукам. У нас читались курсы политологии, социологии, курсы философии, курсы экономики – все, что связано с обществом.
Правда, не существует международных олимпиад по гуманитарным дисциплинам. Существует такая проблема: невозможно придумать единого формата, так как достаточно специфическое изучение гуманитарных наук в каждой отдельной стране. Но если переходить к такой небольшой просьбе, я хочу сказать, во‑первых, я сейчас учусь в Саратовском государственном университете по специальности политология, первый курс. Сейчас, в последнее время, стала достаточно популярной и актуальной тема построения гражданского общества – построения, функционирования, его развития.
Владимир Владимирович, если бы вы сумели поручить нам, возможно, это можно оформить в виде письма, выполнение какой‑то научной работы на эту тему, это в принципе было бы интересно и полезно даже не столько для вас, для всего государства, сколько для нас, для студентов и для тех людей, с которыми нам пришлось работать. Потому что в принципе эта проблема достаточно интересная, малоизученная, об этом много говорят, но мало кто знает точно, о чем они говорят, просто используя термин «гражданское общество», не понимая, что под этим стоит.
В принципе ваше поручение, оформленное в виде письма, помогло бы нам, во‑первых, заинтересовать моих однокурсников, а во‑вторых, чтобы к нам отнеслись как‑то серьезно, потому что – первый курс, политология. А практика у нас начинается только с третьего курса, и сейчас у нас фактически один теоретический материал.
Большое спасибо.
В.Путин: Хитрый какой. Понятно, почему хитрый, да? Потому что такое поручение – это значит госзаказ, а госзаказ – это те, кто его исполняют, должны получать по конкурсу, а вы хотите без конкурса.
Д.Дмитриев: Необязательно как госзаказ, просто…
В.Путин: Но я думаю, что в порядке исключения, учитывая высокие достижения твои лично, это можно сделать.
Д.Дмитриев: Большое спасибо.
В.Путин: Успехов.
Это было бы любопытно посмотреть, какие будут идеи, какие предложения. Тебя в этой теме что больше всего привлекает?
Д.Дмитриев: Как политолога меня из всей темы, связанной с гражданским обществом, больше всего интересуют вопросы, связанные с местным самоуправлением, когда человек может непосредственно участвовать во власти, то есть когда не представительная демократия существует, а непосредственная, те возможности, которые у нас еще не реализованы в российском обществе, их перспективы и какими путями можно пойти, и вообще для чего это все надо, что возможно достигнуть.
В.Путин: Что конкретно ты считаешь пока нереализованным у нас в Российской Федерации?
Д.Дмитриев: У нас местное самоуправление, мне кажется, как таковое не существует. На областном уровне заканчивается государственный уровень, потом начинается местное самоуправление, но фактически главы регионов очень сильно связаны именно с региональной властью, то есть у них нет самостоятельности, и в сознании людей даже продолжает существовать такая жесткая вертикаль, когда главы районов непосредственно подчиняются именно региональным лидерам.
В.Путин: Денис, ты знаешь, наверное, что в некоторых регионах страны главы субъектов Федерации вообще высказывают мысль о том, что местное самоуправление, по сути, как бы и не нужно, а наоборот, нужно этот региональный уровень власти государственной продвинуть дальше на уровень муниципалитетов. Как ты относишься к этой идее?
Д.Дмитриев: Я ее не поддерживаю, потому что считаю, что даже тот человек, который непосредственно не занимается политикой, политологией, он должен иметь возможность непосредственно влиять на решение местных проблем, с которыми он постоянно сталкивается. Потому что если пропускать все эти проблемы через государственные структуры, во‑первых, сильно очень загружается социальными проблемами и оперативно невозможно решить, плюс бюрократия, волокита. Очень долго и неэффективно, мне кажется.
В.Путин: Спасибо. Грант вам обеспечен, это я вам обещаю.
В.Матвиенко: Лена Вахромова из Татарстана, город Зеленодольск. Она победитель Всероссийской олимпиады по русскому языку. Леночка, пожалуйста.
Е.Вахромова: Добрый день!
Вахромова Елена, Республика Татарстан. Как уже сказали, я победитель всероссийских олимпиад по русскому языку. Занимаюсь филологией, лингвистикой и вообще по гуманитарной части. Увлекаюсь журналистикой, поэзией, являюсь автором-исполнителем, пишу песни.
Я не стану сейчас затрагивать проблему чистоты русского языка, хотя она очень актуальна. Не стану затрагивать проблему татарского языка, который у нас в Татарстане вводится наравне с русским языком, – обязательное изучение татарского языка, это сложно для людей вообще. И если школьники начинают изучать татарский язык с первого класса и идет равное количество уроков русского и татарского языков, то более старшее поколение испытывает трудности в связи с тем, что без знаний татарского языка могут просто не принять на какую‑либо должность.
В общем‑то я хотела бы затронуть здесь немного другую проблему. Проблема эта начинается с библиотек. Книги в библиотеках иногда не отвечают требованиям школьников, студентов. Не только научная, но даже художественная литература в недостаточном количестве, и практически отсутствуют дорогостоящие, очень актуальные материалы, книги. Дело в том, что многие не имеют доступа к Интернету, а сейчас это является самым популярным средством познания, и хотелось бы, чтобы было посодействовано обеспечению библиотек книгами, материалами, художественной литературой, в основном современной, и, естественно, научными.
Дело в том, что даже городские библиотеки иногда не в состоянии предоставить достаточное количество материала, а школьные тем более. Многие школы вообще не обеспечены достаточным оборудованием. Например, многие сельские школы изучают географию России по картам СССР, многие учебники новейшей истории просто не поспевают за фактами историческими. Например, я могу внести такое предложение – издавать где‑то раз в год или раз в полгода брошюры или книги, в которых можно было бы отражать новейшие исторические факты.
Также эта проблема развивается и дальше. Многие школы не оборудованы достаточными лабораториями (химия, физика), нет спортивного инвентаря, причем не для достижения каких‑то заоблачных спортивных высот, а элементарно – в спортзалах нет мячей и на базах нет лыж. Я считаю, что если городские школы, как было сказано, сейчас компьютеризируют, то есть идет развитие поддержки школам, мне кажется, на этом не должны останавливаться.
В.Путин: Спасибо, Лена.
Здесь Гульназ из Башкирии говорила о проблемах патентования. Я так и понял, что представительница Татарстана развернет не менее широкую программу, реализация которой может изменить ситуацию в сфере образования по тем направлениям, которые ты затронула. Я не могу не согласиться с тем, что действительно материальная база школ, и не только спортивных занятий в школах, но и преподавание естественных наук, гуманитарных даже, нуждается в гораздо лучшем материально-техническом обеспечении. Постепенно, по мере увеличения возможностей экономики мы обязательно будем решать эту задачу.
Не менее важная проблема, а может быть, даже и более – это библиотеки. Это точно, это ты очень точно подметила. Уверен, что здесь прежде всего государство должно сказать свое слово, но будем привлекать сюда и общественные организации различного уровня. Здесь очень важно подумать о статусе этих библиотек, особенно в сельских школах, это вопрос, который должны обсудить Правительство, Министерство образования. Статус библиотеки в сельской школе, конечно, должен быть повышен. Как это сделать? Я сейчас не хочу предварять соответствующих решений, но то, что это может быть сделано, – это точно.
Библиотека в сельской школе может быть в полном смысле этого слова интеллектуальным центром на селе. Здесь ведомственная как бы принадлежность не должна мешать выполнению этой более многогранной и более важной задачи, чем просто обеспечение соответствующей литературой самой школы.
Что касается языковых проблем в такой стране, как Россия, многонациональной, многоконфессиональной, то думаю, что ты затронула очень важную тему. Знаю, что у нас есть некоторые субъекты Федерации, в которых люди проживают на одной территории, достаточно компактной территории, но естественным образом русский язык является языком межнационального общения. Скажем, возьмем Дагестан, там свыше ста народностей и национальностей проживает, люди говорят на разных языках, языки достаточно далекие друг от друга. Там, например, русский является языком естественным, языком межнационального общения, так же, как и на многих других территориях Российской Федерации.
Конечно, незнание одного из этих языков не должно быть препятствием для служебного роста, для развития человека, для раскрытия его творческого потенциала в служении своей малой родине и стране в целом. У меня нет сомнений в том, что известная гармония, о необходимости которой ты, собственно говоря, так аккуратно изъявила, будет достигнута во всех наших республиках, во всех краях и областях Российской Федерации, в том числе и в Татарстане. Президент Татарстана делает для этого очень много.
Ты, наверное, слышала, что совсем недавно в Татарстане была принята Конституция в новой редакции, было принято очень много поправок. И все это направлено как раз на достижение того состояния, о необходимости которого ты и сказала. Это все было сделано именно в этом направлении. Депутаты парламента Татарстана понимают эту проблему и настойчиво, очень аккуратно, здесь нельзя делать резких шагов, но действуют в абсолютно правильном направлении. Мы всячески будем поддерживать и Президента Татарстана Минтимера Шариповича, и его коллег по парламенту в проведении именно такой политики.
Спасибо тебе большое.
В.Филиппов: По школьным библиотекам у нас есть поручение Президента: в этом году в каждую российскую школу будет поставлено 100 томов русской литературы. И эта литература интереснейшая, которой никогда раньше в советской и российской школе не было, например, Солженицын и так далее, и так далее. Каждая российская школа получит за счет федерального бюджета 100 томов. Это было поручение Президента Российской Федерации.
А на следующий год, Владимир Владимирович, и это интересно для всех, по спортинвентарю. Сейчас мы с Валентиной Ивановной прорабатываем вопрос, чтобы в рамках одной из целевых программ на следующий год в каждую российскую школу поставить комплект спортивного оборудования. Вы получите спортивный инвентарь, спортивное оборудование. В этом году мы нашли деньги и поставим тоже бесплатно, за счет федеральных денег, в каждый дом-интернат, в каждую школу-интернат эти комплекты. А на следующий год, Владимир Владимирович, мы поставим в каждую российскую школу.
В.Путин: Кстати, Лена, что касается национальных языков, то должен тебе сказать следующее. Я глубоко убежден в том, что Россия, будучи уникальным государственным образованием, обладает огромным культурным, творческим потенциалом именно в силу своего многообразия. И это большое наше богатство – многообразие культур, языков. Таким, наверное, многообразием и таким богатством духовным не располагает ни одно государство мира.
И мы, культивируя, развивая и поддерживая язык межнационального общения, каким является естественным образом русский язык, должны всячески поддерживать и развитие национальных языков. Особенно, конечно, нуждаются в поддержке языки малых народов. Но, если говорить о твоей республике, о твоей родине, малой родине – Татарстане, то, без всяких сомнений, мы должны поддерживать и развитие татарского языка. Потому что все люди, которые там проживают и хотят культивировать этот язык, должны понимать и чувствовать, что государство в целом и республика поддерживают язык татарского народа, культуру татар, самобытную очень. Это одна из составляющих частей общей культуры Российской Федерации.
И в этом смысле мы не только должны, но и всячески будем выстраивать политику вот такого рода. Потому что, повторяю, очень легко утратить эту самобытность, очень легко всех причесать под одну гребенку, но от этого культурный и интеллектуальный потенциал страны в целом не улучшится и не вырастет, а, наоборот, принесет определенный ущерб. Хотя с точки зрения административной то, о чем ты сказала, абсолютно правильно, конечно.
Е.Вахромова: Спасибо.
В.Матвиенко: Владимир Владимирович, рядом с вами Маркин Сережа из Калининграда. Он лауреат уже и всероссийских, и международных конкурсов пианистов, а главное, что он обладатель приза «Самому обаятельному пианисту» и занимается очень много музыкой.
Сережа, пожалуйста.
С.Маркин: Меня зовут Маркин Сергей Юрьевич. Я приехал из города Калининграда. Учусь в музыкальной школе имени Глиэра по классу фортепиано.
Город Калининград, несмотря на свою отдаленность от России, все равно является частью Российской Федерации. Он богат многими достопримечательностями. Я рад, что живу в этом городе, и горжусь этим.
Что касается престижа российского образования, какое бы оно ни было, музыкальное или какое‑то еще, то, конечно, нужно получать образование именно в России. И я буду получать образование дальше в России, в Москве. В этом я убедился, когда съездил на несколько международных конкурсов. Ведь большинство призовых мест занимали именно представители Российской Федерации. И я своими успехами обязан, конечно, своему учителю Вере Ивановне Щукиной, замечательному и талантливому педагогу, и своей школе, Детской музыкальной школе имени Глиэра, директором которой является Капитолина Николаевна Мелихова.
В общем, все хорошо. Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо. Ты стал лауреатом международного конкурса, исполняя какое произведение?
С.Маркин: Я стал лауреатом двух международных конкурсов. Первый конкурс проходил в Чехословакии.
Там я получил первое место и Гран-при. Там было два тура. В первом туре нужно было исполнять крупную форму. Я исполнял там сонату Гайдна в трех частях. А во втором туре нужно было исполнять композитора ХХ века и романтическое произведение. Я играл Шопена – «Большой блестящий вальс» №1 и Рахманинова – «Музыкальный момент» ми минор.
В.Путин: И над чем ты сейчас работаешь?
С.Маркин: Сейчас я работаю над различными произведениями, очень интересная программа. У меня в работе есть Рахманинов, Шопен, Бах и много других различных композиторов.
В.Путин: А куда ты хочешь поступать в Москве?
С.Маркин: Пока я учусь в музыкальной школе, мне осталось два года там доучиться. Я буду скорее всего переезжать в Москву и поступать в какое‑нибудь училище. Мы пока еще будем думать, в какое, потому что тут много в Москве престижных училищ с талантливыми педагогами. А потом я буду тоже поступать в Москве в какую‑нибудь консерваторию.
В.Путин: А на каком международном конкурсе ты хотел бы выступить? Попей чайку.
С.Маркин: Спасибо. (Смех в зале.) На каком? Конечно, много проходит в различных странах международных конкурсов, и их так много, что прямо глаза разбегаются, куда бы поехать. Мы будем в ближайшее время смотреть, будем готовиться к какому‑нибудь ближайшему конкурсу.
В.Путин: А ты считаешь, какой наиболее престижный?
С.Маркин: Наиболее престижный? Конечно, проходит международный конкурс в Харькове. Он проходит раз в два года, и мы, наверное, может быть, через один год поедем именно туда. Очень престижный конкурс, он проходит в три тура, и занять там какое‑то призовое место – это, конечно, очень большое достижение, я считаю.
В.Путин: Мы все желаем тебе успехов. Передавай большой привет Вере Ивановне Щукиной. Спасибо за внимание.
В.Матвиенко: Владимир Владимирович, много ребят еще хотят высказаться. Мы просто не знаем ваш регламент по времени. Поэтому, как вы скажете?
В.Путин: Я еще посмотрел, рядом со мной такая хрупкая девушка сидит, Павлова. Посмотрел удостоверение – она мастер спорта России международного класса по гимнастике, чемпионка Европы. Аня, расскажи нам, как ты тренируешься и какие планы у тебя?
А.Павлова: Планов у меня в ближайшее время нет особенно никаких, но будут юношеские игры в Москве, я к ним буду сейчас готовиться. А сейчас у меня пока что, можно сказать, отдых, потому что мы приехали с чемпионата Европы, и нам, как правило, после основных стартов дают какую‑то передышку. На этом чемпионате Европы я завоевала три золотые медали и одну серебряную. Мы выиграли командой, и я выиграла многоборье, и еще в отдельных видах одно первое и одно второе место.
В.Путин: У тебя какой самый любимый снаряд?
А.Павлова: Вольные.
В.Матвиенко: По восемь часов, говорит, в день тренируется, ежедневно, кроме воскресенья.
А.Павлова: Семь-восемь.
В.Путин: Сколько тебе лет сейчас?
А.Павлова: Мне четырнадцать, в этом году будет пятнадцать.
В.Путин: Успехов тебе.
В.Матвиенко: Еще, может быть, Саша Бельский свое стихотворение прочитает, наш поэт молодой? Саша?
А.Бельский: Саша Бельский, средняя общеобразовательная школа №93 – экспериментальная площадка по созданию модели лицея.
Я учусь в литературной мастерской Константина Сергеевича Рубинского. Это очень хороший поэт, педагог, но самое главное – человек. Я говорю без лести без всякой и стихотворение прочитаю.
Следы ведут в лесную глушь, и белый снег в испуге –
Людских не видел раньше душ он никогда в округе.
Цепочка маленьких следов, цепочка рядом крупных –
Они расскажут и без слов, каким был каждый путник.
Один звездою освещен далекой, неоткрытой,
Другой земной красой прельщен, и в небо не глядит он.
В душе закрыт мне каждый гость, по следу лишь известен.
Я знаю путь им дальше врозь, но в этом снеге – вместе.
Еще я хочу поблагодарить Владимира Владимировича за то, что он обратил внимание на столько талантливых людей и даже меня. (Аплодисменты.)
В.Путин: Спасибо.
Здесь министр дал мне маленькую справочку, Владимир Михайлович Филиппов, по поводу финансирования программы «Одаренные дети». В этом году на 2002 год выделено 15 миллионов. Есть понимание того, что минимум в четыре раза в следующем году мы должны эту сумму увеличить на эту программу, и мы это сделаем.
Я хочу вам пожелать всего самого доброго, успехов, и как Саша Бельский сказал сейчас по поводу путников, о которых он писал, – «один звездою освещен», я хочу сказать, что вы все наши звезды, и если такие звезды будут освещать Россию, Россия будет блистать. Это будет блистательная страна! Мы все с вами этого страстно хотим, и поэтому желаю вам успехов!
Всего вам доброго!
Спасибо, ребята! (Аплодисменты.)