В.Путин: Уважаемый Президент Туркменистана Сапармурат Атаевич!
Уважаемые коллеги, президенты Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан!
Позвольте прежде всего поблагодарить Сапармурата Атаевича Ниязова за гостеприимство и приглашение на эту встречу.
Необходимость этого саммита созрела уже давно, но здесь была важна инициатива. Выступив с ней, Президент Туркменистана продемонстрировал и политическую мудрость, и дальновидность.
Это первый каспийский саммит. Нам предстоит вступить в новую фазу многостороннего взаимодействия. Думаю, что для успешной работы в этом формате у нас есть все необходимое. И главное – наше желание развязать сложный узел, как мы часто повторяем, – «каспийский узел».
Каспийское море – его у нас великий поэт Лермонтов назвал еще «старец-море» – занимает особое место в жизни наших стран. Сегодня нас здесь пятеро, мы представляем пять государств, но Каспий как был один, так и остался. И было бы ошибкой, я думаю, делить его на пять морей. Это наше совместное общее достояние. От нас зависит, каким быть Каспию: морем сотрудничества или столкновением интересов. Наш долг с учетом законных интересов друг друга умело и по‑хозяйски распорядиться богатствами Каспия. Кроме того, мы в ответе за сохранение его уникальной экосистемы. И об этом уже наш уважаемый хозяин упомянул.
Думаю, выражу общее мнение, если скажу, что наше сотрудничество не означает попыток отгородиться от остального мира. Мы не отказываемся от своих ранее принятых обязательств, открыты для взаимовыгодного партнерства и со всеми другими странами, и с транснациональным бизнесом.
Принципиально важная сфера сотрудничества прикаспийских государств – это сегодня особенно актуально – решительная борьба с международным терроризмом. Мы не решим никаких экономических проблем, если не будем сегодня решать и эту задачу. По очевидным геополитическим причинам эта проблема имеет для Каспийского региона особую актуальность. Усилиями антитеррористической коалиции опрокинут режим талибов в столь близком к нам многострадальном Афганистане. Однако до разгрома «террористического интернационала» еще далеко. Прикаспийские государства призваны внести свой вклад в его уничтожение. В антитеррористической борьбе Россия готова тесно взаимодействовать с соседями по Каспию, прежде всего по линии внешнеполитических и силовых ведомств, в рамках существующих региональных организаций и структур.
Россия намерена последовательно вести дело и к налаживанию регионального экономического сотрудничества в Прикаспийском регионе, прежде всего в сферах энергетики и транспорта.
Идет формирование международного транспортного коридора «Север–Юг», который призван стать важнейшим связующим звеном между Южной Азией и Европой. Недавно Россия ратифицировала Соглашение по коридору, участниками которого из прикаспийских государств являются пока только Россия и Иран. Я думаю, мой иранский коллега подтвердит, что дверь в это Соглашение открыта и для других прикаспийских государств.
В сфере ТЭК Россия настроена на дальнейшее развитие партнерства по всем направлениям: от совместной разработки каспийских углеводородов до их транспортировки на мировые рынки. Российская трубопроводная инфраструктура высокоэффективна и конкурентоспособна, она постоянно совершенствуется и развивается. Недавно вступил в строй крупнейший международный проект – Каспийский трубопроводный консорциум, по которому нефть из казахстанского Тенгиза пошла в российский порт Новороссийск. Концепция многовариантности экспортных энергопотоков – хочу это особо отметить – никакой аллергии у России не вызывает. Важно только, чтобы за выбором маршрутов новых трубопроводов не стояла в данном случае политика, чтобы они были обоснованы как с экономической, так и с экологической точек зрения.
Хотел бы особо отметить значимость Совместного заявления президентов четырех государств о развитии на долгосрочной основе стратегического сотрудничества в области добычи и транспортировки природного газа, которое было подписано в Алма-Ате в начале марта текущего года. Создание «газового альянса», как его уже стали называть, обеспечит защиту интересов стран-производителей, будет способствовать росту ресурсного потенциала и эффективности газовой отрасли в Прикаспии. Не окажутся внакладе, в проигрыше и страны-потребители: газовый рынок станет более упорядоченным, более надежным и более стабильным.
Уважаемые коллеги!
Одна из центральных задач нашей встречи – обсудить правовой статус Каспийского моря с учетом интересов каждой из пяти прибрежных стран. Это исключительно важный вопрос. И решаться он должен только на основе согласия всех прибрежных государств.
Готовясь к этой встрече, мы старались учитывать точку зрения партнеров и существенно скорректировали нашу изначальную позицию по статусу Каспийского моря.
Интенсивный поиск компромиссного решения в конечном счете вывел нас на формулу «делим дно – вода общая». Считаем, что она позволит оптимально гармонизировать наши интересы. И мы с удовлетворением отмечаем, что растет число сторонников такого подхода.
Очевидно, что пока не удается единовременно договориться по всему комплексу проблем. Отсюда предложение продвигаться к согласованному решению поэтапно, шаг за шагом. Что следует предпринять в первую очередь – подсказывает сама жизнь. По общему пониманию, наиболее остро нуждаются в международно-правовом урегулировании сферы недропользования, рыболовства и охраны окружающей среды Каспийского моря.
Выступая за разграничение дна Каспийского моря, Россия остается твердым сторонником сохранения в общем пользовании его водной толщи и поверхности. Согласны с тем, что национальную юрисдикцию прикаспийских государств в прибрежных водах следует несколько расширить. Но за пределами этих вод Каспий должен быть открыт для судов всей «пятерки».
Не терпит отлагательств урегулирование вопросов рыболовства и экологии. Состояние природной среды Каспия вызывает серьезные опасения, а ситуация с его уникальной осетровой популяцией близка к критической. Предотвратить эту экологическую беду можно, лишь объединив усилия, с помощью срочных и обязательно коллективных мер.
Считаем, что эффективным инструментом экологической защиты Каспийского моря может стать межправительственный центр, который бы на постоянной основе занимался мониторингом состояния природной среды Каспия и давал прибрежным государствам необходимые рекомендации. Работа такого центра, несомненно, поможет значительно повысить практическую отдачу от тех средств, которые каждое прикаспийское государство все равно расходует на природоохранную деятельность.
Хотелось бы, чтобы вслед за Казахстаном и Азербайджаном российскую инициативу о создании такого центра поддержали и наши иранские и туркменские партнеры.
Уважаемые коллеги,
в завершение встречи нам предстоит подписать совместную декларацию, в которой имеется в виду отобразить общие позиции прикаспийских государств по актуальным проблемам международной жизни и ситуации в регионе. Впервые «каспийская пятерка» заявляет о себе «в один голос». Это знаменательно. Взаимопонимание и взаимное доверие пяти государств – ключ к миру и спокойствию на Каспии, рациональному освоению его богатств, сохранению природной среды.
Что касается России, то мы в полной мере осознаем свою долю ответственности за положение дел на Каспии. И будем делать все от нас зависящее для укрепления сотрудничества в регионе, скорейшего решения его проблем.
Думаю, что нам следовало бы определиться и по такому вопросу, как проведение подобных встреч в дальнейшем. Мы перед официальным нашим заседанием обсуждали этот вопрос в неформальном режиме. Полагаю, что было бы правильно сделать эти встречи регулярными. Об этом говорил только что на неформальной встрече Президент Туркменистана, и я поддерживаю его предложения.
Вопросов для совместного обсуждения на высшем уровне вполне достаточно. Что же касается места проведения наших встреч, то здесь, как представляется, можно было бы применить обычный в таких случаях принцип ротации.
У нас еще будет время обменяться мнениями в более узком составе, на этом я бы хотел закончить и поблагодарить всех вас за внимание.