В.Путин: Уважаемые коллеги!
Мы сегодня собрались для того, чтобы рассмотреть важный вопрос – вопрос о регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения. Это не просто составная часть земельной реформы, можно сказать, что это ее ключевая часть.
Фундаментальные принципы реформы основаны на положениях Конституции Российской Федерации и на уже закрепленных положениях в Земельном кодексе. Однако, думаю, все согласятся с тем, что судьба земель сельхозназначения остается не только до сих пор открытой, но и является, как я уже сказал вначале, сердцевиной всей земельной реформы. Это очень сложный вопрос, а для России в особенности. Всегда от решения этого вопроса зависели не только судьбы крестьянства, но можно, наверное, утверждать, что даже сам государственный строй в конечном итоге зависел от того, как в России решался земельный вопрос.
Не стало исключением и наше время. Вокруг этой темы мы уже дискутируем все десятилетие. Подготовлено в данный момент, вы знаете, несколько проектов закона об обороте сельхозземель, в том числе правительственный, который нам предстоит обсудить.
Это, конечно, не значит, что мы не можем обратиться к другим проектам, посмотреть на те положения, которые изложены в них. При решении этого вопроса мы в силу того, что я сказал выше, должны быть особенно аккуратными. Прислушиваться к мнению и крестьян, и регионов Российской Федерации. Но конечно, это совсем не значит, что мы должны использовать все эти сложности для того, чтобы вообще ничего не делать и бесплодно дискутировать из года в год, не решая проблемы.
Надо откровенно признать, что ход земельной реформы сегодня все‑таки немного приторможен. Но «простой» земли оборачивается довольно высокой ценой и в экономике, и в социальной сфере. Граждане России до сих пор не могут воспользоваться своими законными правами, которые предоставлены им Конституцией Российской Федерации. Пока мы спорим, активно развивается и «черный рынок» земельного оборота, и думаю, что вы, уважаемые коллеги-губернаторы, это прекрасно знаете. Возникло это не вчера, возникло это после соответствующего указа еще первого президента России. Были заложены механизмы земельного оборота земель сельхозназначения, а законом они до сих пор так и не урегулированы. Конечно, это путь к недобросовестному использованию этого важнейшего экономического ресурса.
Уверен, что нагнетание ажиотажа в пользу тех или иных решений не пойдет на пользу делу. Нам необходимо найти баланс между интересами общества и правами граждан. Выработать грамотную и четкую схему организации оборота сельскохозяйственных угодий. Предстоит большая работа, причем ее необходимо увязать в единый комплекс. Я не претендую на то, чтобы назвать все проблемы, но мне бы хотелось обозначить ключевые вопросы.
Во‑первых, нужно расчистить поле для цивилизованных рыночных отношений. И прежде всего создать условия для заинтересованности людей хозяйствовать на земле, для рентабельности сельского хозяйства, для инвестиционной привлекательности. Думаю, что очень важным здесь является создание этих правил и соблюдение их на земельном рынке, но не ограничение его.
Во‑вторых, необходимо просчитать бюджетные последствия введения предполагаемых схем. Особенно в сфере налогообложения. И не в последнюю очередь это касается регионов Российской Федерации.
Принципиально важно вывести из тени земельные отношения, в том числе связанные с переходом права собственности на земельные участки. Поэтому нам нужна четкая и понятная процедура смены владельцев земельных долей и их ценообразования.
В‑третьих, новому закону предстоит действовать в уже сложившемся правовом поле. Я имею в виду прежде всего сложившееся земельное законодательство, Гражданский, Налоговый кодексы. Нужно, чтобы принимаемые нами законы или рассматриваемый законопроект, который должен стать законом, не противоречили всем этим нормам, а вписывались в уже существующее законодательство. Во всяком случае, мы не должны допустить, чтобы один закон противоречил другому.
И, наконец, последнее. Необходимо учитывать многообразие условий российских регионов и неоднородность типов земель, вовлеченных в сельхозоборот. Поэтому здесь очень важен региональный аспект. На мой взгляд (повторяю, это не окончательное решение, мы для этого и собрались, чтобы посоветоваться, как лучше сделать), региональную специфику не только можно, но и нужно учесть и как минимум в вопросах о сроках введения земли в оборот. Этот вопрос нужно оставить за регионами. И некоторые другие достаточно важные вещи вполне можно было бы передать на региональный уровень. Я не хочу заранее забегать вперед, это как раз один из ключевых вопросов нашей сегодняшней дискуссии, думаю, что и заседания Госсовета тоже.
Считаю, что наше сегодняшнее обсуждение должно идти исходя из обозначенных подходов. Мы должны проговорить на президиуме Госсовета спорные вопросы и постараться найти их решение, с тем чтобы дискуссия на Госсовете в расширенном составе носила более конструктивный характер.
Это все, что я хотел сказать вначале, и хотел бы предоставить слово Егору Семеновичу Строеву, который возглавлял рабочую группу президиума Госсовета по этому вопросу и, насколько мне известно, собирал ее уже в Орле и в Москве. Сам он давно занимается этой проблематикой. Я был у него в области, помню, там выстроена достаточно стройная система земельных отношений. То, что Егор Семенович предлагал в ходе деятельности рабочей группы, построено не только на знании специфики региона, но и на опыте его работы в Совете Федерации, когда он возглавлял верхнюю палату. Я знаю, что он уже тогда уделял этому вопросу много времени и внимания, поэтому уверен, все это было использовано им в ходе работы в рамках группы президиума Госсовета.