В.Путин: Первое, что мне хотелось бы отметить, и я так понял своего коллегу господина Шредера, что Группе по стратегическим вопросам мы можем придать постоянно действующий характер. Мне кажется, это важно. Важно, чтобы эта структура не превратилась в формальный бюрократический орган. Она должна стать эффективным инструментом двустороннего сотрудничества, генерировать новые идеи и новые предложения.
Второе, на что мне хотелось бы обратить внимание: впервые к участию в саммите, я уже об этом говорил во вступительном слове, подключены министры науки, культуры, руководители спецслужб и силовых ведомств. Значит, формат наших консультаций расширился, и, на мой взгляд, это изменение качества говорит об уровне нашего взаимодействия, об уровне взаимодействия между Россией и Германией по всем этим направлениям. Это тоже очень важно.
В целом, на мой взгляд, мы можем дать высокую оценку итогам саммита. За два дня работы многое сделано. Мы серьезно продвинулись по вопросам международной политики – Министр иностранных дел Германии докладывал нам о совместной работе с Министром иностранных дел России. Хочу заверить, я, например, это чувствую. Занимаюсь этим практически каждый день и чувствую результаты взаимодействия России и Германии на международной арене. Это существенный фактор, влияющий на международные дела, в том числе и в конфликтных регионах.
Нам сегодня Министр внутренних дел говорил о проблемах Афганистана. 80% героина, поступающего из Афганистана, идет в Европу, в Германию. И наша общая задача – перекрыть этот поток. 80% вы получаете из Афганистана! Все, чем мы занимаемся и в международном плане, и в плане координации действий спецслужб и министерств внутренних дел, не аморфные или какие‑то виртуальные вещи. Все это имеет практическое значение для наших стран, для наших государств, для людей, которые живут в наших странах.
Мне кажется, мы неплохо поработали и по вопросам безопасности, региональным вопросам. В связи с этим хотел бы обратить внимание на то, что здесь было сказано по проблеме Калининграда. Хочу заметить, что очень скоро произойдет расширение Европейского союза, и это будет не только наша проблема, но и проблема Европейского союза. В Калининградской области проживает миллион триста тысяч человек. Как они будут общаться с соседями? Как они будут общаться с другой частью России? И как граждане России, проживающие в другой части Российской Федерации, будут общаться со своими родственниками и друзьями в Калининграде и Калининградской области? Я не думаю, что это непреодолимая техническая проблема – запечатать двери вагонов, поставить там пограничников. Если этого недостаточно с одной стороны – поставить пограничников с двух сторон и обеспечить безвизовое движение и сообщение между Калининградом и другими частями России. Не думаю, что это непреодолимая проблема. Сегодня эксперты ЕС говорят: мы, мол, боимся, что поезда будут останавливать, кто‑то будет выпрыгивать. Ну кто там будет выпрыгивать? Ну один человек, пять, десять… ну сто. Разве это проблема? Не думаю, что это будет происходить в массовом порядке. Во всяком случае, сегодня нужно об этом думать. Если мы не решим эту проблему, завтра это будет не только наша проблема, но и ваша.
У нас есть взаимопонимание, движение вперед и в области экономики и финансов. Сам факт, что немецкие специалисты признали возможной работу в рамках «Гермеса» не только под суверенные правительственные гарантии, но и с использованием гарантий коммерческих банков, мне кажется, очень хороший сигнал. Это хороший знак, понимание того, что в российской экономике происходят позитивные процессы. Я уверен, если бы этого не было, немецкие коллеги не нашли бы уровень надежности гарантий коммерческих банков достаточным. Вместе с тем я полагаю, что и сроки можно расширить: не на один год, а как минимум два. То есть с учетом календаря политических новостей выдавать кредиты на два года. Да и количество банков, конечно же, можно было бы расширить. Но я думаю, все это впереди. Полагаю, наши немецкие коллеги активнее будут работать в этом направлении. Сейчас важно сохранить позитивную динамику российско-германского взаимодействия. Оно работает на интересы и нашей страны, и всей Большой Европы.
В этой связи я горячо поддерживаю инициативу взаимодействия по линии культурных обменов. Благодарен коллегам за внимание к празднованию 300-летия Петербурга. Федеральный канцлер знает, что по инициативе Премьер-министра Люксембурга (эта инициатива была высказана им на саммите в Стокгольме, куда я был приглашен в качестве гостя) мы намерены пригласить глав государств и правительств Европы на это празднование. Хотим провести рабочий саммит, но в расширенном составе: с участием не только России и «тройки» ЕС, а России и глав государств и правительств Евросоюза. В рамках празднования 300-летия, я думаю, мы сможем сделать хорошую программу – и рабочую часть, и праздничные мероприятия. И, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы мы вместе с нашими германскими друзьями смогли продемонстрировать всей Европе уровень и характер взаимодействия друг с другом в историческом плане. Петербург – хорошая площадка, чтобы об этом красиво заявить.
В заключение хочу еще раз поблагодарить наших немецких друзей за очень радушный прием, за очень теплую, дружескую атмосферу. В следующий раз ждем вас в России.