В.Путин: Господа!
Я хочу и поблагодарить наших немецких друзей, жителей Веймара за гостеприимство. Оно чувствовалось на протяжении всего нашего пребывания и работы на этой земле.
Должен сказать, что первое, что я увидел, когда мы вышли из вертолета, был памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Этот дух взаимодействия, дух проникновения культур народов России и Германии помогал и поддерживал нас в процессе работы. Особенно отчетливо это было видно сегодня, после того, как члены нашей делегации побывали сегодня в музее Гете. Там нам напомнили, что Гете, известный на весь мир прежде всего как поэт, литератор, гуманист, был в свое время председателем правительства и министром финансов здесь, в Веймаре.
Если по существу охарактеризовать то, чем мы здесь занимались, и дать оценку нашего взаимодействия, состояния российско-германских отношений, то можно без преувеличения сказать, что оно достигло очень хорошего, высокого уровня. Пожалуй, можно сказать даже, что оно носит беспрецедентный характер.
За два года мы встречались с канцлером 11 раз, и за этот период наше торговое взаимодействие, торговый оборот увеличился на 80 процентов. Так что эти встречи были не бесполезными. Хочу особо отметить, что беседы с Федеральным канцлером были доверительными и откровенными. Такой тон и стиль наших контактов мы очень рассчитываем сохранить и на будущее. Надеюсь, что и впредь это будет доброй традицией российско-германских отношений.
В Веймаре продуктивно поработали и наши делегации. Мы вместе довольно строго проанализировали итоги работы по выполнению договоренностей, достигнутых в прошлом году в Санкт-Петербурге, наметили направление работы на перспективу. Выражая общее мнение, хочу сказать, что уровень политического диалога опережает уровень сотрудничества между деловыми кругами наших стран. Сегодня бизнесмены достаточно ясно заявили об этом. Между тем одной из основ наших взаимоотношений способна стать именно экономика, а здесь налицо весомые позитивные результаты.
Я уже говорил о товарообороте, который составляет сегодня свыше 24 миллиардов евро. Надеюсь, что интерес к сотрудничеству у деловых кругов будет только возрастать. Как убедительно показали переговоры, сфер нашего сотрудничества становится все больше и больше. Мы в России абсолютно убеждены в том, что его диверсификация, переход от преимущественно торгового к финансово-инвестиционному взаимодействию и производственной кооперации даст принципиально новые возможности для развития взаимодействия. Особенно если говорить об энергетике и высокотехнологичных, наукоемких отраслях – информатике, авиастроении, космосе. Поэтому участие в сегодняшних консультациях министров науки из России и Германии не случайно. Эта практика применена впервые, я уверен, что она будет продолжена.
Как вы знаете, еще два года назад мы с Герхардом Шредером решили создать рабочую группу высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества. Ей было поручено предметно заняться концептуальными вопросами торгово-экономических отношений. На первом этапе если мы и не были разочарованы, то ожидали от нее большего. Сейчас я должен сказать, что ситуация изменилась к лучшему.
Среди направлений, по которым достигнуто продвижение, я выделю лишь несколько. Это проблема «переводных рублей», о которой говорил Герхард Шредер. Российская сторона воспринимала ее не как обычную кредитную проблему. Собственно, переводные рубли в прямом смысле слова кредитом и не являются, это подведение итогов хозяйственной деятельности между бывшей ГДР и бывшим Советским Союзом. Цифры там были на первый взгляд достаточно большие. Но я обращаю ваше внимание на то, что специалисты должны учитывать все обстоятельства, в том числе и те цены, по которым ГДР покупала у Советского Союза энергоресурсы. В общем и целом мы сошлись на 500 миллионах евро, Россия готова выплачивать их в три этапа, в течение трех лет: 350 миллионов в первый год, затем два года по 75.
Федеральный канцлер сообщил мне о намерении германской стороны вдвое увеличить плафон страхования по кредитам в России через страховое общество «Гермес». Считаем это важным сигналом для тех, кто стремится воспользоваться новыми возможностями российско-германского сотрудничества.
Первые конкретные результаты начинает давать и проработка нашей стратегической командой совместных инвестиционных проектов. Мы условились придать этой группе статус постоянно действующего органа и очень рассчитываем, что эффективность ее работы будет только возрастать.
Большое значение имеет и решение германской стороны поддержать повышение кредитного рейтинга России в Организации экономического сотрудничества и развития, а также нашу позицию на переговорах по присоединению к ВТО. Еще одна важная договоренность – содействовать кооперации российских регионов и фирм с партнерами в восточных землях Германии. Я думаю, что не нужно объяснять возможности этого взаимодействия.
Ключевой блок всех наших встреч – это обмен мнениями по основным вопросам мировой политики. Нынешние переговоры с Канцлером и результаты бесед министров иностранных дел позволяют констатировать: в построении справедливого и безопасного мира мы готовы действовать в едином направлении. Центральная тема здесь – практическое объединение усилий в борьбе с угрозами нового тысячелетия: терроризм, наркотики, организованная преступность.
После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне наши страны выступили одними из инициаторов объединения усилий мирового сообщества в борьбе с террором. И это еще раз показало: наши оценки этой глобальной угрозы совпадают. Мы едины и в том, что противодействие терроризму должно быть последовательным и недвусмысленным, иметь четкий правовой режим. Только такие подходы способны стать основой формирования новой системы международной безопасности.
Мы также обменялись мнениями по другим вопросам европейской безопасности и стратегической стабильности. Идея нового механизма сотрудничества России и НАТО в формате «двадцатки» получает сейчас все более широкую поддержку. Мы считаем, что здесь позиция Германии учитывает и наши двусторонние интересы, и задачи отношений России с НАТО и Европейским союзом.
Большое внимание мы уделили проблемам Ближнего Востока. Я проинформировал господина Федерального канцлера о том, что в Мадриде достигнута договоренность между ее четырьмя участниками, выработано общее заявление. Мы рассчитываем и дальше находиться в контакте с Германией и Европейским союзом по этой очень острой проблеме.
Мы обсудили тематику предстоящего в июне саммита «восьмерки» в Канаде, там планируется наша очередная встреча. Но до этого мы еще увидимся на саммите балтийских государств в России.
В нынешнем саммите участвуют и министры культуры России и Германии. В предстоящие два года программа культурного взаимодействия двух стран будет особенно насыщена. Уже в ближайшее время состоится первая в истории совместная олимпиада русского и немецкого языков. Ее финальные этапы, а также молодежный форум пройдут в мае этого года в Москве и Берлине. Их цель – сблизить молодежь наших стран, дать ей возможность лучше узнать друг друга. Очень рассчитываю на то, что это мероприятие пройдет успешно.
Мы высоко оцениваем деятельность общественного форума «Петербургский диалог», который проходил здесь в это время. Со стороны российского руководства его деятельность будет пользоваться всемерной поддержкой.
Знаковое событие для нас – это 300-летие Санкт-Петербурга. Мы пригласили наших немецких друзей принять участие в праздничных мероприятиях, и очень рады, что это приглашение принято.
Разумеется, я обозначил далеко не все темы нашего саммита. Их гораздо больше. Я уже говорил о форуме «Петербургский диалог». Мы очень рассчитываем, что интеллектуальная подпитка нашего взаимодействия будет формулироваться и там. Создавая год назад эту принципиально новую интеллектуальную площадку, мы были уверены, что это начинание получит широкую поддержку. Мы сегодня уже убедились, что процесс сближения наших народов поднимается на более высокий уровень взаимодействия гражданских институтов наших обществ.
В завершение хочу подчеркнуть: Россия верит в большое будущее партнерства с Германией, и мы будем вместе работать на завтрашний день российско-германских отношений, на строительство Большой Европы.
Вопрос: Насколько близки позиции двух стран по иракской проблематике? Обсуждалась ли эта тема на нынешних переговорах и как Вы оцениваете уровень взаимодействия?
В.Путин: Эта тема обсуждалась достаточно подробно. У нас нет расхождений в оценках происходящих вокруг Ирака событий, и есть полное взаимопонимание того, каким образом мировое сообщество должно действовать на этом направлении.
Так же, как и по ближневосточному урегулированию, я абсолютно согласен с Канцлером в том, что мы можем действовать совместно, если хотим действовать эффективно, на основе соответствующих решений ООН.
Вопрос: Соответствуют ли действительности утверждения о том, что Колин Пауэлл отправился в свою поездку по Ближнему Востоку отчасти как уполномоченный «четверки» коспонсоров мирного урегулирования? Будет ли эта практика продолжена? Какую роль, по Вашему мнению, играет в процессе ближневосточного урегулирования документ, подготовленный Министром иностранных дел ФРГ?
В.Путин: Госсекретарь Соединенных Штатов может и должен выполнять свои обязанности исключительно по поручению своего правительства и президента, а не по поручению группы, какой бы представительной она ни была. А вот действовать на основе выработанного документа, я думаю, вполне можно. Представляется, что именно для этого в Мадриде собрались участники совещания – представители России, США, ООН, Европейского союза, чтобы выработать единую платформу.
Как мне сообщил Игорь Иванов, такая платформа выработана, она будет использована госсекретарем США в ходе его поездки в ближневосточный регион, куда он выезжает, по имеющейся у меня информации, завтра. Вечером Игорь Иванов и Колин Пауэлл встретятся для обсуждения разоруженческих проблем и вопросов, которые готовятся в преддверии визита Джорджа Буша в Россию в конце мая этого года.
Что касается позиции Германии и того, как мы к этому относимся, причем это касается не только заявления Министра иностранных дел, то мы считаем ее одним из ключевых игроков в международных делах. Мы выстраиваем свою политику с учетом интересов наших партнеров. А если мы считаем Германию своим стратегическим партнером, то мы всегда имеем в виду ее мнение. Нам совсем не безразлично, что думает Федеральный канцлер и Министр иностранных дел. Именно поэтому вчера на протяжении почти трех часов до выезда в Мадрид Игорь Иванов вел интенсивные переговоры с Йошкой Фишером.
Вопрос: Не могли бы Вы подробнее объяснить, в чем будет заключаться новое качество отношений России и НАТО в формате «двадцатки»? Как это сказывается на уровне международной и европейской безопасности? Что наша страна от этого выиграет и что, возможно, потеряет?
В.Путин: Что касается «двадцатки», для нас важно изменение качества отношений. Если это качество будет достигнуто, то мы будем считать, что решение задачи изменения строительства новой системы безопасности началось. Что это означает? На сегодняшний день у нас существует взаимодействие с НАТО. Это СПС, в котором 19 стран – членов НАТО принимают решения, вырабатывают общую политику, а потом предлагают для обсуждения своим российским партнерам. Это консультативный орган, который никаких решений, по существу, не принимает. Вместо этого предлагается создать новый орган из двадцати стран: 19 стран – членов НАТО и Россия.
Предлагается найти несколько важнейших, предлагающих общий интерес для всего мира и для Европы тем, в рамках которых обсуждались бы вопросы и принимались решения на равноправной основе, без всяких предварительных консультаций. И Россия при обсуждении и принятии решений по этим темам имела бы равный голос. При этом мы не претендуем на то, чтобы налагать вето на какие‑то основополагающие вопросы взаимодействия внутри НАТО. Мы не претендуем на то, чтобы принимать участие в решении вопросов, связанных со статьей 5 Римского договора.
Но такие проблемы, как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, гуманитарные акции, и, возможно, другие проблемы не могут быть эффективно решены без участия России. И события в Афганистане это самым лучшим образом подтвердили. Если такое понимание у наших партнеров есть, если мы это сделаем, то можно будет говорить об изменении качества взаимоотношений и, повторяю, о начале строительства новой системы общемировой и европейской безопасности. Ничего, кроме обветшалой идеологии «холодной войны», мы не потеряем, если перейдем к такому формату сотрудничества.
Вопрос: Хотелось бы узнать подробнее Вашу точку зрения на проблему российских долгов.
В.Путин: Вы говорите о долгах. Но в принципе проблема Парижского клуба, как и переводные рубли, ничего общего с долгами России не имеют. Это – долги несуществующего государства Советского Союза несуществующему государству Германской Демократической Республике. Кроме всего прочего, это – не финансовые ресурсы, которые передавались от одного государства другому. Это – подведение баланса в торговых расчетах за определенный период времени.
При подведении этого баланса не учитывались, еще раз повторяю, цены на энергоресурсы, которые получала ГДР от бывшего СССР. Не учитывались и многие другие вещи. Специалисты в течение довольно долгого времени все это прорабатывали, изучали и пришли к той договоренности, которую мы с Герхардом Шредером вам доложили.
Хочу подчеркнуть, что Российская Федерация, однажды объявив себя правопреемницей Советского Союза, берет на себя исполнение обязательств по пассивам бывшего Советского Союза. И очень рассчитывает на то, что, соответственно, России должно принадлежать по праву как правопреемнице Советского Союза в том числе имущество в зарубежных странах, включая Германию. Но по этой проблеме мы договорились продолжить наши консультации. Надеюсь, что они завершатся также позитивным результатом.
Вопрос: Принятые решения по переводным рублям – это политические или экономические решения? Повлияет ли это в дальнейшем на экономическое сотрудничество России и Германии?
В.Путин: Я согласен с мнением Федерального канцлера: это прежде всего экономическое решение, но основанное на очень хорошем уровне политического взаимодействия. На уровне доверия, понимания того, что нам нужно расчищать площадку от некоторых завалов прошлого для того, чтобы построить новое здание взаимоотношений. Построить прочно, на основе доверия. Это доверие не может возникнуть без решения проблем взаимных обязательств.
Повторяю еще раз: Россия исходит из того, что это будет так же, как и происходило многократно в прошлом, дорога с двусторонним движением. Мы это чувствуем. Такое взаимоотношение практически сложилось между Россией и Германией, и результатом этого является то, что Германия для нас сегодня стала самым основным экономическим партнером.
Мы считаем, что это решение справедливое. И, разумеется, так же, как и по проблеме Парижского клуба, мы будем его исполнять.