В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Прежде всего я хотел бы поблагодарить вас за интерес, проявленный к встрече с нами. Я и мои коллеги хотели проинформировать вас о наших впечатлениях о работе саммита и результатах – так, как мы их видим.
Мы с полным основанием можем сказать: форум стал рубежным событием не только для Организации Объединенных Наций, но и для истории международных отношений. Нашему поколению действительно выпала честь и высокая ответственность подвести итоги пройденного мировым сообществом исторического пути, наметить ориентиры дальнейшего развития.
Важным результатом встречи мы считаем подтверждение авторитета Организации Объединенных Наций. Подтверждена целесообразность сохранения за ООН главенствующей роли в координации действий региональных и субрегиональных организаций, в создании дееспособной системы коллективной безопасности и управления глобальными процессами.
В ходе саммита Россия выступила, как вам известно, с несколькими инициативами, направленными на то, чтобы сделать мир более безопасным, более справедливым, более демократическим. Мы предложили, например, провести в Москве под эгидой Организации Объединенных Наций весной 2001 года международную конференцию по предотвращению милитаризации космического пространства, приурочив ее к первому полету человека в космос. Как известно, этим человеком был наш соотечественник Юрий Гагарин, и естественно, что мы предлагаем в качестве места проведения этой конференции столицу России – Москву. Очень приятно, что многими моими коллегами эта инициатива воспринята положительно.
Другое наше предложение – разработать под эгидой МАГАТЭ международный проект, призванный исключить из пользования в мирной ядерной энергетике обогащенного урана и чистого плутония. Реализация этой инициативы, по нашему убеждению, станет не только надежным вкладом в дело ядерного нераспространения, но и продолжит путь к освобождению человечества от крайне серьезной проблемы радиоактивных отходов. Перед этой проблемой, вы знаете, стоят очень многие страны мира.
Безусловно, определяющим, можно назвать и прошедшее заседание Совета Безопасности. Оно прошло на самом высоком уровне. Его участники единогласно высказались за сохранение широких полномочий Совета Безопасности и совершенствование его оперативного потенциала как гаранта прочной международной стабильности.
Миротворческие операции ООН становятся одним из приоритетных направлений деятельности организации. В этой связи мы намерены активно содействовать совершенствованию миротворческого потенциала Организации Объединенных Наций, укреплению ее центральной роли в обеспечении мира и стабильности как на глобальном, так и на региональном уровне. Мы также убеждены, что система коллективной безопасности должна создаваться при опоре на такие четкие и выполнимые принципы, как верховенство закона, общая ответственность за стабильность в мире, коллективные подходы к урегулированию споров, конфликтов, к установлению мира.
Принятое по итогам встречи на уровне пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН совместное заявление будет иметь важные практические последствия. Постоянные члены Совета Безопасности подтвердили свою приверженность повышению эффективности ООН и ее Совета Безопасности, подчеркнули необходимость строгого соблюдения исключительных полномочий Совета по санкционированию применения силы в целях восстановления мира. Только Совет Безопасности вправе давать добро на крайнюю меру в кризисном реагировании – применение силы – и делать это от имени всего международного сообщества.
Столь масштабный форум – это уникальная возможность встретиться со многими лидерами других государств, обсудить с ними – причем в очень конкретном практическом плане – актуальные вопросы двусторонних отношений и важнейшие международные проблемы. На встрече в Нью-Йорке с Президентом Соединенных Штатов нам удалось серьезно и обстоятельно обсудить вопросы сотрудничества России и США в интересах укрепления стратегической стабильности и в завершение этих переговоров принять на этот счет соответствующее заявление.
В Нью-Йорке также состоялись очень плодотворные встречи с Председателем Китайской Народной Республики, Федеральным канцлером ФРГ, Президентами Индонезии, Кипра, Ирана, Турции, Мексики, Венесуэлы, Йеменской Республики, ЮАР, Премьер-министром Израиля и Премьер-министром Великобритании. Этот список не исчерпан, завтра предстоят встречи с Председателем Госсовета и Совета министров Республики Куба, Президентом Республики Корея и Премьер-министром Норвегии. Со многими другими коллегами удалось переговорить в ходе мероприятия. Трудно и, наверное, неправильно было бы подразделять многочисленные контакты с точки зрения их значимости. Однако хотел бы особо отметить предстоящую завтра встречу с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Кофи Аннаном, деятельность которого на этом высоком посту Россия активно поддерживает.
В заключение хотел бы еще раз отметить: «Саммит тысячелетия» вновь подтвердил действенность согласованных усилий мирового сообщества, высокую ответственность и готовность национальных правительств к совместной работе во имя мира и международной стабильности.
Хочу поблагодарить вас за внимание. После этого заявления готов ответить на ваши вопросы.
Вопрос: Как бы Вы оценили значение этой встречи в широком смысле этого слова как для самой ООН, которая, видимо, вступает в фазу активных реформ, так и для России?
В.Путин: Мне казалось, что я на это обратил внимание в своем заявлении, но повторю еще раз. На наш взгляд самым значительным является подтверждение значения Организации Объединенных Наций как ключевой международной организации по развитию международных отношений. На сегодняшний день на одно из первых мест выходит значение ООН как универсального международного инструмента для разрешения международных споров. Эти положения закреплены в декларации, которая принята на этот счет, а также в заявлениях, которые приняты Советом Безопасности и пятеркой постоянных членов Совета Безопасности.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какой конкретно Вам представляется реформа Совета Безопасности ООН?
В.Путин: Представляется, что для того, чтобы быть эффективным инструментом решения задач международного масштаба, Организация Объединенных Наций должна опираться на те страны, которые имеют вес, значение, влияние в международных делах. Вам, как представителю японского средства массовой информации, могу сказать, что, по мнению России, одной из таких стран, без всякого сомнения, является Япония. Поэтому Россия выступает за то, чтобы Япония стала членом Совета Безопасности.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание на то, что мы полагаем – и об этом я говорил и своему японскому коллеге, – что никакой спешки в реорганизации быть не должно, а сама реорганизация должна быть основана на максимальном учете мнений членов Организации Объединенных Наций и членов Совета Безопасности. Лучше, если члены Совета Безопасности, постоянные члены, будут принимать такие решения консенсусом. Но, повторяю, реформа назрела, и она необходима.
Вопрос: Владимир Владимирович, в свете Ваших встреч и дискуссий на саммите какими Вам видятся перспективы сотрудничества ведущих стран мира в деле предотвращения региональных конфликтов?
В.Путин: Я могу только подчеркнуть еще раз то, что говорил в своем выступлении в зале Генеральной ассамблеи и в некоторых других выступлениях. Я абсолютно убежден в том, что, если мы хотим, чтобы разрешение региональных конфликтов было справедливым, чтобы оно было основано на справедливых началах и было эффективным, нам следует придерживаться основополагающих принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН и других документах Организации Объединенных Наций.
В этой связи хотел бы отметить, что Совет Безопасности ООН, принимая решения подобного рода, особенно решения по применению силы, выступает от имени всего мирового сообщества и несет особую ответственность. При этом должны приниматься документы, в которых четко и ясно описана вся процедура разрешения спора и конфликтное урегулирование. Вот только при таком подходе можно будет надеяться на то, что деятельность ООН в этой части будет эффективной.
Вопрос: Вопрос касается сближения Северной и Южной Кореи, а также взаимоотношений российского Дальнего Востока со странами АТР. Сибирский энергетический институт годами занимался созданием единой системы электроснабжения России, Кореи, Китая и Японии. Создание этой единой энергетической системы пойдет не только на благо экономик этих стран, но и послужит делу мира на Корейском полуострове. Россия сохраняет лидирующие позиции в создании оборудования подачи тока через высоковольтную ЛЭП и одновременно Россия играет роль миротворца в этом регионе. Позиции ее выигрышны.
Знаете ли Вы о существовании подобных планов создания единой энергосистемы и как Вы можете их прокомментировать?
В.Путин: Я бы не стал говорить сейчас о том, кто больше выиграет от реализации таких крупномасштабных проектов. Страны АТР нуждаются в реализации проектов подобного рода. Вообще в Азии многие страны испытывают дефицит в энергетических ресурсах, в энергоносителях. Россия располагает такими возможностями, мы готовы к совместной работе. Разумеется, только в тех случаях, если это всех устраивает и все от этого будут выигрывать.
Я приехал в Нью-Йорк из Токио, там мы с нашими коллегами, с правительством Японии, с Премьер-министром, обсуждали проекты подобного рода. Япония проявляет интерес и к тому, чтобы получать энергоносители, и к тому, чтобы участвовать в некоторых проектах, которые будут иметь выход на третьи страны. Потому я не стал бы сейчас квалифицировать это таким образом, что кто‑то получит большее или меньшее преимущество.
На мой взгляд, если какой‑то проект предоставляет кому‑либо большее преимущество, то он вряд ли будет осуществляться. Как правило, такие проекты должны носить коммерческий характер, и эффективными они являются только в том случае, если они в равной степени выгодны всем участникам.
Что касается Северной и Южной Кореи, то вы знаете, что на Корейском полуострове происходит довольно активный диалог. Очень жаль, что в Нью-Йорке нет представителей Северной Кореи, хотя была намечена встреча между руководством Северной и Южной Кореи. Очень жаль, что эта встреча не состоялась, но я не думаю, что это станет препятствием на пути продолжения диалога. Я абсолютно убежден в том, что проекты экономического характера, без сомнения, будут хорошей базой для решения политических вопросов.
Вопрос: Как Вы считаете, существует ли гарантия того, что члены мирового сообщества будут следовать решениям Совета Безопасности, поскольку у нас есть примеры обратные? И второй вопрос: не могли ли бы Вы прокомментировать решение Бориса Березовского о передаче акций ОРТ ряду журналистов?
В.Путин: Что касается гарантий, то, как известно, есть такая шутка: гарантии дает только страховой полис. Но мы все должны стремиться к тому, чтобы все решения, которые принимаются Советом Безопасности, Организацией Объединенных Наций, выполнялись. Для того, чтобы это сделать, нам нужно создать такую обстановку в мире, чтобы любое нарушение, даже самое маленькое, воспринималось мировым сообществом как действие, направленное на подрыв основ самого мирового сообщества. Если мы добьемся такого состояния, такого положения вещей, то гарантии исполнения решений ООН будут выше. Если мы будем относиться к исполнению решений ООН без должного внимания, то мы никогда такого положения не добьемся. Мне кажется, что результаты нашей работы на саммите вселяют оптимизм.
Что касается решения Бориса Березовского передать принадлежащие ему акции группе журналистов, творческих деятелей, наверное, за это его можно только похвалить. Важно только, чтобы это были независимые люди. А если мы будем свидетелями перекладывания акций из одного кармана в другой, если это будут управляемые люди господина Березовского, то нужного эффекта мы, наверное, не увидим.
Вопрос: Владимир Владимирович, американская газета «Нью-Йорк таймс» писала, что Вы получили от Президента Клинтона новую информацию о подлодке «Курск». Вы можете сказать, какая это информация?
В.Путин: Эту информацию получил Секретарь Совета Безопасности России С.Иванов. Она касалась технических наблюдений за районом гибели «Курска» в день катастрофы. Речь идет о фиксации возможных взрывов в этом районе, полученных с помощью американских технических средств. Такая информация получена, и она будет использована нашими специалистами для оценки ситуации и для окончательного решения вопроса о причинах катастрофы.
Вопрос: Если бы была принята инициатива России по исключению использования обогащенного урана и чистого плутония в мирной ядерной энергетике, как Вы считаете, какую роль должны играть международные организации в реализации этого проекта?
В.Путин: Что касается инициативы по неиспользованию обогащенного урана и чистого плутония, то есть оружейных ядерных материалов, в ядерной энергетике, то по этому вопросу хотел бы сказать следующее.
В России проведены необходимые работы, подтверждающие, что в мирной ядерной энергетике без этих материалов можно обойтись. Этот проект, если он будет реализовываться, должен быть международным и проводиться, без всяких сомнений, под контролем, а лучше с участием МАГАТЭ. В каком качестве, в каком объеме Россия может принимать участие в этой работе – на этот вопрос должны ответить специалисты. Но поскольку Россия выходит с этим предложением, поскольку у нее есть соответствующие результаты исследований, подтверждающие возможность проведения таких крупномасштабных работ, то, разумеется, Россия будет играть одну из ведущих ролей в осуществлении этого плана, о котором я говорил, выступая на открытии саммита.
Вопрос: Господин Президент, какие меры Вы планируете предпринять, чтобы развивать российскую экономику?
В.Путин: Российская экономика должна мало чем отличаться от экономик других цивилизованных стран. Разве что хотелось бы, чтобы она была более эффективной. А по своей структуре, по принципу организации она должна мало чем отличаться от экономик других развитых стран, индустриальных стран мира.
У нас есть целая программа, зафиксированная в правительственных решениях. Без всякого сомнения, одной из первых задач, которые стоят перед Россией, является наведение порядка в законодательстве, связанном с организацией экономической жизни. И сегодня эта задача решается. Это снижение налогового бремени, реструктуризация банковского сектора, реорганизация таможенного налогообложения, соблюдение макроэкономических показателей бюджета.
Должен сказать, что по всем этим направлениям нами предпринимаются практические шаги и, как вы знаете, есть скромные, но очевидные результаты. Мы полагаем, что в этом году рост ВВП составит в России не менее 7 процентов, может быть, больше. Вообще, эксперты МВФ считают, что это будет 8 процентов. Мы исходим из того, что не меньше семи. Уровень инфляции очень низкий. В два раза по сравнению с прошлым годом выросли валютные запасы Центрального банка. В некоторых отраслях мы фиксируем рост промышленного производства от 15 до 20 процентов.
Нам еще очень много предстоит сделать, и, думаю, одна из основных задач, стоящих перед нами, – укрепление государственных институтов, которые были бы в состоянии контролировать и обеспечивать действующее законодательство. Самое главное, что нам удалось сделать сегодня, – на первый взгляд это с экономикой никак не связано, но тем не менее это лежит в основе любого успеха, – добиться определенного согласия большинства основных политических сил страны в понимании того, что и как нам нужно делать. Только благодаря этому нам удалось принять Налоговый кодекс и ряд других законодательных актов, которые являются определяющими для развития российской экономики. Это вселяет в нас оптимизм, но я думаю, что будет правильно, если мы отчитаемся перед вами в конце финансового года.
Спасибо.