В.Путин: Вчера удалось поговорить практически со всеми по самому широкому, как говорят в таких случаях, кругу вопросов. И по двусторонним проблемам, и о ситуации на территории СНГ в целом. За это время накопилось много вопросов и много проблем, особенно в двустороннем плане. Происходят, и вы это знаете, достаточно бурные события почти во всех наших странах, и мы сверили часы по очень многим позициям. Это была эффективная и своевременная сверка. Это был полезный саммит, очень полезный. Думаю, что в значительной степени благодаря казахстанской стороне, которая смогла создать такую обстановку, за что мы уже благодарили Нурсултана Абишевича Назарбаева, и я хочу повторить эту благодарность еще раз.
В двустороннем плане нам с Президентом Казахстана удалось поговорить о развитии экономических связей. Вчера мы говорили о проблемах Каспия в самом общем виде с участием Президента Туркменистана. Сегодня продолжили эту дискуссию с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, и у меня еще встреча с Президентом Белоруссии. Наша работа здесь очень насыщенная и продуктивная. Мы весьма удовлетворены.
Вопрос: Что вы можете сказать о подписанном Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном совместном заявлении о сотрудничестве в газовой сфере?
В.Путин: Мы говорили давно о необходимости объединить усилия в сфере энергетики, и прежде всего в работе по газу. Очень много препятствий на этом пути. Могу сказать, что вчера был сделан очень скромный, первый, но очень важный шаг в этом направлении. Речь идет об объединении усилий тех, кто добывает газ, – прежде всего России и Туркменистана. Все четыре государства добывают в целом примерно 620 миллиардов кубометров. Из них 550 добывает Россия. Почти все остальное – Туркменистан. Но запасы огромные в Туркменистане и в Казахстане, есть хорошие запасы и в Узбекистане. Кроме того, Узбекистан и Казахстан являются естественными странами – транспортировщиками газа, потому что такой транспортной газовой системой, как Россия–Казахстан–Узбекистан и дальше Украина, никто в мире не обладает. Нет такой газораспределительной системы в мире.
Это огромное хозяйство, которое до сих пор использовалось, на мой взгляд, не очень эффективно. Это требует денег для поддержания всей трубопроводной сети и, конечно, для развития. При этом интересы каждой отдельной страны могут быть объединены в общие интересы. И эта работа, конечно, будет более эффективной. Вчера все четыре президента пришли к выводу о том, что пора сделать этот первый шаг. Он не носит международно-правового, обязывающего характера, но, как отметили все присутствующие при подписании этого документа, это все‑таки очень важный шаг. И я нисколько не сомневаюсь, что он не пройдет незамеченным в кругах энергетиков в мире. Все прекрасно понимают, что это очень серьезное начинание, и оно может иметь серьезные последствия для мировой экономики. Я говорю это без всякого преувеличения. Но хочу заверить всех, что это такое совместное дело, которое направлено на стабилизацию мировой экономики, направлено на то, чтобы создать условия, при которых все наши страны смогли бы обеспечить стабильность получения мировой экономикой необходимых энергетических ресурсов. Мы намерены действовать в этом направлении.
Есть еще одна проблема, о которой нужно сказать. Речь идет о миграционной политике России. Я знаю, что в Казахстане это активно обсуждается в связи с возможным принятием в России нового закона о миграционной политике. Это вынужденная мера, которая необходима для наведения порядка в этой сфере. Но должен сказать, что Казахстана это касается в самой меньшей степени, если вообще касается. Потому что между Казахстаном и Россией подписано и ратифицировано соответствующее межправительственное соглашение, которое в особом порядке регулирует вопросы миграции. Этот упрощенный порядок для тех, кто проживает в Казахстане, сохраняется в рамках межправительственного соглашения.
Что же касается самого закона, который сейчас рассматривается в России, то, повторяю, необходимость его принятия вызвана теми обстоятельствами, с которыми столкнулась Россия за последние годы. Я думаю, что многие почувствовали это на себе. К сожалению, порядка в этой сфере до сих пор наведено не было.
Я приведу пример. У нас в Москве проживает 600 тысяч граждан одной из закавказских республик. И только 12 человек состоит на налоговом учете. Еще один конкретный пример. В одной из квартир Петербурга в комнате площадью 9,5 метра прописано 420 человек. Вся эта сфера превратилась в «черный» бизнес, от которого страдают и государство, и люди. Мы, конечно же, должны подумать о наших соотечественниках за рубежом. И мы будем это делать так, как мы делаем это с Казахстаном, то есть на двусторонней основе. Должны быть введены какие‑то общие правила, которые позволили бы решать проблемы тех, кто оказался за рубежом и о ком мы должны думать. Разумеется, не за счет тех, кто проживает в самой России. Повторяю, это осмысленные действия, они взвешены депутатами Государственной Думы, как следует рассмотрены во всех аспектах.
Уверен, что будет принят закон, который отвечает интересам и тех людей, которые только планируют переехать в Россию, и тех, кто просто хочет жить в России. Кстати сказать, Россия сама заинтересована в наших соотечественниках в силу необходимости привлечения трудовых ресурсов. Это в интересах государства и в интересах тех людей, которые живут сегодня на территории России.