В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья!
Мы очень рады приветствовать вас в таком расширенном составе в Москве в Кремле. Еще раз хочу поблагодарить Президента Туркменистана за то, что он принял наше приглашение и приехал в Москву для обсуждения вопросов двусторонних отношений и обсуждения ситуации в мире и в первую очередь в регионе.
Только что мы обсудили с Президентом Туркменистана основные вопросы и ключевые проблемы нашего взаимодействия и отметили, что, к сожалению, пока не заработала межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, хотя в целом мы считаем, что отношения между Туркменистаном и Россией развиваются в позитивном ключе, и сделано в последнее время немало. Но внимание было сосредоточено на тех вопросах, которые, на наш взгляд, требуют особого внимания со стороны руководства обеих стран.
Один из этих вопросов организационного характера – это активизация деятельности межправительственной комиссии. С нашей стороны эту комиссию возглавляет Министр энергетики, и договорились о том, что в самое ближайшее время, в начале февраля, он приедет в Ашхабад для встречи со своими коллегами, и будет запущен механизм работы этой комиссии. Я думаю, что ее деятельность могла бы способствовать решению очень многих практических вопросов и не только в сфере энергетики. Это касается и решения проблем в области финансового взаимодействия, вопроса торгово-экономических связей, культурного и гуманитарного сотрудничества. И, разумеется, не в последнюю очередь это коснется и взаимодействия на Каспии. Хотя у нас там есть и отдельный механизм, но в целом комиссия тоже должна будет уделить этому соответствующее внимание.
Активизация двусторонних связей должна способствовать наполнению их конкретным содержанием. Было бы неплохо заключить базовое межправительственное долгосрочное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве.
По инициативе Президента Туркменистана наши специалисты работают над созданием нового базового договора. Срок действия предыдущего скоро заканчивается, и есть смысл, здесь мы согласны с Президентом Туркменистана, уточнить некоторые положения, актуализировать их с учетом изменений в мире и в двусторонних отношениях.
В целом работа по развитию договорно-правовой базы двусторонних отношений нуждается в ускорении. Я думаю, что одно из направлений деятельности межправкомиссии в определенном ключе должно затрагивать и это. Во всяком случае, межправкомиссия должна наработать соответствующий материал для заключения этого базового договора.
Приоритетным является взаимодействие с Туркменистаном в топливно-энергетической сфере, и мы сейчас об этом тоже достаточно подробно говорили. Россия заинтересована в более активном участии государственных туркменских компаний в решении проблем региона и стран СНГ, в сотрудничестве с Туркменистаном и совместной работе на рынках стран дальнего зарубежья.
Наши компании готовы рассматривать предложения туркменской стороны о совместном участии в проектах, в том числе с привлечением компаний третьих стран. Интерес компаний третьих стран к сотрудничеству с Россией и Туркменистаном в этой сфере очень высокий.
Назрела необходимость серьезно подумать над образованием евразийского альянса производителей газа. Это тема отдельного разговора. Во всяком случае, в рамках обсуждения проблем Каспия мы часто возвращаемся к этой теме. Я думаю, что будет правильно, если мы подключим сюда и страны, через которые проходят газовые трубопроводные системы, в том числе и Узбекистан.
Думаю, что создание подобного альянса позволило бы осуществлять эффективный контроль над объемами и направлением экспорта среднеазиатского газа, обеспечило бы формирование единого баланса производства и потребления природного газа, а также его экспорт через единый экспортный канал. Сегодня этим каналом являются трубопроводные газовые сети «Газпрома» – других нет. Но я думаю, что, если бы мы на долгосрочной основе обустраивали такое сотрудничество, это внесло бы элемент стабильности и для наших партнеров за границей. Без всяких сомнений, при безусловном учете интересов всех сторон, которые в этом бизнесе участвуют. Это и Туркменистан, и Россия, и Казахстан, и Узбекистан.
Значительный и пока неиспользуемый резерв видим в сотрудничестве между регионами и хозяйствующими субъектами. У нас традиционно очень много регионов России сотрудничают с Туркменистаном. На региональном уровне с этой страной поддерживают связь 65 субъектов Российской Федерации. И, мне кажется, мы едины с Президентом Туркменистана в том, что эти контакты, это сотрудничество заслуживают поддержки самого высокого политического уровня.
Весьма перспективным представляется российско-туркменское взаимодействие в транспортной сфере, в частности, сооружение железнодорожных линий, транспортного коридора север–юг. Об этом много говорится, и Россия активно в этом направлении взаимодействует со многими партнерами. Туркменистан в этом смысле может занять одно из ведущих мест.
Важно ускорить решение проблемы взаимных финансовых вопросов. Не случайно здесь присутствует Министр финансов, вице-премьер Правительства России господин Кудрин. Сейчас будет возможность за рабочим завтраком обменяться мнениями по этому вопросу. Я думаю, что коллеги со стороны Туркменистана поговорят по этому вопросу и доложат свои соображения.
Вот тот комплекс вопросов, которые мы обсуждали, которые готовы продолжить обсуждать с нашими туркменскими коллегами. Разумеется, мы говорили о проблемах гуманитарного характера, о культурном обмене, о языковых вопросах, о развитии образования, о поддержке русского языка в Туркменистане. Президент Туркменистана заверил нас в том, что он активно поддерживает и дальше намерен поддерживать русские школы с учетом определенного сокращения русскоязычного населения. Тем не менее Туркменистан уделяет и намерен дальше уделять внимание этому вопросу. Мы со своей стороны должны подумать над тем, как поддержать развитие русского языка в Туркменистане, в том числе и оказать помощь чисто материального характера, прежде всего литературой, учебниками и так далее. Но это уже наша проблема, я думаю, что здесь Россия многое может и должна сделать в этом направлении. Это отдельная тема в рамках межправкомиссии.
Вот то, что обсуждалось нами, то, что мы готовы обсуждать дальше.
Сапармурат Атаевич, я хочу передать Вам слово.