В.Путин: Прежде всего хочу поблагодарить вас за предоставленную возможность встретиться и побеседовать. Наш уважаемый председатель сказал, самое главное, что буду говорить я, а не он… Важен диалог. И для членов нашей делегации важно то, что говорит господин председатель, что думают собравшиеся в этом зале. Это мероприятие должно принести взаимную пользу.
Сразу же хочу отметить некоторые вещи, о которых упомянул наш председатель. Это касается некоторого спада в области торгового обмена. Наш председатель указал на проблемы структуры российского экспорта, назвал несколько моментов, которые мы сами для себя считаем ключевыми: это налогообложение, таможенное налогообложение, бухгалтерский учет.
Эти проблемы находятся в поле нашего зрения. Скажем, такие вещи, как приведение норм бухгалтерского учета в соответствие с международной практикой, решаются нами совместно с Мировым банком. Однако хочу отметить, что далеко не во всех европейских странах этот вопрос решен так, как нам хотелось бы. Ожидать от России, что вопросы подобного рода она будет решать опережающими темпами, конечно, можно и нужно, но мы с вами понимаем реалии экономической жизни, в том числе европейской.
Думаю, что совместно мы сможем решить эти вопросы. Именно совместно, потому что импульсы, которые исходят от вас, для нас крайне важны.
Я помню одну из своих первых поездок в Испанию – встречался с деловыми людьми, в том числе с президентом компании «Чупа-Чупс». Он сам сидел за рулем своего «Кадиллака» 1957 года, по дороге спорил с полицией. И я понял, что деловые люди Испании очень энергичные, хваткие и очень конкретные.
Мне и моим коллегам хочется более предметно рассказать, что происходит в экономике России, как мы оцениваем ее состояние, как выстраиваем приоритеты развития экономики.
В текущем году мы рассчитываем превзойти докризисный уровень производства товаров и услуг. Девальвация рубля привела к росту конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это способствовало переходу к устойчивому подъему производства в целом ряде отраслей экономики.
Что особенно хотел бы подчеркнуть: под воздействием кризиса и государство, и рядовые граждане освободились от соблазнов «легкой жизни в кредит».
В ближайшее время Правительство завершит разработку долгосрочной стратегии социально-экономического развития, которая должна вывести страну на траекторию динамичного и устойчивого роста. Мы твердо намерены обеспечить России в XXI веке положение высокоразвитой и процветающей страны.
В прошлом году Россия уже продемонстрировала положительные тенденции. Впервые за многие годы бюджет выполнен по всем основным показателям.
Хочу обратить на это ваше внимание. Вы сами много работали в экономике своей страны, знаете, что такое дефицитный бюджет, особенно в стране с неурегулированной политической системой. Вы знаете, к чему это ведет. Мы уделяли этим макроэкономическим показателям много внимания и с удовлетворением констатируем: все бюджетные показатели целиком и полностью выполнены. А с начала 2000 года достигнут ежемесячный профицит федерального бюджета.
ВВП в прошлом году вырос на 3,2 процента. В то время как в 1998 году наблюдалось падение на 4,9 процента. После длительного спада начался рост инвестиций в основной капитал, прежде всего за счет собственных средств предприятий. И это, на наш взгляд, тоже важный элемент экономической действительности.
Благодаря достаточно жесткой денежно-кредитной политике Центробанка темпы роста потребительских цен в 1999 году сократились до 36,5 процента против 84,4 процента в предыдущие годы. Возросли собираемость налогов и, соответственно, доходы федерального бюджета. Они составили в прошлом году 13,5 процента к ВВП. А в первом квартале 2000 года — уже 17,6 процента.
Увеличившееся в два раза положительное сальдо внешнеторгового баланса при заметном сокращении импорта позволило поддержать относительную стабильность на валютном рынке и полностью обеспечить обслуживание внешнего долга России.
Хочу обратить ваше внимание на то, что Россия делает это в полном объеме и без поддержки со стороны МВФ. Отношения с фондом у нас развиваются нормально; мы не считаем, что Россия должна постоянно претендовать на какие‑то кредиты. И МВФ мы рассматриваем прежде всего как международного консультанта и рассчитываем, что в будущем эти конструктивные отношения сохранятся.
Мы уже начали проводить активную промышленную политику, оздоровлять финансовую систему. Бездефицитный бюджет, стабилизация курса рубля – это приоритетные направления нашей экономической политики. Но все эти меры мы рассматриваем как средство для достижения главной цели – стабильного экономического роста и реального подъема жизненного уровня населения.
Обычно западные бизнесмены говорят, что им нравится российская экономика, но все остальное нравится меньше. И загадочно улыбаются, как сейчас некоторые. Я могу вам сказать, что все остальное – это проявление слабости государства, невозможности создать те условия, которые оно декларирует.
Мы в полной мере осознаем эту проблему. Поэтому были предприняты шаги, укрепляющие систему государственной власти в Российской Федерации. Смысл наших действий – в усилении порядка и законности, в развитии демократии на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Это не значит, что самостоятельность регионов станет меньше. Наоборот, мы будем и дальше развивать федерализм и местное самоуправление. Но государство обязано защитить права граждан, собственников и инвесторов на всей территории страны. Установить единое экономическое пространство и устранить любой незаконный региональный произвол.
Мы обязаны помочь людям преодолеть равнодушие и разочарование, я имею в виду уже наше население.
Более того, именно сегодня появляется шанс многое изменить. Мне кажется, сейчас наступает удачный момент для развития мелкого и среднего бизнеса. Ясно, что он нужен и в производственной сфере, и в области высоких технологий.
Все это стало возможным с расширением экономических свобод, укреплением государственности и упрочением демократических начал.
В экономической сфере мы сегодня опираемся на следующие ключевые принципы.
Первое. Отказ государства от вмешательства в дела бизнеса. Его роль – создавать условия для подъема экономики и гарантировать правила, которые государство предлагает в виде законов. Твердые и одинаковые правила для всех, в том числе и для самого государства, обязанного неукоснительно их соблюдать.
Второе. Укрепление независимой и эффективной судебной системы.
Третье. Консолидация всего общества. Уверен, многие согласятся с тем, что все элементы этой консолидации в России налицо.
Особое место занимает налоговая сфера. Сейчас налоговая нагрузка на экономику очень велика. Отсюда массовые уклонения от уплаты налогов и утечка капитала за границу.
Сразу же хочу обратить ваше внимание на то, что на Западе часто путают два понятия: отмывание денег и утечка капитала. Утечка капитала происходит в законном порядке. Этот факт не вызывает у нас восторга, нам бы хотелось, чтобы эти средства инвестировались в российскую экономику, но происходит это в рамках действующего законодательства.
И здесь я хочу предложить изменения определенных экономических условий в налоговом, таможенном, банковском секторе, чтобы предотвратить дальнейшую утечку и вернуть вывезенные за границу капиталы. Другое дело – отмывание «грязных» денег. В этом случае мы будем обращаться к помощи правоохранительных органов, укреплять их взаимодействие с зарубежными коллегами в этом направлении.
В ближайшее время Государственной Думой будет принята вторая часть Налогового кодекса, где предусмотрено снижение налоговых ставок. Если все, что предложено Правительством, пройдет, налоговое бремя уменьшится на 2 процента от ВВП. Эта огромная сумма останется в экономике страны, что для России существенно. Разумеется, мы считаем очень важным формирование благоприятного инвестиционного климата.
Все эти вопросы мы уже решаем. Приводим к международным стандартам законодательную и нормативную базу. Определены правовые основы для привлечения инвестиций в отрасли нефтегазового сектора, добычи природных ископаемых. Созданы условия для реализации крупных проектов в автомобильной промышленности. Только что вступила в силу двусторонняя Конвенция об избежании двойного налогообложения. Я подписал этот закон вчера, прямо перед вылетом в Мадрид. На очереди завершение разработки нового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Нами давно и весьма интенсивно ведутся переговоры по этому поводу. Если будут какие‑то вопросы, Министр иностранных дел готов ответить.
Для России торгово-экономическое сотрудничество с Испанией является важнейшей составной частью всего комплекса двусторонних отношений. Уже отмечалось, что мы не можем быть удовлетворены сегодняшним уровнем экономических связей между нашими странами. Очень рассчитываем в ближайшее время преодолеть тенденцию по снижению товарооборота между Россией и Испанией.
Сейчас необходимо сформировать действенный финансово-кредитный механизм сотрудничества, и здесь важная роль отводится Межправительственной смешанной комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству между Испанией и Россией. Присутствующий здесь господин Виктор Борисович Христенко как раз и будет возглавлять эту комиссию.
К сожалению, по ряду причин не удалось сделать эту работу регулярной. Мы будем тщательно готовить третье заседание Комиссии в Москве осенью текущего года. Поэтому предлагаем всем заинтересованным лицам через Внешнеторговую палату подключиться к подготовке этого заседания.
Ожидаем от испанских партнеров, от правительства Испании встречных шагов по стимулированию торгово-экономических связей. Во вчерашней беседе и с Председателем Правительства Хосе Мария Аснаром, и с Королем Испании Хуаном Карлосом мы почувствовали доверие к тому, что сейчас происходит в экономике России. Думаю, это хороший знак, хорошая исходная точка для дальнейшего развития отношений. Полагаю, что в новых условиях ведущие предпринимательские объединения Испании, торговые палаты, двусторонний комитет делового сотрудничества внесут свой вклад в эту работу.
Члены российской делегации подтвердят, что в России трудно представить потребительский рынок без разнообразных испанских продуктов, мебели, обуви, одежды. Надо, чтобы дело не ограничивалось потребительской сферой и торговлей. Возможности совместного производства весьма велики. Причем речь идет о самых передовых, высоких технологиях, вплоть до электроники и авиакосмической техники.
Кроме того, по‑прежнему исходим из перспектив взаимодействия предпринимателей наших стран на рынках других стран, будь то государства СНГ или Латинская Америка, Магриб или Ближний Восток.
Важный компонент роста наших торгово-экономических связей — развитие межрегионального сотрудничества. Сегодня ряд российских регионов, в первую очередь Нечерноземье и Поволжье, активно сотрудничают с испанскими партнерами. Опять вернусь ко вчерашнему вечеру. Разговаривал с одним из испанских руководителей, которые работают в Краснодарском крае, в области сельского хозяйства, и производят продукцию, корма. Мы будем всячески приветствовать и поддерживать развитие такого бизнеса в России.
Но кроме сельского хозяйства у нас есть хорошие показатели и наметки в области производства дизельных двигателей для автомобилей Ульяновского завода, аккумуляторных батарей в Самаре, реконструкция Саратовского нефтеперерабатывающего завода, строительство комбината спортивной одежды и обуви в Башкортостане. Большие надежды связываем с железнодорожными проектами. У Испании в этой области есть ряд преимуществ, поскольку ширина железнодорожной колеи в наших странах одинаковая. И в Испании есть хорошие технические и технологические наработки, которые могли бы быть использованы в России.
В заключение хочу сказать: мы очень рассчитываем, что наш визит в Испанию послужит хорошим толчком для интенсивного развития экономических отношений между нашими странами, причем как на уровне мелких и средних фирм, так и на уровне крупных проектов.
Дамы и господа, искренне благодарю вас за внимание.