В.Путин: Добрый день, господин мэр! Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Прежде всего хочу подчеркнуть, что дорожу возможностью встретиться с вами в Милане – центре деловой активности Италии. Рассчитываю, что состоится откровенный и заинтересованный разговор о том, как придать нашему сотрудничеству максимальную эффективность.
Начну с главных впечатлений о переговорах с руководством Италии. Я удовлетворен состоявшимся обменом мнениями. Обе стороны продемонстрировали выбор в пользу реального партнерства – более глубокого и всестороннего. А оно немыслимо без эффективного экономического взаимодействия. Взаимное переплетение интересов – лучший путь к согласию. Так, кажется, говорил патриарх итальянской политики Джулио Андреотти.
Именно итальянский бизнес выступал в роли первопроходцев в отношениях с Россией. Предприимчивость, а главное дальновидность наших итальянских партнеров уже сыграли позитивную роль в сотрудничестве двух стран. Сейчас нам требуется обозначить опорные точки дальнейших действий, четче очертить перспективы вашего бизнеса в России.
Италия – второй по значению торговый партнер России в Европе. Но при этом занимает лишь седьмое место среди иностранных инвесторов в России. Уверен, что уровень инвестиционного сотрудничества пока не соответствует ни вашим возможностям, ни потенциалу российского рынка. Рассчитываем, что реализация таких проектов, как «Голубой поток», производство автомобилей «Фиат» в Нижнем Новгороде, создание российско-итальянского учебно-тренировочного самолета нового поколения и ряда других будет вовлекать новых партнеров и инвесторов.
Огромный, но пока еще невостребованный потенциал российско-итальянского сотрудничества есть и в других областях: в энергетике, космической отрасли, в сфере высоких технологий, в области транспорта и экологии.
В этой аудитории – солидные бизнесмены, которые не один десяток лет работают в России. И вы, безусловно, внимательно следите за динамикой экономической ситуации в нашей стране.
В последние годы в России реально утвердилась новая экономическая система. Инструменты рыночной экономики не просто существуют – они работают и доказывают свою эффективность.
Думаю, вы уже знаете о позитивных тенденциях в нашей экономике. В прошлом году достигнут существенный рост валового внутреннего продукта – 3,2 процента. За первые 4 месяца этого года по сравнению с январем–апрелем 1999 года промышленное производство выросло на 10 процентов. Можно говорить об устойчивом снижении темпов инфляции: с начала года цены выросли всего на 5 процентов. Это лучший результат за все годы реформ. Бартер постепенно уступает место нормальному денежному обращению. Улучшилась динамика инвестиций в основной капитал.
Не хочу обременять вас цифрами. Скажу лишь, что в этом году впервые достигнут профицит федерального бюджета. Обязательства бюджета сегодня исполняются полностью. Некогда острая проблема фискальной несбалансированности на данный момент решена. И Правительству больше не нужно прибегать к масштабным заимствованиям.
Бездефицитный бюджет – важнейшее средство обеспечения стабильного экономического роста, который в России уже стал реальностью. Это еще и соблюдение наших обязательств перед иностранными инвесторами – как частными, так и государственными. И потому все более широкие круги российского делового мира с оптимизмом смотрят на перспективы развития России.
Полагаю, вас интересует вопрос, какова стратегия нашей экономической политики, на какие принципы будет опираться российская власть в ее осуществлении.
Считаю важным подчеркнуть следующее. Начавшаяся в России политическая стабилизация создала объективные предпосылки для устойчивого экономического развития страны. А значит, и для сотрудничества с зарубежными партнерами. Главное, это дает возможность работать на долговременную перспективу. Работать уверенно и спокойно.
В своей деятельности мы намерены руководствоваться духом прагматизма. Делать все в реальном исчислении, в реальных цифрах, в реальных показателях.
Наши действия будут направлены на то, чтобы разбюрократить экономику и сделать ее более свободной и, что принципиально важно, более ответственной. Для всех уровней бизнеса будем устанавливать ясные и одинаковые правила и жестко требовать их соблюдения.
Энергично будем формировать действенную независимую судебную систему. Имею в виду как суды общей юрисдикции, так и систему арбитражных судов. Более того, эту систему мы хотим дополнить механизмом досудебного, доарбитражного урегулирования споров.
Уже активно решаем и такую жизненно важную задачу, как обеспечение эффективной организации структуры власти. Сейчас в Государственной Думе обсуждается пакет законопроектов по укреплению властной вертикали.
Главный смысл наших инициатив – обеспечение равного соблюдения прав граждан на всей территории, формирование единого правового поля. Это подразумевает не только одинаковое применение на местах федеральных законов, но и строгое соответствие принимаемых там правовых актов Конституции. Хотел бы особо обратить ваше внимание на этот момент. Ведь без таких мер не навести элементарного порядка, не создать единых и понятных «правил игры», не обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к ресурсам.
Наше приоритетное направление – снижение непомерного налогового бремени. Эту задачу будем решать одновременно с сокращением избыточных обязательств государства. Мы сосредоточим усилия, с одной стороны, на адресной помощи малообеспеченным слоям населения. А с другой – на том, чтобы налоги позволяли реальному сектору экономики, его базовым отраслям нормально развиваться.
Рассчитываем на принятие в самое ближайшее время второй части Налогового кодекса. А значит, сможем установить такие ставки налогов и сборов, которые облегчат положение работающих в России предприятий. В том числе и ваших. Мы хорошо понимаем, что ослабление фискального характера нашей экономики – одно из главных условий улучшения инвестиционного климата. А привлечение иностранных инвестиций по‑прежнему рассматриваем в качестве важнейшего фактора интеграции России в мировую экономику.
Хочу подчеркнуть принципиальную позицию: защита прав собственников в России – это базовый и бесповоротный принцип нашей политики. Мы намерены поставить законодательный заслон использованию разного рода процедур и схем в качестве предлога для смены собственника.
Еще один важный момент для наших зарубежных партнеров. В последнее время начался процесс возвращения российского капитала из‑за границы. Пока он происходит незаметно, зачастую в виде инвестиций из офшорных зон. Улучшим инвестиционный климат – уменьшится отток капитала, быстрее пойдет его возврат.
Работаем над законопроектами о концессионных договорах между российскими и иностранными инвесторами, о запретах и ограничениях на осуществление иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Твердо рассчитываем на то, что завершение этой работы обеспечит заметный приток инвестиций.
Серьезной и в политическом, и в социальном плане проблемой остается бедность. Борьба с бедностью имеет и свое экономическое измерение. Мы будем запускать двигатели внутреннего спроса. Ведь это один из источников роста национальной экономики. Некоторых результатов мы здесь уже достигли. По предварительным данным, реальные доходы населения выросли с начала года более чем на 8%. А реальная заработная плата превысила уровень аналогичного периода прошлого года примерно на четверть. Рост платежеспособного спроса населения – один из серьезных ориентиров нашей экономической политики.
Важнейшая задача – реструктуризация российской банковской системы как одной из основ инвестиционного процесса. Об этом мы подробно говорили в марте на последнем заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства России. Кстати, членами совета являются и два представителя итальянского бизнеса – ФИАТ и входящая в концерн «Финмеканика» группа «Фата».
Наша цель — оживить механизм привлечения предприятиями средств для собственных инвестиций, воссоздать инфраструктуру для надежного сохранения сбережений населения. Банковская система должна развернуться в сторону финансирования реального сектора. Уверен, что на этом направлении у нас есть перспективы для сотрудничества и с итальянскими финансово-кредитными учреждениями.
И, наконец, вопрос о малом и среднем предпринимательстве. Знаю, что малый и средний бизнес – это основа экономической мощи Италии. Кстати, у вас накоплен очень хороший опыт в области энергосбережения. А именно здесь мы видим один из приоритетов повышения эффективности и оздоровления российской экономики, ключевой ресурс обеспечения конкурентоспособности. Нам еще предстоит раскрыть имеющийся у нас потенциал. Итальянский опыт подтверждает: создание малых предприятий не требует масштабных инвестиций. Для этого достаточно упростить процедуры их создания и функционирования, кредитования, налогообложения, учета и отчетности. Мы намерены работать и в этом направлении.
Уважаемые дамы и господа!
В заключение хотел бы отметить, что за последние годы мы научились отличать реальные возможности от виртуальных. Признали верховенство внутренних задач над внешними эффектами. Экономическое возрождение России рассматривается нами в качестве важнейшего приоритета. Одна из основных целей – стать привлекательными как для отечественных инвесторов, так и для авторитетных деловых кругов мира, к которым мы, без всякого преувеличения, относим итальянский бизнес.
В начале своего выступления я уже говорил, что политическое руководство и России, и Италии готово оказывать поддержку и стимулировать дальнейшее наращивание экономических связей между нашими странами. Для этого будем активно задействовать российско-итальянский Совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству. Его очередная сессия должна состояться в середине июля в Риме. Думаю, что активизирует свою работу и Комитет предпринимателей, действующий под эгидой Совета.
Приглашаю вас высказать ваше мнение о перспективах сотрудничества с российскими партнерами, поделиться своими идеями и предложениями.
Благодарю за внимание.