Вопрос: На пространствах СНГ в той или иной степени проявляют себя очаги сепаратизма, которые почти всегда являются источником терроризма и мешают полномасштабному сотрудничеству в рамках Содружества. В подписанном главами государств СНГ Заявлении в связи с десятилетием СНГ говорится о том, что главы государств будут добиваться скорейшего урегулирования вооруженных конфликтов, полнее задействовав потенциал Содружества, и эти конфликты будут урегулированы мирными средствами. Вместе с тем в аналитическом докладе есть оговорка о том, что страны СНГ, за исключением Азербайджана, намерены полнее использовать потенциал Содружества. Не означает ли это то, что есть сомнения в эффективности Содружества в решении этих конфликтов?
В.Путин: Думаю, что СНГ имеет неплохие возможности работать в этой сфере. И лучшее подтверждение тому – наша успешная деятельность на таджикском направлении, при урегулировании таджикского конфликта. Это вообще уникальный пример возможности решения вопросов подобного рода в современном мире. Я других таких примеров, если говорить откровенно, не знаю. Это заслуга СНГ, это заслуга всех присутствующих здесь глав государств, потому что каждый из них по‑своему участвовал в разрешении этого конфликта, по‑своему влиял на ситуацию. СНГ в целом оказало позитивное воздействие на развитие ситуации в Таджикистане. Это дает нам основание считать, что и по другим направлениям СНГ может вносить свой вклад в разрешение конфликтов в странах Содружества. Вместе с тем я хочу обратить ваше внимание на то, что если в рамках единого государства СССР противоречия носили, как правило, межэтнический, то сегодня они, к сожалению, носят межгосударственный характер и от этого только обострились. Задачи их урегулирования стали сложнее после распада Советского Союза. Но что совершенно точно – пускай и слабые механизмы, но они все‑таки функционировали на постсоветском пространстве, поскольку было создано СНГ. Это позволило нам избежать худшего развития событий, позволило избежать «югославизации» бывшего Советского Союза, и это тоже большой плюс. Разумеется, нам много еще надо сделать, но мы настроены позитивно.
Вопрос: На днях бомбили территорию Грузии, и существуют различные толкования принадлежности бомбивших самолетов. Как Вы прокомментируете эти версии? Какие пути выхода Вы видите из этой ситуации, связанной с осложнением отношений между двумя государствами, какие конкретные шаги нужно сделать?
В.Путин: Во‑первых, я хотел бы поблагодарить Президента Грузии за то, что он с присущей ему государственной мудростью, несмотря на все сложности, приехал в Москву. Думаю, приехал для того, чтобы встретиться, поговорить, обменяться мнениями по поводу этой ситуации и в целом о межгосударственных отношениях, которые складываются между Грузией и Россией.
Со своей стороны я прокомментирую Ваш вопрос так: я согласен с Президентом Грузии в необходимости разобраться в этом вопросе подробнее, не откладывать и не ждать следующего раза. Надеемся, что больше ничего подобного наблюдать не будем. Но уже сейчас нужно заняться расследованием и создать двустороннюю комиссию.
Вместе с тем хотел бы обратить Ваше внимание на следующие обстоятельства: если речь идет о якобы бомбардировке сел Грузии, и мы одновременно слышим, что жертв нет, то возникает вопрос: что же это за такая бомбардировка, если удары наносились по населенным пунктам, а жертв нет? Это, конечно, вызывает вопросы. Значит, либо удары вообще не наносились, либо они наносились не по населенным пунктам. И если жертв нет в результате столкновений, которые там, наверное, были – мы не исключаем этого, по нашим предварительным данным, это столкновения между боевиками, – тогда это требует дополнительного рассмотрения и изучения. Я абсолютно в этом с Эдуардом Амвросиевичем согласен.
Хочу вас проинформировать, что сегодня, в первой половине дня, спецподразделения России в ходе спецоперации в Чечне взяли в плен известного заместителя одного из наиболее одиозных арабских наемников в Чечне Абу Саяда, который занимался тем, что снабжал деньгами, организовывал теракты на территории Российской Федерации и поддерживал связь со своими формированиями на территории Грузии. Это объективные данные российских спецслужб. По нашим данным – а мы этими данными обмениваемся со своими грузинскими коллегами, – часть этих международных террористов находится на территории Грузии. К сожалению для нас, и я думаю, что, к сожалению для грузинского руководства и к не меньшему сожалению грузинского народа, это фактически означает оккупацию части грузинской территории.
Мы, повторяю, готовы к совместной работе по расследованию того, что там произошло. С трудом представляю, как мы туда войдем для расследования, поскольку нам хорошо известно, что эти территории труднодоступны даже для официальных органов. На территории, на которой произошел этот инцидент, не только находятся боевики, базы и склады вооружений, – там находятся предприятия по промышленному производству наркотиков. И рынками этого товара являются наши народы, они травят народы наших стран. Все это, естественно, создает проблемы, и мы вместе с Президентом намерены их сегодня обсудить самым серьезным образом. Я уже не говорю про то, что в этом анклавном регионе находятся ретрансляторные вышки, через которые боевики в Чечне осуществляют связь со своими спонсорами в странах Залива и на территории Афганистана. Все это для нас является реальной проблемой, не надуманной, это факт. И я очень признателен Президенту Грузии за то, что он готов в откровенном режиме эти проблемы обсуждать. Наши специальные службы находятся в контакте, очень рассчитываю, что эти контакты приведут к практической, совместной работе.
Вопрос: Если Россия вступит во Всемирную торговую организацию, не возникнет ли каких‑либо проблем в сотрудничестве в рамках организации Евразийского экономического сотрудничества?
В.Путин: Я все‑таки не закончил свой ответ на предыдущий вопрос: что дальше? Я думаю, что мы дальше можем позитивно сотрудничать в рамках предложения Президента Грузии о разработке нового совместного договора. Скажу вам больше, я совсем недавно встречался с возможными участниками этого процесса с нашей стороны, в том числе и с депутатами Государственной Думы, которые сейчас в практическом плане приступают к совместной работе о подготовке проекта этого документа.
Что касается организации Евразийского экономического сотрудничества и ВТО, могу сказать, что мы очень подробно обсуждали эту проблему вчера с Президентом Казахстана и договорились о том, что мы будем координировать наши усилия и наше взаимодействие с международными экономическими организациями, в том числе и с ВТО. И нисколько не сомневаюсь, что эта координация будет успешной.
Вопрос: На Ваш взгляд, не будет ли ЕврАзЭС дублировать цели и задачи, которые поставлены перед СНГ в целом?
А.Акаев: Я думаю, что одно другому будет только содействовать. Я убежден – чем быстрее мы сумеем реализовать цели, которые поставлены перед Евразийским экономическим сообществом, тем быстрее оно будет способствовать решению таких вопросов, как введение в практику зоны свободной торговли, и других вопросов экономической интеграции, которые будут работать только на укрепление нашего Содружества. Я верю в будущее СНГ и считаю, что оно принесет пользу социально-экономическому развитию всех стран Содружества.
В.Путин: Мне нечего больше добавить, целиком и полностью присоединяюсь.
Вопрос: Завтра Российская Федерация выводит первый воинский эшелон со знаменитых арсеналов в районе села Калпаст. Означает ли это, что Россия и впредь намерена придерживаться Стамбульских соглашений и выполнить их в обозначенные сроки? И в этом же контексте: как Вы расцениваете решение властей Приднестровья не предоставлять аккредитации главному российскому государственному телевидению – компании РТР, как это сопрягается с принципами единого информационного пространства?
В.Путин: Во‑первых, Россия намерена выполнять все взятые на себя обязательства, в том числе и в рамках ОБСЕ. Мы делаем это подчас в достаточно сложных условиях. Руководство Молдовы об этом знает, и мы свои действия с руководством Молдовы координируем, как видите, добиваемся и определенных позитивных результатов. Мы и дальше будем работать в этом направлении и все взятые на себя обязательства выполним.
Что касается неаккредитации наших телевизионных каналов – это достойно сожаления.
Вопрос: За два года, что Вы находитесь на посту Президента, Ваше отношение к СНГ в чем‑то изменилось? Если изменилось, то в чем?
В.Путин: Я, без всякого преувеличения, могу сказать, что за время пребывания в должности Президента России, за время работы с коллегами из других государств Содружества мое убеждение в том, что эта организация нужна для того, чтобы поддерживать стабильность в нашем регионе, для того, чтобы обеспечить экономический рост, – укрепилось. И согласен с мнениями тех глав государств, которые считают, что мы должны совершенствовать механизмы сотрудничества по рассматриваемым направлениям, и результат для населения наших стран будет положительным.
Вопрос: Какую новизну принес данный саммит в тематику сотрудничества стран СНГ в области борьбы с международным терроризмом, в том числе на территории Содружества?
В.Путин: Должен сказать, что страны СНГ столкнулись с проблемой терроризма гораздо раньше, чем многие другие государства мира. Именно поэтому мы в рамках СНГ были способны действовать на опережение. Именно благодаря этому пониманию масштабности угрозы террора мы своевременно вышли на согласование наших позиций по ключевым вопросам борьбы с терроризмом. Именно поэтому мы создали Антитеррористический центр, именно поэтому мы создали силы быстрого развертывания, которые, как вы знаете, провели уже учения в Бишкеке. Все это говорит о том, что в рамках Содружества решение таких острых вопросов и проблем, как борьба с терроризмом, может продвигаться весьма эффективно, во всяком случае, этому мы уделили сегодня значительное время, и пока эта проблема решена не будет, эта тема, разумеется, останется надолго в центре нашего внимания.
Вопрос: Нельзя не замечать очевидные успехи, которые достигаются сегодня Европейским союзом и достигаются прежде всего благодаря интенсивному развитию экономических взаимоотношений, торговле и так далее. А у нас в СНГ зачастую превалируют вопросы военного, политического характера. В связи с этим хотелось бы узнать, как скоро будут выработаны концепции развития прежде всего на экономической основе и созданы зоны свободной торговли? Какие принципы станут основными в дальнейшем развитии СНГ исходя из опыта развития и практики первых десяти лет?
В.Путин: Я благодарен Вам за этот вопрос и абсолютно согласен с Вами в том, что в основе любой интеграции – политической, военной – конечно, должны лежать прежде всего проблемы экономического характера и разрешение этих проблем. Но, отвечая вам на этот вопрос, хочу сказать, что я, конечно, Председатель Совета глав государств СНГ, но кроме этого я еще и Президент Российской Федерации, и поэтому при решении всех вопросов подобного рода буду руководствоваться национальными интересами России, так же как это делают мои коллеги при обсуждении таких вопросов.
Что касается создания зоны свободной торговли, то в этом отношении у нас очень интенсивный и позитивный диалог. Мы согласовали все вопросы, связанные с введением этого режима, практически со всеми странами, за исключением трех государств – Таджикистана, Украины и Белоруссии. Надеюсь, что в самое ближайшее время нашим специалистам удастся доработать то, что еще осталось недоработанным. После этого Россия в полном объеме введет на своей территории те договоренности, которые были достигнуты по этому очень чувствительному вопросу. Нисколько не сомневаюсь, что дальнейшая интеграция именно на этом направлении, экономическом, и будет той базой, которая позволит нам совершенствовать взаимодействие в военной, дипломатической и других отраслях.
Уважаемые дамы и господа!
В заключение я хотел бы в вашем присутствии искренне поблагодарить глав государств, которые собрались сегодня в Москве, за очень позитивный настрой и конструктивную совместную работу. И не только за ту работу, которая была сегодня – а сегодня она была действительно очень конструктивной и проходила в очень деловом ключе, – но и за все то, что было сделано за предыдущие годы. Эти годы были очень сложные для наших государств: были взлеты и падения во внутриполитических сферах, взлеты и падения с точки зрения состояния экономики наших государств.
Сегодня мы действительно переживаем некоторый подъем. Во всяком случае, подавляющее большинство стран СНГ переживает экономический рост, причем заметный. Это связано со многими обстоятельствами, не в последнюю очередь это связано с положением экономики самой России, которая тысячью нитей связана с экономиками государств стран Содружества.
Наш совместный настрой на положительную работу вселяет уверенность в том, что мы и дальше сможем решать все стоящие перед нами проблемы совместными усилиями.
Еще раз хочу сердечно поблагодарить всех своих коллег за сегодняшнюю встречу.
Благодарю вас.