В.Путин: Уважаемые главы государств!
Дорогие друзья!
Прежде чем начать, я хочу еще раз всех сердечно поздравить с наступающим юбилеем, с десятилетием Содружества Независимых Государств. И хочу в Георгиевском зале Кремля от имени народа Российской Федерации поприветствовать народы наших стран-союзников, наших самых близких друзей. Хочу поприветствовать народ Азербайджанской Республики и его Президента Алиева Гейдара Алиевича, народ Армении и его Президента Кочаряна Роберта Седраковича. Хочу поприветствовать белорусский народ и Президента Лукашенко Александра Григорьевича, народ Грузии и Президента Шеварднадзе Эдуарда Амвросиевича, народ Республики Казахстан и Президента Назарбаева Нурсултана Абишевича, киргизский народ и Президента Кыргызстана Акаева Аскара Акаевича, народ Республики Молдова и ее Президента Воронина Владимира Николаевича, народ Таджикистана и Президента Рахмонова Эмомали Шариповича, народ Туркменистана и Президента Ниязова Сапармурата Атаевича, народ Республики Узбекистан и Президента Каримова Ислама Абдуганиевича, украинский народ и Президента Украины Кучму Леонида Даниловича.
Должен сразу сказать, к этому саммиту мы скорее готовились не как к торжественному мероприятию, а как к откровенному и критическому обзору пройденного пути. Наша дискуссия сейчас, в составе глав государств, подтвердила, что настрой у нас именно такой. Позади у нас – определенный этап истории, опыт решения целого ряда сложнейших задач и не менее значимый опыт ошибок.
Но прежде чем перейти к их анализу, надо отметить главное, что характеризует деятельность Содружества за эти 10 прошедших лет. Во‑первых, СНГ состоялось как необходимая и неизбежная для всех форма интеграции на постсоветском пространстве. И, во‑вторых, СНГ состоялось как крупнейшая международная региональная организация, организация, чьи функции – а среди них определяющими являются объединительная, координирующая и стабилизирующая – уже очевидны.
Россия вместе с другими странами СНГ была и остается важнейшим форпостом в борьбе с международным терроризмом, нелегальной миграцией, контрабандой оружия и наркотиков.
Основные итоги прожитого нами десятилетия содержатся в аналитическом докладе. В нем много информации для серьезных размышлений, для очевидных уроков, которые мы должны извлечь. И я позволю себе остановиться на некоторых проблемах.
Первое. Несмотря на то что наши подходы к межгосударственному сотрудничеству порой различны, мы убедились, что национальные интересы каждой из стран наилучшим образом обеспечиваются благодаря интеграционным процессам, но определяющую роль здесь играет степень готовности к такой интеграции.
Второе. Мы добивались побед и успехов только тогда, когда действовали прагматично, когда находились в реальном поле сближения и совмещения многосторонних – в первую очередь экономических – интересов. Причиной же практически всех неудач была либо декларативность наших стремлений, либо попытка навязать свою волю друг другу.
Третье, и очень важное. Проблемы в нашем взаимодействии возникали всякий раз, когда государства вольно или невольно ущемляли интересы своих собственных граждан. С этим мы сталкивались и при решении проблем общего образовательного пространства, и возможности сохранять родной язык, и в других гуманитарных вопросах, и, конечно, при решении проблем соотечественников.
Хотел бы в этой связи подчеркнуть: для России, где проживает немало граждан СНГ, ваших соотечественников, всегда было делом принципа создать для них достойные условия жизни.
И, наконец, еще один урок – урок экономический. Мы уже пережили тот этап интеграции, который называли возобновлением «народнохозяйственных связей». Теперь мы вправе говорить о другом этапе – о качественно новой природе и новом международном разделении труда в экономике стран Содружества. СНГ сегодня – это огромный общий рынок с серьезным потенциалом развития, причем развития на действительно рыночной, современной основе.
Наше экономическое партнерство изначально обусловлено не только общей историей, но и единой инфраструктурой, совместимостью нормативно-технической базы и стандартов, энергетических и транспортных систем. И в наше время особенно важно уметь видеть эти преимущества, уметь ими воспользоваться для решения тех задач, которые стоят перед нашими государствами.
Сегодняшний день Содружества – это почти синхронное оживление деловой жизни и все более отчетливый взаимный интерес, основанный на взаимной выгоде. Рыночные отношения уже стали доминирующим принципом формирования национальных хозяйств, а вслед за этим – и экономической интеграции. При этом главной движущей силой хозяйственных связей становятся не столько государства, сколько предприятия, предприниматели, граждане наших стран. Именно они делают свой выбор в пользу ближайших соседей и исторических, годами проверенных, партнеров. И здесь политикам никак нельзя отставать от народов и бизнеса, тем более что сами товаропроизводители устаревшие экономические барьеры давно и успешно обходят.
Нельзя не видеть, что наши граждане уже не только живут с убеждением, что в СНГ действует общий рынок труда, но и – по примеру России могу подтвердить это стопроцентно – активно на нем работают.
Я убежден: государства – а тем более сообщество государств – должны уметь работать не менее эффективно, чем бизнес, не только обеспечивая ему политическое сопровождение, но и определяя стратегию, ведь интересы государств и межгосударственных объединений много шире и ответственнее интересов отдельных, пусть даже самых крупных, корпораций.
И, наконец, еще один аспект, на котором хотел бы остановиться особо. Страны СНГ остаются одним из базовых поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. И потому нельзя забывать, что наше с вами взаимодействие в современных условиях становится все более серьезным фактором финансово-экономической устойчивости не только Содружества, но и мира в целом. Я говорил о заметном подъеме наших экономик, нам, безусловно, надо координировать наши действия по всем направлениям, но в сфере энергетики – не в последнюю очередь.
Дорогие друзья!
Мы вместе прожили 10 самых трудных лет. По глубине и последствиям пережитых перемен их не сравнить с иными, даже вековыми, историческими процессами. Реальное переустройство обширного пространства бывшего СССР и создание СНГ – это события, значение которых еще будут оценивать и историки, и политики. Но то, что все мы заинтересованы в многосторонней интеграции, – понятно уже сейчас. Вопрос лишь в том, каким мы хотим видеть настоящее и будущее СНГ – либо дискуссионным клубом, либо дееспособным объединением.
Думаю, что геополитическое положение стран Содружества и роль их в поддержании мировой стабильности – а в последнее время ни у кого нет сомнения, что эта роль значительна, если не сказать, огромна, – все это исключает и прежнюю, мало устраивающую нас динамику, и сам тон нашего общения, и тем более – слабые, малообязывающие механизмы взаимодействия.
Конечно, качественная трансформация СНГ – это вопрос перспективы. Но вопрос о будущем Содружества волнует и заботит миллионы простых людей в наших странах уже сегодня. Не случайно мы сегодня с главами государств об этом тоже говорили, ведь наши граждане видят в нем важный залог стабильности и экономического благополучия, одним словом, залог лучшей жизни для простого гражданина. И мы с вами должны это не только помнить, но и действовать в этом направлении.
Позвольте объявить пленарное заседание открытым.