В.Путин: Уважаемые коллеги!
Очень рад возможности приветствовать вас в Кремле. Ваша встреча проходит в преддверии саммита в Москве, который должен состояться в конце ноября. Не могу не сказать об этом событии, все‑таки десятилетний юбилей СНГ нами будет отмечаться в позитивном ключе. Думаю, что, несмотря на все проблемы роста, эта международная организация сыграла очень серьезную стабилизирующую роль на пространствах бывшего Советского Союза. Общими усилиями нам удалось создать условия для становления и развития стран, избежать многих негативных и даже трагических событий. Думаю, что с этим вы все согласитесь. И надо прямо сказать и признать, что военно-политическая составляющая сотрудничества оказала на это свое определяющее позитивное влияние.
Думаю, все согласны с тем, что нам удалось сохранить механизмы координации военной политики и военного строительства, и это само по себе является серьезным достижением. Для этого хватило и стратегического чутья у присутствующих здесь, у ваших предшественников, у министров обороны, у начальников главных штабов. На это хватило политической воли у руководителей стран СНГ. И, возможно, только сейчас, когда исход борьбы с терроризмом напрямую зависит от военного фактора – не целиком и полностью, но в значительной степени, – мы можем по достоинству оценить и правильность этих шагов, и все преимущества нашей военной кооперации.
Мы смогли перейти к качественно новой интеграции в военной сфере. От когда‑то единой общей военной машины, военной системы мы перешли к сотрудничеству при строительстве национальных вооруженных сил. При этом нам вместе удалось сформировать систему взаимодействия между министрами обороны и между начальниками генеральных штабов либо главных штабов вооруженных сил стран СНГ. И особая роль здесь принадлежит Совету министров обороны Содружества и его органам. Создана значительная договорная база, подписано множество соглашений, сейчас я уже боюсь ошибиться в точном их числе, во всяком случае, договорно-правовая база создана солидная и основательная.
Хотел бы заметить, что создание новых структур и аппаратов, конечно, не является самоцелью, их и так уже более семидесяти. Думаю, что трагические события 11 сентября заставляют нас еще раз проанализировать степень рабочей готовности органов Содружества, оценить реальную отдачу всех наших договоренностей и правильность расставленных приоритетов.
Вы уже могли опробовать формы и методы совместных действий против бандформирований, во всяком случае, во многих регионах Содружества. Это подтвердили ежегодные совместные учения – я имею в виду это, когда говорю о нашей слаженности, о нашем взаимодействии, – это учения «Южный щит Содружества», которые прошли успешно. Полагаю, что следующий совместный шаг антитеррористической работы – это обеспечение четкой координации действий между Советом министров обороны СНГ, антитеррористическим центром и Советом руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ.
Излишне повторять, что результат этой работы зависит не только от наших совместных слаженных усилий, но и от того, насколько справедливо распределено бремя расходов. Что греха таить, вы и сами это прекрасно знаете, Россия сегодня это бремя расходов несет и за себя, и за многих наших партнеров; мы понимаем все сложности, не хотим выпячивать это как проблему, но я вас призываю как руководителей ведомств не забывать об этом, призываю к тому, чтобы на основных участках мы действовали согласованно. Я имею в виду прежде всего наши совместные обязательства по финансированию антитеррористического центра.
Считаю исключительно важным, что по ряду направлений мы уже начали переходить на единые принципы военного строительства, прежде всего имею в виду создание единой объединенной системы ПВО СНГ, а также развитой системы рабочих органов Совета министров обороны.
Одной из приоритетных задач интеграции в военной сфере остается заметное прибавление военно-технического сотрудничества. Степень и объем конкретного участия в совместных программах каждое государство вправе самостоятельно определять – и определяет самостоятельно по факту. Однако стратегию военно-технического партнерства, думаю, мы должны вырабатывать сообща. Уверен, что в этом мы все заинтересованы с военно-политической и не в последнюю, а может быть, даже в первую очередь с экономической точки зрения.
Кроме того, есть хороший задел в совместной оперативной и боевой подготовке. Думаю, что с таких же позиций нужно оценивать и отработку реальной задачи обеспечения и национальной, и коллективной безопасности.
Как мне доложили, разворачивается работа и по совершенствованию информационной составляющей военного сотрудничества. Хочу выразить уверенность, что это не просто перспективное, но и очень своевременное дело. Запланированные научно-исследовательские работы и меры по регламентации обмена информацией качественно поднимут уровень взаимодействия военных ведомств наших стран. Мы у себя, в России, работу в этой сфере, работу по НИОКР, ставим сегодня на первое место – и с точки зрения оснащения Вооруженных Сил, и с точки зрения военной науки как таковой.
Нельзя забывать, что укрепление военного сотрудничества во многом зависит от реализации договоренности по сближению нормативно-правовой базы. Я уже говорил о том, что договоров, соглашений принято уже очень много, но здесь особенно важным становится качество этих договоров, проработанность их финансового и технического обеспечения.
Все выше сказанное выдвигает в повестку дня не только вопрос о совершенствовании форм и методов сотрудничества, но прежде всего исполнения ранее принятых решений – то, что называется в любой административной, в том числе и в военной системе, «исполнительская дисциплина». Об этом мы достаточно часто говорим и на разных уровнях, и я еще, когда возглавлял Федеральную службу безопасности в России, участвовал в соответствующем объединении – которое составляют руководители разведки – органов безопасности стран СНГ. Уверен, что и в вашем коллективе тоже есть вопросы подобного рода, но это вопросы текущего характера. Уверен, что мы с вами совместно справимся и с этим.