В.Путин: Несмотря на то что наше совещание носит производственный характер, я бы хотел начать с торжественного ритуала и обратиться к Рему Ивановичу Вяхиреву. Вы знаете, что мы сейчас были на одном из месторождений, которое недавно ввели в строй. И он нам подробно все рассказывал, это действительно впечатляет. Так же, как и эта работа, и другие проекты подобного рода начинались при Реме Ивановиче Вяхиреве. Можно много говорить о том, что было сделано положительного в последние годы, и отрицательного было достаточно, но безусловным является тот факт, что Вяхиреву удалось сохранить отрасль, удалось сохранить «Газпром», упрочить его, укрепить, несмотря на все сложности, которые испытывали газовые регионы страны все эти годы.
В значительной степени благодаря «Газпрому» нам удалось выйти из того затяжного кризиса, в котором Россия находилась длительный период времени. Поэтому я начну наше сегодняшнее совещание с вручения Рему Ивановичу ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Я думал, что, наверно, правильно было бы сделать это, как полагается, в Кремле, как мы говорим, в сердце России, – думаю, что обоснованным является вручение ордена именно здесь, в областной столице газовиков, в том регионе, которому Рем Иванович Вяхирев отдал столько лет своей жизни.
Рем Иванович, спасибо Вам.
Убежден, что запуск Заполярного месторождения, на котором мы все сейчас побывали, может стать рубежом в развитии всей нашей газовой индустрии. Сегодня это 35 миллиардов кубометров газа добычи в год, в ближайшие несколько лет планируется выход на большие объемы. Хочу еще раз от всей души поздравить и поблагодарить всех, кто работал над этим проектом и добился его ввода в строй. Действительно, уникальная работа сделана за короткие сроки. Долго к этому готовились, долго нацеливались, строили планы и практически за полтора года осуществили всю работу. Я еще раз благодарю вас и поздравляю.
За прошедший год мы обсудили положение дел – я имею в виду руководство страны – во всех естественных монополиях и базовых отраслях экономики. Как результат – приняты решения по проведению серьезных структурных реформ, развитию соответствующих отраслей. Естественным и логичным продолжением этой работы является детальное рассмотрение проблем и перспектив дальнейшего развития и реструктуризации газового комплекса. Правительство наметило рассмотрение этих вопросов в декабре, поэтому наша с вами встреча носит первичный, установочный характер, и результаты этой работы должны быть положены в основы того решения, которое будет сформулировано в окончательном виде.
В этой аудитории нет необходимости объяснять, какое стратегическое значение имеет вопрос развития газовой сферы и для сохранения социальной стабильности, и для успешной экономической модернизации страны. Я говорю о социальной стабильности со смешанным чувством, потому что цены на газ не должны носить социальный характер – к сожалению, сегодня они в значительной степени именно таковы.
Газ всегда был и еще многие десятилетия останется одной из основных составляющих национального богатства России, а с учетом тех проблем, которые переживает современный мир, российский нефтегазовый комплекс способен сыграть свою роль и в укреплении глобальной экономической стабильности. Думаю, это не нужно расшифровывать, специалисты прекрасно понимают, что я имею в виду. Замечу, что это очень хорошо понимают и наши зарубежные партнеры, недаром столь высока их активность на рынке акций открытого акционерного общества «Газпром» и неизменно их внимание к схемам либерализации этого рынка.
Сегодня мы должны развивать отрасль с учетом всех факторов, в том числе внешнеэкономических. Уже в ближайшее время нам предстоит работать в условиях либерализации европейского рынка газа. На эти темы мы уже неоднократно говорили и должны иметь это в виду, если хотим устойчиво развивать данную сферу. Это потребует изменения форм государственного регулирования газовой индустрии, введения новых принципов ценообразования по всей технологической цепи – от добычи до конечного потребителя. И наряду с этим потребует создания условий для развития независимых производителей в сфере добычи, переработки и реализации газа. Хотел бы обратить внимание на то, что подход к этим независимым производителям должен быть справедливым, рыночным, никаких преференций в этой сфере создано быть не должно. Если «Газпром» сам несет – как мы обсуждали это в ходе поездки с руководством «Газпрома» – определенные издержки, связанные с поддержанием трубопроводного транспорта, это значит, что независимые производители в той или иной форме должны нести такие же издержки. Правительство должно над этим подумать. Они не должны быть поставлены в худшие условия, чем «Газпром», но и в лучших тоже не должны быть, иначе мы поставим «Газпром» в худшие условия, что тоже несправедливо и не соответствует принципам рыночной экономики.
Сегодняшнему положению дел в газовом комплексе трудно дать однозначную оценку. Положение предприятий отрасли, нужно это признать, лучше, чем в среднем по промышленности. Их позиции на мировых рынках по‑прежнему стабильны, но есть еще огромные незадействованные возможности. Отрасль может работать гораздо эффективней, может приносить большую прибыль стране. В этой связи нам необходим непредвзятый анализ системных проблем отрасли: технологических, управленческих, финансовых и внешнеэкономических, в том числе связанных с транзитом газа, с использованием российской транспортной инфраструктуры.
Наиболее очевидные и болезненные симптомы сегодня – это падение добычи сырья и его поставок потребителю, рост себестоимости производства, снижение его рентабельности. Старые месторождения истощаются, все острее стоят проблемы возобновления ресурсной базы, развития производственной и транспортной инфраструктуры. За последние десятилетия объемы добычи постоянно увеличивались, а объемы запасов постоянно падали, до недопустимо низкого уровня опустилась и геологоразведка.
Наши запасы природного газа очень велики – более 210 триллионов кубометров. Из них 22 процента отнесены к категории разведанных запасов, что составляет треть от мировых, но именно эти внушительные цифры заставили многих забыть о таких базовых критериях любого хозяйства, как рачительность и эффективность.
Мы должны признать, что экономика России по‑прежнему расточительна в энергетическом плане. Энергоемкость ВВП страны в среднем в 4 раза выше, чем в развитых странах мира. При этом потенциал энергосбережений в России поистине огромен и равен почти половине национального энергопотребления – невероятная цифра.
Обращаю внимание и на следующее: значение энергетической составляющей в условиях роста является определяющей. При экстенсивном развитии энергетика из катализатора процесса может превратиться в один из тормозов экономического роста и структурного обновления экономики, на самом деле так оно подчас и происходит.
Сегодня нам необходима детальная инвентаризация всей газовой отрасли, оценка использования имеющихся здесь ресурсов, избавление от неэффективных и непрофильных активов и, разумеется, поиск внутренних резервов. Начать нужно с развития инвестиционных программ и жесткой экономии материальных ресурсов.
Еще одна проблема, которую все хорошо знают, – посредники. Это абсолютно необходимая и полезная вещь в любом секторе рыночной экономики, но они в этой сфере забирают значительную долю прибыли. Эта доля не всегда обоснованно велика, причем как внутри страны, так и за рубежом. Например, в некоторых европейских странах российский газ продается в 2,5–3 раза выше экспортных цен «Газпрома». Получается, что добыча и транспортировка до границы оценивается в 2 раза дешевле, чем конечная доставка до потребителя. Если люди покупают за такую цену, то слава Богу, но почему тогда мы отдаем так дешево? И где эта разница в огромных размерах, которые просто сопоставимы с доходами всего государства, где деньги?
Ценовая и тарифная политика – это отдельная и сложная тема. Кстати, я думаю, что Миллеру здесь нужно активнее работать. Не нужно здесь шашкой махать – нужно внимательно посмотреть, как складывался этот рынок, действовать очень аккуратно, но достаточно энергично для защиты национальных интересов нашей экономики, действовать с учетом планов по либерализации рынков в Европе, о которых я говорил, и с учетом составляющей, связанной с посредниками, перекупщиками. Эти темы в конечном итоге окажутся очень близкими между собой. Динамика внутренних цен на газ уже сравнялась со средней динамикой цен производителей в России, и потому сравнивать изменения цен на газ с ростом цен на нефть и уголь некорректно.
И, хотел бы подчеркнуть, нельзя связывать инвестиционный потенциал отрасли лишь с ожиданием роста цен. И до завершения зимнего сезона никаких подобных решений ни по одной из естественных монополий приниматься не должно, обращаю на это внимание Министра энергетики и прошу Федеральную энергетическую комиссию также обратить на это особое внимание.
Для всех должно быть очевидным: будущее отрасли – не в экстенсивном, механическом наращивании добычи газа, хотя, конечно, и добыча важна, добыча за счет новых участков и максимальной эксплуатации старых месторождений. Мы сегодня уже говорили об этом на примере Оренбурга: инфраструктура есть, у людей блестящая подготовка, социальная сфера обустроена – нужны новые подходы и новые технологии для того, чтобы дожимать то, что там осталось; осталось еще немало. Будущее – за технологическим перевооружением отрасли, оптимизацией ее финансовой и производственной структур.
Необходима детальная программа развития газовой отрасли, в том числе Единой системы газоснабжения страны. И здесь важнейший приоритет – наращивание мощностей по выпуску продукции высокой степени переработки, а также увеличение экспорта, как говорят экономисты, более высокой добавленной стоимости. В этом случае, конечно, на газохимический комплекс руководство «Газпрома» и руководство Правительства должны обратить особое внимание. И внимательно, я еще раз хочу сказать об этом, подходить к вопросу собственности, а то так рот разинете, не успеете оглянуться – не будет у вас не только «Сибура», но и других предприятий.
И, наконец, последнее замечание. Около 15 процентов от разведанных запасов газа – а это почти 47 триллионов кубометров сырья – все еще находится в нераспределенном фонде, это серьезный потенциал для развития отрасли и наращивания производства. Но здесь придется серьезно совершенствовать правовые механизмы лицензирования, а также систему государственной экспертизы проектных документов на разработку месторождений. Жаль, что здесь нет Министра природных ресурсов, нужно было пригласить, это важнейший вопрос. Мы уже сталкивались с этим не один раз в других отраслях: раздадут разрешений и лицензий, потом начинается вторичный рынок, но хорошего от этого вторичного рынка ждать не приходится. Поэтому здесь сам «Газпром» должен проявить инициативу, сделать соответствующие предложения и выйти с ними в Правительство.
В заключение еще раз подчеркну: чтобы качественно изменить ситуацию и выйти на интенсивный путь развития отрасли, потребуются трудные, нестандартные решения и самые современные управленческие технологии.
Давайте об этом поговорим. Предлагаю приступить к обсуждению.