В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Дорогие друзья!
Я очень рад видеть и приветствовать вас всех здесь, на российской территории. Посол мне сейчас сказал, что, во‑первых, это гордость нашего посольства – такого зала больше в Вашингтоне нет, а во‑вторых, этот зал еще не видел столь представительной делегации, столь представительного собрания. Поэтому я прежде всего хочу вас поблагодарить за то, что вы все здесь собрались, оторвались от своих дел и сочли возможным приехать сегодня к нам в гости. Спасибо.
Хорошо помню нашу первую встречу с Президентом Джорджем Бушем в Любляне. Мы волновались, это было вполне естественно, но, главное, были готовы к диалогу, и этот диалог состоялся, состоялся очень важный разговор и для нас, и для наших стран. Мы говорили тогда о том, что «холодная война» ушла в прошлое, что наши страны больше не являются противниками друг друга, говорили о том, что меняется сама природа наших отношений: их фундаментом должны стать общие интересы, общие ценности и взаимное уважение.
Но, будем откровенны, тогда, в Любляне, это были лишь намерения. Мы думали, что у нас впереди много времени и для размышлений, и для принятия решений, мы еще не знали, что предстоит испытать Америке, что предстоит испытать всем нам.
Прошло уже два месяца после чудовищных террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, но у меня и, я думаю, у всех нас перед глазами стоят еще кадры, запечатлевшие эту трагедию. Против всего человечества, против каждого из нас было совершено неслыханное злодеяние.
И, как это не раз бывало в истории человечества, чем больше масштабы несчастья, тем сильнее проявляются человеческая солидарность и взаимопомощь, тем выше героизм и мужество людей, оказавшихся в центре катастрофы. И я горжусь тем, что среди них были российские граждане и бывшие наши соотечественники. Я горжусь выходцем из России инженером Евгением Князевым, который вывел из здания около 70 человек, а сам погиб под его обломками. Слова особой благодарности российскому журналисту Юрию Кирильченко, который, помогая спасать людей во Всемирном торговом центре, делал это до тех пор, пока не упал с тяжелым сердечным приступом.
Мы не вправе забывать о жертвах этих терактов, мы обязаны позаботиться о тех, чьи жизни еще в опасности, о тех, чьей жизни угрожает терроризм.
Сегодня мы знаем, что от этой угрозы не застраховано ни одно государство в мире, ни один народ в мире. Россия была одной из первых стран, которые приняли на себя удар современного терроризма. Мы боролись с ним своими силами. Сегодня образовалась широкая коалиция стран, готовая противостоять этой угрозе.
Террористы рассчитывали запугать нас, сыграть на противоречиях между государствами, расколоть мир, мировое сообщество. Но в ответ они получили нашу сплоченность и нашу солидарность, я бы сказал, неслыханную солидарность для современных условий. Не оправдались и их расчеты на то, что жажда возмездия заставит нас уподобиться им самим, действовать такими же жестокими методами. Антитеррористическая коалиция не ведет борьбу ни с одним государством и ни с одним народом. Для нее не существует никаких врагов, кроме самих террористов.
Террористы пытались вбить клин между христианским и мусульманским миром, разжечь «конфликт цивилизаций». Но этого тоже не произошло. Сегодня все государства, принадлежащие к исламскому миру, осуждают терроризм.
Наш общий враг – вне национальности, вне религии и вне цивилизации. Для России это очевидно: у нас есть уникальный исторический опыт – на протяжении столетий на территории России гармонично сосуществуют, развиваются как христианская, так и исламская культуры.
С учетом этого опыта можем с уверенностью сказать: нет сейчас более актуальной задачи, чем укрепление единства в борьбе с террором. Нужны прежде всего единые действия правоохранительных, таможенных, финансовых органов, специальных служб, координация информационной политики, для этого требуется совершенно новый уровень взаимодействия между ведущими державами, нужен полноценный, постоянно работающий союз.
Уважаемые дамы и господа!
Ключевую роль в укреплении единства мирового сообщества сегодня призвана сыграть Организация Объединенных Наций. Эта организация есть и будет такой, какой хотим видеть ее мы, члены этой организации.
Прежде всего необходимо добиваться неукоснительного выполнения всеми государствами резолюций Совета Безопасности ООН, направленных на подрыв материальной базы и инфраструктуры террористической деятельности. Мы предлагаем ускорить разработку и принятие Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом и Международной конвенции о борьбе с ядерным терроризмом. Наконец, все государства должны присоединиться к уже принятым ранее международным соглашениям по борьбе с терроризмом, привести в соответствие с ними свое национальное законодательство.
Уверен, что мы сможем создать в мире атмосферу тотального неприятия террора, но достичь этого мы сможем лишь в том случае, если «террористическому интернационалу» – а он сложился за несколько последних лет – будет противопоставлен «интернационал права и законности».
Кроме того, особого нашего внимания требуют социально-экономические корни новых угроз и вызовов, среди них – разрыв между богатством и бедностью как внутри государств, так и в масштабах всего мира; ведь если афганскому крестьянину не на что жить, кроме как на гроши, получаемые от перекупщика опиумного мака, то это значит, что террористы и преступники различного толка будут и впредь иметь возможность манипулировать огромными финансовыми потоками. Поэтому мы приветствуем и поддерживаем усилия, которые сейчас предпринимаются в рамках ООН, в рамках «восьмерки» и других форумов с целью борьбы с бедностью, с бедностью, которая нередко толкает людей и на преступления.
Дорогие друзья!
Принципиально важно, чтобы взаимодействие наших стран в борьбе с терроризмом не осталось лишь эпизодом в истории российско-американских отношений, а стало началом долговременного партнерства и сотрудничества. Сегодня мы должны еще раз оглянуться на историю наших взаимоотношений. «История, – как говорил наш великий мыслитель, русский историк Василий Ключевский, – не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
После Второй мировой войны связи между нашими странами развивались по‑разному. Тем не менее в итоге мы достигли главного – наши страны перестали бояться друг друга. Это открыло возможность вместе освобождаться и от того, что десятилетиями наводило ужас на народы всего мира, – от арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Их нынешний количественный уровень совершенно не соответствует ни современной обстановке в мире, ни характеру современных угроз.
Я не сомневался в том, что в этом вопросе мы встретим понимание Соединенных Штатов, и сегодняшнее заявление Президента Джорджа Буша подтверждает этот факт. Вот почему Россия заявляет о готовности пойти на значительные сокращения стратегических вооружений, вот почему сегодня мы предлагаем радикальную программу дальнейших сокращений СНВ, по меньшей мере раза в три – до минимального уровня, необходимого для поддержания стратегического равновесия в мире. Нам больше не нужно пугать друг друга, чтобы договариваться. Безопасность создают не оружие и горы металла – ее создает политическая воля государств и лидеров этих государств.
Да, сегодня мир еще далек от того, чтобы международные отношения строились исключительно на доверии, к сожалению, поэтому так важно сегодня опираться на существующий фундамент договоров и соглашений в сфере разоружения и контроля над вооружениями.
* * *
Думаю также, что именно сейчас – благоприятный момент, чтобы в полной мере реализовать огромный потенциал сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами в урегулировании региональных конфликтов. Одно из проявлений этого потенциала – совместное участие России и США в поисках разрешения ближневосточного кризиса. Сейчас такого рода взаимодействие остро необходимо для достижения справедливого и долгосрочного внутриафганского урегулирования. Абсолютно уверен: перед лицом общих угроз и вызовов коспонсорство в региональных вопросах должно стать главенствующей формулой российско-американского сотрудничества.
Мы также должны понять, какая модель безопасности наиболее продуктивна для Европейского континента. Здесь нужна напряженная работа вместе с нашими европейскими партнерами, нужен новый уровень взаимодействия, который позволил бы совместно принимать решения.
Что касается отношений России и НАТО, то мы намерены идти по пути развития равноправного сотрудничества с этой организацией, идти, хочу особенно подчеркнуть это, настолько далеко, насколько к этому будет готов сам Североатлантический альянс и насколько он будет, конечно, способен учитывать законные интересы России.
Дамы и господа!
Сегодняшняя Россия – это быстро меняющаяся страна, которая бесповоротно сделала свой исторический выбор. Проблемы, которые мы решаем, – пути формирования зрелой демократической государственности и современной эффективной рыночной экономики. Сегодняшняя Россия – страна, интеграция которой в сообщество свободных, демократических стран стала уже необратимой.
У наших народов во многом разные судьбы. Долгие годы они шли разными дорогами. Но если окинуть взглядом два с лишним столетия наших отношений, то одно бросается в глаза сразу: на крутых поворотах истории, в так называемые моменты истины, когда на карту было поставлено подчас само существование наших государств, Россия и Америка всегда стояли вместе.
Они были вместе на заре американской независимости, когда – вспомним и об этом – русская императрица Екатерина II вежливо, но собственноручно и решительно отказала королю Георгу III в просьбе прислать русских солдат для участия в подавлении восстания в американских колониях.
Наши страны были вместе в эпоху освободительных реформ: в России в середине XIX века это совпало с эпохой Гражданской войны в США. И символично, что два великих государственных деятеля – император Александр II и президент Авраам Линкольн – примерно в одно и то же время отменили рабство в своих странах, и оба погибли, кстати говоря, от рук террористов. Символично и то, что Россия внесла свой финансовый вклад в создание статуи Свободы в Нью-Йорке, которая сейчас является символом свободы во всем мире. Наконец, наши народы были вместе во время Второй мировой войны.
Уверен, что и теперь, когда наша «судьба снова встречается с историей», мы будем не только партнерами, но вполне можем быть и друзьями. Нужно активно действовать, помня призыв героя известного романа Джека Лондона. «Время не ждет», – сказал он.
Благодарю за внимание.