В.Путин: Добрый день, уважаемые товарищи!
Цель нашего сегодняшнего совещания – обсудить текущие насущные проблемы, связанные с обеспечением военной безопасности страны. Вы знаете, что сейчас активно идет работа над бюджетом 2002 года, этим тоже обусловлена необходимость и целесообразность нашей встречи сегодня. Здесь не случайно находятся вновь назначенный Министр, он же старый и новый вице-премьер Илья Иосифович Клебанов и Министр финансов и вице-премьер Алексей Леонидович Кудрин. В этой части будем говорить особо о тех задачах, которые перед нами стоят, это вопросы, которые мы держим постоянно в поле зрения. И сегодня нужно еще раз определить, обговорить приоритеты, очертить круг проблем, которые нужно решать.
Как вы знаете, обстановка в мире меняется очень быстро. Коллективное противостояние международному терроризму имеет существенную военную составляющую. Здесь никому ничего не нужно объяснять в этом зале, все вы прекрасно это понимаете.
Все это обязывает нас с новых позиций посмотреть и на ход военной реформы, и на состояние технической оснащенности войск, и на саму военную организацию государства, не забывая при этом и социальные аспекты. В связи с этим предлагаю остановиться на следующих вопросах.
Первое – это содержание концептуальных и программных документов в области обороны. Речь идет об их адекватности современному развитию политической и военной обстановки в мире.
Полагаю, что мы должны с учетом сложившейся ситуации еще раз оценить наши приоритеты в военном строительстве. Принять во внимание, что далеко не все цели, поставленные в этих документах, были достигнуты. Думаю, что дело здесь не только в деньгах, хотя это крайне важно, но и в содержании самих программ. Давайте еще раз вернемся к этому, внимательно все посмотрим, в рабочем, спокойном режиме.
Второе – это собственно финансирование национальной обороны. Эти вопросы и сейчас являются самыми острыми. С одной стороны, средства на содержание Вооруженных Сил поступают гораздо более ритмично, в рамках, запланированных бюджетом, и в этом безусловная заслуга Правительства. Но еще остается проблемным другой, не менее важный участок. Речь идет о технической оснащенности современным оружием и военной техникой, и это притом что ведутся серьезные и успешные научные разработки, и уже есть новейшие образцы вооружений, фактически не имеющие аналогов в мире.
Конечно, перевооружение войск требует денег, это само собой разумеется, и необходимые средства мы обязаны изыскать. Решения должны быть найдены.
Теперь несколько слов по социальным аспектам. Мы много уже обсуждали проблемы льгот, денежного содержания. Несмотря на все предыдущие выводы и предложения, все‑таки экономический блок Министерства обороны пришел к выводу, что выделяемых ресурсов для ведомства недостаточно. Поэтому я некоторое время назад дал поручение Правительству, непосредственно Министерству финансов рассмотреть возможность увеличения финансирования Министерства обороны. Такое предложение депутатам Государственной Думы Правительство сделало в понедельник. Об этом Алексей Леонидович Кудрин доложит отдельно, мы обсудим и эти аспекты.
Мы не можем допустить также дальнейшего снижения уровня оперативной и боевой подготовки. Иначе армия может превратиться в военную школу, где хорошо и очень хорошо знают, как воевать, но воевать не умеют. Самый показательный пример, вам хорошо известный, это средний налет и среднее количество пребывания в море. Средний налет сегодня у летчиков не превышает 10 процентов от необходимой нормы. Наша государственная задача – коренным образом изменить ситуацию в этих вопросах.
Я хотел бы подчеркнуть, что те деньги, о которых я упомянул выше и которые будут направлены на финансирование Министерства обороны дополнительно, предусматриваются как раз прежде всего для повышения денежного содержания, и главным образом для этого.
В заключение краткого вступительного слова хочу еще раз подчеркнуть: избранный нами путь на повышение качественных показателей Вооруженных Сил стоит недешево, но идти по пути количественного роста – не только дороже, но и менее эффективно. Мы много раз именно в таком ключе обсуждали с вами проблемы Вооруженных Сил. Надеюсь, что так же предметно будем говорить и сегодня.
Спасибо.
* * *
Что бы хотел сказать в заключение?
Перевооружение войск, выполнение социальных обязательств перед военнослужащими, вообще вся военная реформа требует денег. Мы сейчас об этом очень активно и эмоционально говорили.
В связи с этим считаю необходимым сосредоточить внимание на следующем: первое – на главных, приоритетных направлениях развития Вооруженных Сил, не отвлекаться на вопросы второстепенного характера и не тратить деньги попусту и зря. Вся эта программа деятельности должна быть нацелена на будущее, должна быть устремлена в будущее: Россия должна иметь современные Вооруженные Силы.
Второе – это устранение параллельных структур в самом Министерстве обороны и во всей военной составляющей государства, мы об этом тоже много говорили. Хочу обратить внимание представителей Совбеза: нужно эту работу заканчивать быстрее. Как бы это болезненно ни было для всех других министерств и ведомств, там, где Министерство обороны в состоянии решать задачи, это должно быть возложено на Министерство обороны.
Нужно активнее переходить к унификации вооружений, военной техники. То, что создается и уже фактически создана Единая служба заказчика, – это шаг в правильном направлении.
Необходимо полностью исключить неэффективные затраты. В этой связи следует обратить внимание на эффективность нашего международного военного сотрудничества. Здесь, разумеется, требуется учет и других, в том числе политических, факторов, но общий критерий «эффективность–стоимость» должен работать и на этом направлении. Любые шаги в военной сфере должны сопровождаться наращиванием нашего сотрудничества в торгово-экономической сфере с этими государствами.
Освободившиеся финансовые ресурсы необходимо направить на модернизацию и перевооружение Вооруженных Сил, в том числе на увеличение возможностей космических средств, о чем только что говорил начальник Генерального штаба.
Как я уже говорил на совещании, после детального изучения вопроса было принято решение о выводе военного контингента с базы Камрань во Вьетнаме, и с 1 января следующего года, об этом доложил командующий ВМФ, мы приступим к реализации данного решения. Думаю, что планы коммерциализации соответствующей инфраструктуры вьетнамские коллеги проведут и без российских военнослужащих.
Кроме этого после глубокого всестороннего анализа ситуации и длительных переговоров с кубинскими партнерами признано целесообразным вывести радиоэлектронный центр с Кубы. Председатель Госсовета Кубы по этому вопросу проинформирован.
Хочу подчеркнуть сразу, что эти решения, разумеется, не означают ни в коем случае снижения уровня нашего взаимодействия с этими странами. Что касается Кубы, мы поддерживали и намерены поддерживать отношения по всем направлениям. Мы будем последовательно, как и раньше, выступать за полное снятие экономической блокады с Кубы, поддерживаем наши совместные усилия и общую позицию в деле борьбы с терроризмом.
Что касается Вьетнама, у нас разработана большая программа экономического сотрудничества и развития отношений в других направлениях, это все будет реализовываться.
Далее, по теме нашего сегодняшнего совещания. Необходимо дальнейшее совершенствование программы вооружений и ее безусловное выполнение, об этом Илья Иосифович Клебанов говорил сегодня. Нужно, чтобы Правительство неформально подошло к этим вопросам и в 2002 году. И так, как докладывал Алексей Леонидович Кудрин, чтобы мы наблюдали и были уверены в том, что безусловно будет наращиваться финансирование этой программы в последующие годы, причем финансирование существенное и увеличение существенное. В проект бюджета 2002 года необходимо внести изменения и предусмотреть дополнительные средства с целью повышения реального денежного содержания военнослужащих.
Думаю, что до окончательного решения по бюджету эти вопросы должны стать предметом дополнительного изучения в Совете Безопасности, в экономическом блоке Правительства с учетом того, что говорили выступавшие здесь и участвующие в совещании офицеры.
В заключение хочу поблагодарить Владимира Ивановича Куроедова, всех, кто принимал участие в подъеме АПЛ «Курск», за успешное проведение основного этапа работ. После окончания всей операции мы с основными участниками подъема «Курска» встретимся в Кремле.
Спасибо большое за участие. Всего доброго.