Вопрос: Как Вы расцениваете ситуацию в АПК, судя по тому, что Вы видели в Оренбурге? Насколько это далеко от идеала, от того, каким должно быть российское село?
В.Путин: Мы хорошо знаем о том, что проблем в сельском хозяйстве, в этом секторе экономике России, гораздо больше, чем того, чем мы могли бы похвастаться, хотя сейчас на президиуме Госсовета я и говорил об очень положительной динамике в сфере сбора зерновых. Начиная с 1998 года – 48 миллионов тонн, в 1999-м – это уже 55, 2000 год – 65 миллионов тонн, и вот в этом году у нас 82,5 миллиона тонн. Это очень хороший показатель в целом по стране.
В этом смысле и Оренбургская область – не из последних, здесь есть чем гордиться: 3,5 миллиона тонн было собрано в Оренбургской области. Это, конечно, хороший показатель. Я хочу поздравить всех, кто работает на селе. Это большой успех.
Вместе с тем следует обратить внимание, и мы сегодня очень подробно говорили об этом, на финансовое оздоровление отрасли. Правительство сделало уже ряд шагов в этом направлении. По всей видимости, этого недостаточно. И сегодня мы как раз договорились о том, что мною будут сформулированы поручения Правительству, в том числе и в сфере дальнейшего совершенствования механизма финансового оздоровления отрасли. Нужно, без всяких сомнений, поговорить и о материальном состоянии, об имущественных отношениях, аккуратно при этом подходить к вопросу о гражданском обороте земель сельскохозяйственного назначения. Об этом мы уже упоминали сегодня.
Одна из очень серьезных тем – социальные проблемы села: это прежде всего жилье, образование, культура, инфраструктура связи и транспорта. Все эти вопросы рассмотрены в подготовленной Правительством в общем виде Программе социального развития села. Она будет доработана в самое ближайшее время, и ее основные параметры должны найти отражение в бюджете 2003 года. Разумеется, социальные проблемы села не должны оставаться незамеченными и сейчас, но в таком крупномасштабном виде это должно найти отражение в бюджете 2003 года.
Если все это будет реализовываться, то мы постепенно будем приближаться к тому, чтобы этот сектор российской экономики претерпел определенные, нужного плана и качества, структурные изменения, и, самое главное, чтобы и страна чувствовала отдачу от этого сектора, и люди, которые работают на земле, стали жить лучше.
Вопрос: Что будем делать с рекордным урожаем, который собрали в этом году?
В.Путин: Действительно, такое положение сложилось, что мы должны задуматься и о том, что нам делать с урожаем, как нам поступить. Вы, наверное, знаете о том, что Правительство приняло решение выделить определенные денежные средства для закупок и для создания резерва.
Должен сразу сказать, что в прошлые годы об этом не говорили, но результаты этого года позволят нам пополнить и государственные резервы, чтобы стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке страны на будущие годы, позволят создать определенный экспортный потенциал. И, самое главное, это должно позволить нам перейти к рыночным способам регулирования цен, с тем, чтобы держать их на определенном уровне – не дать возможность либо низко упасть, либо резко подскочить вверх. Для создания этого механизма Правительство выделило уже несколько миллиардов рублей.
Сегодня на совещании с членами президиума Госсовета мы пришли к выводу, что этих денег недостаточно. Я сейчас не буду называть суммы, потому что Правительство должно само определить свои возможности и скорректировать, но какая‑то корректировка в этом плане нужна. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшние результаты, результаты этого года, создали бы предпосылки для стабильного развития сельскохозяйственного сектора страны и на будущее.
Вопрос: Нынешний рекордный урожай стал во многом возможен благодаря стабильным ценам на горюче-смазочные материалы. Будет ли сделано что‑то для того, чтобы эти цены оставались стабильными и в будущем году?
В.Путин: Да, Вы затронули очень любопытный вопрос, потому что кроме чисто экономической составляющей здесь потребовалось и улучшение администрирования. Думаю, что Правительству действительно в этом году удалось много сделать, и этой проблеме мы будем уделять должное внимание. Этот сектор может стабильно работать эффективно, с прибылью. Важно только, чтобы механизмы действовали такие, чтобы эта прибыль не срезалась поставщиками, в том числе и поставщиками горюче-смазочных материалов.
Надеюсь на то, что такие же формы и такой же результат будут обеспечены и в следующем году. Во всяком случае, Правительство должно будет за этим следить.
Вопрос: Некоторое время назад Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что Вы не удовлетворены теми данными, которые предоставила украинская сторона по поводу обстоятельств, связанных с гибелью российского самолета «Ту-154». Не могли бы Вы прокомментировать это?
В.Путин: Мы говорили с Президентом Украины, что к работе комиссии будут подключены украинские эксперты. Насколько мне известно, они должны уже прибыть к месту работы этой комиссии в Сочи. Разумеется, окончательный вывод могут сделать только специалисты. Поэтому не хочу подливать масла в огонь, тем более разжигать какой‑то костер недоверия в отношении наших украинских партнеров. У нас нет сомнений в объективности предъявленных нам документов, но специалисты не удовлетворились их объемом, качеством. Поэтому мы получим дополнительные сведения и вместе с украинскими специалистами сделаем окончательный вывод.
Единственное, что я могу вам сказать, так это то, что ни у кого не должно быть сомнения в том, что мы сделаем все возможное для того, чтобы истинные причины были выявлены и предъявлены, в том числе общественности.
То же самое касается и трагедии, которая произошла с подводной лодкой «Курск». Вы знаете, что закончился ее подъем. Надеюсь, что операция по доставке ее в док пройдет успешно. Первыми, кто зайдет на борт лодки, будут следователи Генеральной прокуратуры и медики. Поэтому и в этом случае мы сделаем все, что от нас зависит, для того, чтобы выявить и предъявить общественности, повторяю, истинные причины трагедии.