В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего хочу поблагодарить Федерального канцлера за приглашение посетить Германию.
Действительно, Германия является одним из основных наших партнеров. Кроме того, в нашем большом договоре специально есть статья, предусматривающая консультации на случай обострения международной ситуации. Мы воспользовались этими статьями большого договора и, конечно, начали сегодня нашу встречу с обсуждения ситуации, которая сложилась после трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Здесь я с канцлером полностью согласен. Мы говорили о том, что терроризму должен быть противопоставлен системный и результативный отпор.
Говорил много раз и могу повторить, с террористами нигде и никогда нельзя заигрывать, да еще их умиротворять. Я бы вспомнил и то, о чем говорил Джордж Буш: прежде всего нам нужно сконцентрировать свои усилия на пресечении источников финансирования терроризма. Террористы должны почувствовать себя в полной политической и идеологической изоляции. Должен сказать, что такую позицию разделяют практически все ведущие страны мира. Я проинформировал канцлера о наших контактах с руководством Китайской Народной Республики. Мы здесь сотрудничаем в рамках так называемой Шанхайской организации сотрудничества, где тоже создана структура, которая призвана противодействовать террору. Но, думаю, правильно будет, если мы уделим внимание в ходе сегодняшних и завтрашних встреч двусторонним отношениям.
Мы говорили о наших приоритетах и будем говорить в ходе предстоящих встреч о приоритетах в политической, экономической и гуманитарной сферах. Мы выявляли проблемы, которые нам мешают активно развивать сотрудничество, и будем над этим работать.
Во многом определяющая тема – это весь комплекс торгово-экономических связей. Я думаю, что будет правильно, если особое внимание будет уделено и развитию хозяйственных связей России с предприятиями восточной части Германии.
Должен сказать, что, к сожалению, на некоторых направлениях, которые мы считаем приоритетными, особенно когда выбираем какие‑то крупные проекты, объявляем о поддержке с двух сторон, не все так развивается, как нам бы хотелось, а в тех сферах, которым мы, может быть, не уделяем достаточно внимания, развитие тем не менее идет достаточно эффективно.
Одна из таких областей – это сфера высоких технологий, сфера связи, информатизации, научных исследований и всего, что с этим связано. Здесь есть неплохие результаты. Есть хорошее, большое поле для масштабных и по‑настоящему прорывных проектов.
В последние месяцы заметно расширились контакты по линии многих наших министерств и ведомств, включая военные ведомства. Я бы упомянул о договоренности министров обороны провести в 2002 году на территории России и ФРГ совместные миротворческие учения.
Органичной частью российско-германского партнерства всегда было сотрудничество в гуманитарной сфере. В 2002–2003 годах поочередно состоятся в ФРГ и Российской Федерации дни культуры России и соответственно Германии.
Будущей весной впервые пройдет совместная олимпиада русского и немецкого языков. Мы с Федеральным канцлером считаем, что самой активной поддержки со стороны официальных государственных органов заслуживают инициативы общественности, в том числе и деятельность форума «Петербургский диалог», который возник недавно.
Вопрос: Говорили ли Вы с канцлером о более подробном или более глубоком взаимодействии в борьбе с терроризмом?
В.Путин: Вы знаете, что мне нравится в наших контактах с немецкими партнерами? С руководством Германии, с канцлером нет необходимости говорить о проблемах в общем и целом, вокруг да около, как говорят в России. У нас всегда обсуждения носят предельно конкретный характер. И сегодня должен сказать, что я еще раз в этом убедился. Господин канцлер проявил реальную озабоченность тем, что произошло, и мы искали вместе ответ на вопрос, как сделать так, чтобы обезопасить наше население от возможных ударов и объединить усилия в борьбе с террором.
Мы получили достаточно ясный сигнал о готовности к расширению этой совместной работы. У нас есть конкретные идеи по практической организации этой деятельности, и я не сомневаюсь, что мы их реализуем.
Вопрос: Вы, господин Президент, открыли ваше воздушное пространство для американских самолетов, чтобы они смогли садиться на Украине и в других государствах. Включает ли это возможность для посадки германских самолетов, если такая необходимость возникнет?
В.Путин: Если такие запросы от немецкой стороны поступят, мы их рассмотрим.