В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Наше совещание проходит не случайно в Набережных Челнах. Когда Минтимер Шарипович Шаймиев сказал, что одна крыша на этих цехах – 40 гектаров, да еще эти все гектары наполнены оборудованием, наполнены людьми, наполнены технологиями, и, главное, результат очевиден, это, конечно, впечатляет. И это действительно так.
Но не первый год КамАЗ переживает значительное количество проблем. Его одолевают проблемы непростые, так же как и всю отрасль.
Думаю, что в этом зале нет необходимости рассказывать, что в нынешних условиях российской экономики машиностроение, действительно, должно быть ключевой отраслью. Вернуться к этому нужно. Для нас, то есть для членов Правительства и для меня лично, встречи подобного рода, совещания подобного рода крайне важны.
Нужно время от времени сверять часы с людьми, которые непосредственно работают на производстве. Не случайно сегодня у нас и Председатель Центрального Банка Виктор Владимирович Геращенко здесь находится, и представители наших ведущих финансовых структур – Сбербанка, Внешэкономбанка, руководители Министерства финансов.
Поэтому в ходе дискуссии я прошу вас говорить конкретно по интересующим вас проблемам. Если вопросы будут к нам, мы тоже будем готовы на них ответить. Я сделаю сообщение в самых общих чертах. Затем хотелось бы перейти на менее формальное общение.
Конечно, нам нельзя жить только сегодняшним днем. Необходимо развивать и высокие технологии, и интеллектуальные ресурсы, и современный кадровый потенциал, сохранить кадры. Собственно, думая о том, каким будет в новом веке промышленный облик государства, его лицо, его позиция в мире, нужно осуществлять всю нашу деятельность.
И конечно, государственная власть обязана иметь качественно иную стратегию в промышленности, равно как и придерживаться современных подходов при поддержке отечественного производителя. То, что без поддержки отечественного производителя ничего не может быть, – тоже отдельная тема. Здесь все что угодно можно говорить, какие угодно можно либеральные идеи озвучивать, тем не менее типичная для всего мира практика – поддержка отечественного производителя – должна быть, очевидно, и у нас.
Некоторые шаги в этом направлении уже были предприняты, и неплохие результаты были достигнуты. Экономика страны несколько выравнивается, пошла в рост. Мы доказали, в первую очередь – самим себе, что Россия имеет большие возможности для экономического развития. Главное, мы поверили в свои собственные силы, в то, что мы можем добиваться успеха, опираясь на внутренние резервы страны.
Многолетний спад производства и в машиностроении сменился ростом. За последний год – почти на 16 процентов в среднем по отрасли. Это вдвое превышает показатели в целом по промышленности, заметно, более чем на 7 процентов по сравнению с предкризисным 1997 годом. Я хочу обратить ваше внимание на то, что этот показатель вычисляется не только исходя из сложившегося кризиса. Это превышение показателей 1997 года.
Продукция российского машиностроения стала востребована на рынке. Как внутри страны, так и за ее пределами достигнуты определенные результаты. Сегодня есть база для качественного обновления отрасли. Но мы хорошо понимаем и знаем, что наше производство очень далеко от современных требований, от уровня других стран. Причем это видно даже в количественном отношении. Там доля машиностроения, как правило, более трети от общего объема промышленной продукции, а в сегодняшней России – это всего 19 процентов.
В принципе о чем нужно думать? О темпах роста. И как фантастически сегодня это ни звучит, в целом наша промышленность может расти динамичнее, быстрее, чем на Западе. Для этого, на наш взгляд, есть все необходимое. И главное здесь не то, что сегодня наблюдается огромный внутренний спрос на продукцию машиностроения. Я не случайно сказал о темпах роста.
Усредненные темпы роста будут недостаточны для того, чтобы выдержать конкуренцию. Что здесь мешает? Я сейчас не буду говорить о крупномасштабных вещах, хотя и скажу два слова о промышленной политике Правительства. Но есть застарелые, как бы сугубо российские причины, в том числе – халатность, нерасторопность и бюрократизм.
Свежий пример. Минэкономики до сих пор не подготовило перечень технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов, на которые распространяются льготы по уплате НДС в соответствии с подписанным еще 2 января федеральным законом.
Льготы – это не генеральный путь развития экономики, в том числе и машиностроительной отрасли. В целом мы должны будем уходить от этого. Я думаю, что мы должны понимать, что наша экономика должна быть встроена в мировую систему. Но если такое решение принято, оно должно исполняться. Вообще, все решения должны исполняться. Их надлежит взвешивать на стадии подготовки. Но если приняты – должны исполняться, потому что рынок соответствующим образом реагирует. Решение принято – все ждут исполнения.
Несколько слов о других неотложных вопросах. Сегодня парк техники в стране более чем на 80 процентов оснащен устаревшими машинами и оборудованием. Средняя степень износа – более 70 процентов – огромная проблема для отрасли и для всей экономики. Тенденция экономического роста еще не стала необратимой, к сожалению. Вот то, о чем я сказал вначале, – это факт. Но все‑таки чувство тревоги не уходит, чувство стагнации какой‑то еще остается. Если мы сбавим темп, который и так сегодня далеко не самый быстрый, – снова окажемся в проблемах.
Только за 1999 год объем импорта машин и оборудования сократился на 36 процентов. Но я бы это не относил к абсолютным плюсам.
Между тем улучшилось финансовое положение целой группы отраслей, которые потенциально могут стать крупными потребителями продукции машиностроения, – это химия, нефтедобыча, транспорт, связь, строительство и пищевая промышленность. Так что внутренний рынок вполне может востребовать продукцию отрасли.
Правительством Российской Федерации совместно с регионами приняты меры по поддержке агропромышленного сектора и вообще аграрного сектора. На это тоже хотел бы обратить внимание, может быть, даже хотел бы обратить особое внимание.
Уже в прошлом году это позволило повысить спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения в 1,6 раза. Все эти факты создают благоприятные условия, как я уже сказал, для развития отрасли. Теперь нужны активные действия и предприятий, и государства, что, на наш взгляд, необходимо сделать в ближайшее время.
В первую очередь повысить конкурентоспособность продукции, улучшить ее качественные характеристики. Для этого активнее внедрять новые технологии. Эта задача стояла перед машиностроением, конечно, всегда. Но сегодня это особенно актуально, потому что совсем закрыть рынок мы не можем. Мы будем гибко проводить и таможенную, и налоговую политику, чтобы поддерживать своего внутреннего производителя. Но мы не собираемся делать закрытой экономику. Поэтому качество должно быть обеспечено. Иначе не будут покупать.
Я поездил по сельскохозяйственным регионам, они показывают наш комбайн, а рядом стоит импортный. Я дальше ничего комментировать не буду. Несмотря на цену – не берут, несмотря на дешевизну нашего оборудования – не берут.
А гражданское машиностроение располагает хорошей научно-исследовательской базой. Это пять научных центров и 330 различных научных организаций. Открыт доступ и к экономическому потенциалу ВПК. Но все эти возможности используются пока слабовато.
Необходимо внедрять на предприятиях международные стандарты качества. Без этого не выйти нам на внешний рынок, да и на внутреннем будут те проблемы, о которых я только что упомянул.
Здесь наши успехи пока скромные. Всего три автозавода и лишь одно из 173 предприятий сельскохозяйственного машиностроения внедрили эти системы качества. Такая же картина и по другим предприятиям. А пока аграрии, например, предпочитают зарубежную технику.
Очевидно, что при росте доходов предприятий и населения именно качество будет определять спрос на внутреннем рынке. А ценовой фактор при всей его важности начнет отходить на второе место. Так почти везде.
Хочу повторить: у нас есть очень короткий срок, чтобы исправить положение. И я думаю, что нам понятно: если не займемся всерьез сертификацией продукции, технологической дисциплиной, внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий – завтра конкуренты «сожрут». Окончательно «подомнут». «Передышки», которую нам дал кризис 98-го года, уже не будет, да и зачем нам такая «передышка»? Мы должны стремиться к стабилизации экономики в целом. А если будет стабилизация – не будет подобных «передышек».
Конечно, это требует инициативы и значительных финансовых затрат, в первую очередь предприятий. Государство готово здесь внести свою лепту.
Здесь несколько направлений для работы.
Первое – создание благоприятного инвестиционного климата. В течение многих лет наша экономика была похожа на экономику временщиков. С такой экономикой серьезные инвесторы дело иметь не будут. Поэтому мы, привлекая инвесторов, должны доказывать делом, что российские предприятия имеют долгосрочную перспективу роста.
Хочу сразу же здесь отвлечься от текста, все здесь взаимосвязано. Если мы хотим, чтобы мы были инвестиционно привлекательными, мы должны создавать условия, равные для всех. Очень важно. Это создает конкурентную среду, но это накладывает определенные обязательства и ставит под определенное напряжение внутреннего производителя.
Успешной реализации многих проектов часто мешает сложная процедура принятия решений. Будем более решительно убирать лишние бюрократические барьеры.
Хочу доложить, что Правительству дано указание упростить процедуру принятия решений по поддержке государством крупных инвестиционных проектов в автомобильной промышленности.
Во‑вторых, намерены провести переговоры о привлечении средств международных финансовых организаций, а также отечественного банковского сообщества в машиностроение. Особенно это касается российских банков с государственным участием. Тут есть определенные рычаги воздействия, и мы будем активнее их использовать.
Надо сказать, что по некоторым схемам, по схемам лизинга, например, Центральный банк уже с крупнейшими банками страны выработал определенный подход. Я сейчас говорю о лизинге в области авиастроения. Уверен, что можно такие же схемы постепенно использовать и в других отраслях.
В‑третьих, мы должны следовать правилу: средства из бюджета использовать для закупки товаров и услуг отечественного производства. Будем всемерно к этому подталкивать. Руки мы выкручивать никому не будем. Это будет неправильно. Но создавать соответствующие условия мы будем.
В‑четвертых, государство должно помочь в создании справочной системы, которая обеспечит продвижение отечественной продукции на рынок. Я имею в виду информационно-справочную базу, организацию ярмарок, выставок, вообще инфраструктуру рынка. Покупатель предпочитает товар импортного производства в том числе и потому, что ничего не знает о качественном товаре, выпускаемом на российском рынке, на российских заводах.
Следующее. Необходима серьезная работа по совершенствованию законодательства. Так, можно было бы принять специальный акт, обязывающий предприятия, купившие зарубежный товар, при наличии в стране отечественного аналога, частично компенсировать потери отечественного производителя.
Нужно очень внимательно относиться к таким нововведениям и к тому, что я сейчас сказал. Ни в коем случае нельзя подрывать рынок.
Я уже заранее предвижу определенные упреки со стороны экономистов либерального толка. Уверен, что и некоторые мои коллеги, здесь сидящие, подвергнут сомнению высказывания подобного рода. Но должен сказать, что в Соединенных Штатах Америки такой закон действует. А это страна с самым либеральным законодательством.
В‑шестых, должен осуществляться активный выход на внешний рынок. Здесь необходимы активные совместные действия предприятий и государства. Наш производитель должен всегда чувствовать за спиной мощную силу государства и поддержку.
Минторгу, Министерству иностранных дел и Минэкономики нужно активно помогать нашим промышленным предприятиям, работающим на внешнем рынке. Это касается не только машиностроения. Мы с правительственными ведомствами, министерствами много обсуждали эту тему. Это будет касаться в том числе и машиностроения.
Особенно это касается рынка развивающихся стран. Здесь у нас были завоеваны хорошие плацдармы, хорошие позиции. Вопрос в том, чтобы их не растерять.
На последнем заседании Правительства мы обсуждали положение дел во внешнеэкономической деятельности. Здесь главная проблема хорошо известна – крайне неудовлетворительное соотношение экспорта и импорта. Эти диспропорции – яркое свидетельство неконкурентоспособности нашей промышленности, в том числе машиностроения. 40 процентов валютных поступлений идет в бюджет от ТЭКа.
За последний год доля машин, оборудования и транспортных средств в нашем экспорте еще больше снизилась и составляет немногим более 10 процентов.
В современных условиях эффективное производство могут обеспечить только крупные интегрированные структуры, способные объединить всю технологическую цепь – от разработки до производства. А я бы вообще продолжил дальше – до реализации. На самом деле от разработки до реализации. Наши конкуренты уже давно продвинулись в этом направлении, и мы здесь рискуем отстать. Уже отстаем.
В заключение о проблеме, которую тоже считаю очень важной. Предприятиям нужны эффективные собственники. Собственники, которые не высасывают из производства последние ресурсы, а думают о будущем. И в процессе тех преобразований, которые произошли в последнее время, нам стало ясно, что это одна из первейших проблем.
Когда мы с Президентом Татарстана обсуждали проблемы и вашей отрасли, и некоторых других отраслей, и конкретных предприятий, Минтимер Шарипович прямо привел примеры: поменяли руководителя, поменяли собственника, и очень многое изменилось. Но за этим должно следить в том числе и государство, применяя рыночные инструменты. Они есть, ими только надо правильно воспользоваться, исходя из государственных интересов.
Мы сделаем все для того, чтобы появившийся в руках государства инструментарий, касающийся обновления, банкротства и так далее, использовался не в конкурентной борьбе, а в интересах экономики. Для этого мы, конечно, должны будем многое сделать, в том числе – поставить всех в равные условия и бороться с коррупцией. И делать это будем настойчиво.
Спасибо вам большое за внимание.