В.Путин: Уважаемый господин Вулфенсон!
Дорогие коллеги, друзья, добрый день!
Наша встреча проходит в дни проведения международной конференции по проблемам правосудия. Прежде всего хотел бы поблагодарить президента Всемирного банка и Ваших коллег, уважаемый господин Вулфенсон, за тот вклад, который вы внесли в организацию самой конференции и сегодняшней встречи.
Знаю, что в конференции принимают участие самые авторитетные представители международного юридического сообщества, ученые, политики.
Полагаю, что столь широкий состав, сам формат обсуждения позволят проанализировать проблемы судебной власти в России, международной судебной власти во всей полноте.
В том числе такие базовые темы, как обеспечение права граждан на судебную защиту, общие подходы к формированию действенной системы правосудия, комплектование судейского корпуса и так далее.
Вопросы, связанные с работой судебной системы, всегда вызывают повышенный общественный интерес.
Судебная реформа в России является сегодня нашим важнейшим политическим приоритетом, стратегической задачей, над выполнением которой мы сейчас самым активным образом работаем.
Независимый и беспристрастный суд – это правовая защищенность граждан. Это фундаментальное условие развития здоровой, конкурентоспособной экономики. Наконец, это уважение к самому государству, вера в силу права и в силу справедливости.
Изучение и обобщение международной правовой практики – один из способов объективно проанализировать и сильные, и слабые стороны собственной законодательной судебной системы. За последние десять лет у нас, в России, накоплен значительный опыт правовых преобразований. Конечно, при масштабном судебном и правовом строительстве неизбежны определенные просчеты. Поэтому нам сейчас исключительно важно осмыслить пройденный путь, внести необходимые коррективы. Избавиться, что называется, от проблем роста.
Мы сталкиваемся и с вопросами, актуальными для государств с уже устоявшимися правовыми и судебными системами.
Среди них – независимость и объективность суда, доступность правосудия, прежде всего доступность для граждан, оказание правовой помощи гражданам, контроль за исполнением судебных решений.
Эффективному решению этих задач должна помочь тесная международная правовая кооперация. Именно на это нацелена и ваша конференция. О необходимости работы которой в России мы с господином Вулфенсоном говорили где‑то еще полгода тому назад.
Я хочу вас всех поблагодарить за то, что вы нашли возможность приехать в Россию, и хочу пожелать успеха.
Спасибо большое за внимание!
***
В.Путин (ответ на вопрос о смертной казни, ее применении или неприменении в России): Вы знаете, что Россия присоединилась к соответствующему протоколу. Это, по‑моему, шестой протокол Европейской конвенции по правам человека, который запрещает применение смертной казни в качестве меры уголовного преследования в мирное время.
Сегодняшние опросы общественного мнения в стране показывают, что подавляющее большинство опрошенных выступают за возврат этой меры наказания, как у нас раньше говорили, исключительной либо высшей меры наказания. И должен вам сказать, что я этих людей понимаю. Понимаю, потому что страна наша находится на очень сложном этапе своего развития. Можно сказать, на переломном этапе развития.
Многие моральные ценности старого периода времени утрачены, а новые довольно медленно занимают свое место в душах и сердцах людей. Кроме того, Россия стала жертвой нападения со стороны банд международных террористов. Очень многие наши граждане погибли от рук этих бандитов. Когда смотришь на это, то хочется не только сделать все для того, чтобы добиться изобличения, поимки преступников и предания их суду.
Я не побоюсь и не постесняюсь в этой аудитории сказать, иногда кажется, что своими бы руками их задушил. Но это, конечно, все только эмоции.
Как человек с базовым юридическим образованием, полученным в стенах Петербургского университета, я прекрасно знаю и уверен, это знает любой юрист, тем более любой, присутствующий здесь в зале: ужесточение наказания само по себе к искоренению преступности не ведет, к сожалению, как бы нам этого ни хотелось. Это было бы очень простым решением, но это, к сожалению, не так.
Мы с вами хорошо знаем, что в некоторых странах в разное время, даже за очень незначительные правонарушения, скажем, за карманные кражи, назначалась смертная казнь, причем публичная. И больше всего карманных краж совершалось как раз на площадях во время этих публичных казней. Потому что условия были благоприятные, толпы людей собирались.
Если правильным является тезис, согласно которому мы больше всего страдаем от того зла, которое находится внутри нас самих, то можно сказать, что, ужесточая наказание (а смертная казнь, по сути, наказанием не является, она является скорее местью со стороны государства), государство не устраняет жестокость, а только порождает его вновь и вновь. Государство не должно присваивать себе право, которое может принадлежать только Всевышнему, лишать человека жизни. Поэтому могу вам твердо сказать: я против восстановления в России смертной казни.
Вопрос: Поддерживает ли население России проводимые Вами реформы?
В.Путин: Правительству надо достаточно ясно, понятно донести до общественности необходимость внедрения новых инструментов в мире законов, прежде всего в сфере экономики. На сегодняшний день, я уверен, мы на правильном пути.
Каждый российский гражданин хочет жить в эффективно развивающейся стране. И подавляющее большинство граждан понимает, что это не может быть достигнуто без модернизации экономики, социальной сферы и судебной системы.
В этой связи уже говорил о тех мерах, которые нами принимаются, но и это еще не все. Мы запланировали и осуществляем в настоящее время подготовку, будем проводить преобразования, скажем, в сфере пенсионного обеспечения. Только что прошли дебаты в парламенте, и принят в первом чтении новый Кодекс законов о труде. Старый кодекс, еще 1972 года, как мы с вами понимаем, был принят в условиях плановой экономики, когда работодателем был один субъект – государство. И естественно, что государство должно было нести ответственность за все, хотя и не имело никакой возможности это сделать. Это была только пропаганда.
На самом деле в современных условиях, когда работодателей много, когда появился частный сектор, и он активно развивается, государство должно занять несколько другую позицию. Там, где оно выступает работодателем, оно должно быть ответственно перед работником, а там, где оно может выступать арбитром, оно должно выполнять эти функции. То есть должны быть произведены системные изменения в этой сфере.
Разумеется, все это проходит непросто. Разумеется, все это выливается в определенные дебаты, в том числе и достаточно жаркие. Слава богу, и это тоже признак зрелости нашего общества, все эти споры у нас ограничиваются парламентом. И, на мой взгляд, это самое главное и самое основное проявление зрелости российского общества, которое стало значительно стабильнее, стало прогнозируемым. И поэтому у меня лично позитивные ожидания.
Я бы еще добавил в ответе на ваш вопрос следующее: мы, когда планировали преобразования, еще полтора года назад, пришли к выводу, что нам необходимо основную тяжесть работы сосредоточить в сфере экономики и в социальной сфере. Но это невозможно будет сделать, если не укрепить властные полномочия в Федерации, если не заняться совершенствованием самого механизма принятия решений. И поэтому на первом этапе, еще в прошлом году, основное внимание было уделено созданию так называемой вертикали власти, а по сути дела, укреплению государственности. Это было связано с решениями в области формирования по другим принципам верхней палаты парламента, идеей федеральных округов и так далее.
После того как эта задача была решена, в этом году мы перешли к решению вопросов по существу. Я только некоторые из них назову, и это будет примерная картина того, что происходит в России. Причем хочу отметить, что делаем мы это не потому, что нам не терпится, а потому, что жизнь и практика показывают, что заниматься одной реформой в отрыве от другой малоэффективно, а может быть, и невозможно.
Поэтому сегодня мы продолжаем активно налоговую реформу, о чем я уже говорил. Мы не только перешли к самой низкой ставке налога на прибыль – 24 процента, самой низкой в Европе. Но мы одновременно приняли решение о ликвидации всех льгот.
Вам, как президенту Всемирного банка, понятно, мы с Вами не раз об этом говорили, – это движение в направлении создания прозрачной, цивилизованной экономики. Мы активно работаем параллельно над тем вопросом, над той проблемой, которая является в том числе и предметом обсуждения на сегодняшней конференции, – это судебная реформа, огромный комплекс вопросов, связанный с совершенствованием судебной системы. Повторяю, рассматриваем это как одну из базовых задач как в сфере экономики, так и в сфере укрепления государства.
Наконец, мы подготовили и начали реформу в военном деле. Военная реформа потребует значительных усилий со стороны административного аппарата, со стороны парламента и значительных финансовых вливаний. Мы хотим, чтобы наша армия была компактной, эффективной, нацеленной на решение национальных задач, по обеспечению национальной безопасности прежде всего.
Затем земельная реформа, о которой я уже говорил. И в первом чтении Земельный кодекс у нас уже принят.
Таможенная реформа. Продолжаем совершенствование таможенной системы. Очень много в этом отношении сделано, эффект весьма положительный, даже результат больше, чем мы ожидали. Мы будем продолжать действовать в этом направлении.
Упоминавшийся уже Кодекс законов о труде, особый разговор о нем. Эта работа продолжается, уже в парламенте идут чтения этого документа, задев структурные преобразования крупнейших российских монополий. Вы знаете об этом тоже, РАО ЕЭС, «Газпром», Министерство путей сообщения и некоторые другие.
Совершенствование банковской системы. Важнейшее направление нашей деятельности, мы здесь только в начале пути, но непосредственно с руководством Центрального банка мы постоянно поддерживаем эту дискуссию и соответствующие мероприятия. Здесь мы должны действовать предельно аккуратно, предельно точно, но тем не менее будем по этому направлению тоже двигаться.
Повторяю, все это взаимосвязано между собой, одно из направлений деятельности, это, скажем, жилищно-коммунальная реформа. Эта та сфера деятельности, которая вообще практически является нетронутой до сих пор с советских времен. Она представляет собой, по сути дела, «осколок» старой советской системы, достаточно архаичной и абсолютно неэффективной, где местные монополии пожирают огромное количество государственных ресурсов и работают неэффективно. Граждане недовольны, предоставляемые услуги являются некачественными и вызывают справедливые нарекания населения. Для того чтобы сделать эту систему эффективной, мы приходим к помощи непосредственно гражданам, потому что сегодня средний российский гражданин не может оплатить стоимость этих услуг. Мы будем оказывать поддержку, планируем, во всяком случае, оказывать поддержку не этим монополиям, а непосредственно гражданам.
Для того чтобы это сделать, мы переходим, в том числе и для этого, к проведению пенсионной реформы. Повторяю: одно вытекает из другого. Вот по этому очень широкому кругу мы постоянно работаем.
Я уже несколько раз публично говорил, в этом кругу готов повторить: если бы одна либо две меры подобного рода были бы задуманы и осуществлены в любой другой стране за время функционирования избранного главы государства или правительства, это считалось бы неплохим результатом.
У нас, как вы видите, этих мер значительно больше. Я уже перечислил восемь, а на самом деле их еще больше. Но практика показывает: если мы хотим быть эффективными, если мы хотим, чтобы это все функционировало, нужно двигаться широким фронтом.
***
Вы упомянули об одной из самых главных проблем современности – о борьбе с бедностью. Всемирный банк много делает для этого, мы с вами многократно обсуждали эту тему. К сожалению, развитые страны, которые ставят перед собой эти задачи, не справляются с этой проблемой. Это факт: бедность растет. И растет в связи с этим взрывной потенциал. Причем он проявляется в разных регионах мира. Ключом к решению многих проблем является как раз борьба с бедностью. Я с вами абсолютно согласен, и, для того чтобы решить эти проблемы, в том числе и в России, а в России такая проблема тоже есть, мы и планируем все те меры, о которых я только что упомянул.
Мы очень рассчитываем на то, что и судебная реформа, которая в нашей стране запланирована, будет осуществлена обязательно, существенным образом, положительным образом отразится на тех преобразованиях, которые мы планируем.
Мне бы очень хотелось, чтобы и наша сегодняшняя встреча, и встреча, которая началась еще сегодня утром, будет продолжаться между профессионалами, чтобы это не было только эпизодом. Я очень рассчитываю, что Российская Федерация в сфере сотрудничества в области правоохранительных органов, судебных инстанций и так далее будет теснее и теснее сотрудничать с европейскими странами, со странами Американского континента. Нам есть что рассказать, Россия не вчера родилась. Да, новая Россия после крушения Советского Союза насчитывает не больше десяти лет, но российская судебная система существует столетия. И это тоже наша база, и мы тоже вправе гордиться этой базой и опираться на нее. Повторяю: нашим специалистам есть о чем говорить со своими коллегами. И не сомневаюсь в том, что в их лице вы найдете не только приятных, но и очень полезных собеседников.
Хочу вас поблагодарить. Большое вам спасибо!