Вопрос: Какие первоначальные договоренности о конкретных механизмах сотрудничества в рамках Шанхайской организации достигнуты со странами-участницами? Каким образом предполагается поддерживать это сотрудничество?
В.Путин: Прежде всего, конечно, это механизм консультаций: и на высоком уровне, и на уровне специалистов, экспертов. Он уже отработан, и будет продолжено использование этого механизма, но с учетом того, что организация становится многопрофильной и будет заниматься не только проблемами региональной безопасности, но и сотрудничеством в самом широком смысле этого слова. Появляются, конечно, и другие механизмы. Это прежде всего совместная работа различных ведомств, министерств всех стран-участниц. И старт этому процессу должны дать премьер-министры стран – участниц этой организации, которые соберутся в Алма-Ате осенью этого года. По инициативе китайской стороны в ближайшее время в Китае должна пройти встреча министров культуры.
Вот по этому направлению мы и будем двигаться. Кроме того, как вы знаете, есть идея создания некоторых постоянно действующих органов – и в целях безопасности, и в целях многопланового сотрудничества.
Вопрос: А что за договор вы собираетесь подписать с Председателем КНР во время его визита в Москву?
В.Путин: Я уже говорил о том, что такого договора, который сейчас планируется к подписанию между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, у нас не было уже двадцать лет. Именно двадцать лет назад прекратил свое существование договор о дружбе между бывшим СССР и КНР. Поэтому договор, который мы планируем подписать в рамках визита Председателя КНР в Москву, в июле этого года, будет, безусловно, базовым договором в отношениях между двумя государствами. И там будут зафиксированы основополагающие принципы наших отношений. Я думаю, что тогда, когда документ окончательно созреет, мы все о нем узнаем.
Сейчас могу только сказать, что, разумеется, он будет базироваться на тех же принципах, на которых строится Организация Объединенных Наций, но, разумеется, в основу будут заложены и специфические вопросы, связанные с развитием отношений между Китаем и Российской Федерацией как между партнерами и соседями. У нас очень много взаимных интересов, как вы знаете, и они должны быть учтены в этом документе. Сейчас эксперты как раз над этим работают.
Что же касается других вопросов, то могу сказать, что мы подробно обсуждали и экономические проблемы, и проблемы двусторонних отношений в других сферах. Говорили и о координации наших усилий на международной арене, прежде всего в Центральной Азии, в Азии вообще. Договорились о проведении дополнительных консультаций между министрами иностранных дел, вот только сейчас мы с Председателем КНР об этом говорили подробно и дали соответствующие поручения министрам иностранных дел. Если вы обратили внимание, во время пресс-конференции Игорь Сергеевич Иванов подошел ко мне, и мы договорились о том, что они в ближайшее время продолжат консультации по ряду конкретных вопросов.
Дополнительно можно сказать, что, как вы знаете, Россия проводит и намерена проводить конструктивную, предсказуемую, позитивную политику в отношении всех своих партнеров, в том числе и в отношении Соединенных Штатов. Тех же принципов придерживается и Китайская Народная Республика. Председатель КНР Цзян Цзэминь просил меня лишний раз подтвердить эту позицию Китайской Народной Республики на встрече с Президентом Бушем в Любляне. Что я с удовольствием сделаю. Подробности наших переговоров с Председателем КНР в этой части я уже Президенту Соединенных Штатов сообщу при личной встрече более подробно.
Вопрос: Вы говорили с Цзян Цзэминем по‑русски?
В.Путин: Да, мы говорили по‑русски. Он свободно владеет русским, поет песни на русском и лучше многих из нас знает слова, что для нас должно быть обидно.
Вопрос: Какие песни пел Председатель КНР?
В.Путин: На этот раз он пел китайские песни.
Вопрос: Основной документ, подписанный сегодня, – это конвенция о борьбе с терроризмом и сепаратизмом. Означает ли это, что все‑таки это остается важнейшим вопросом для этой организации? Мы слышали, как Назарбаев говорил с большой тревогой об Афганистане, об исламистском движении.
В.Путин: Если вы обратили внимание, то я сказал о лозунге вновь создаваемой Шанхайской организации экономического сотрудничества – это безопасность через партнерство. Мне лично и моим коллегам хотелось бы сдвинуть проблему безопасности именно в эту сферу. Мы рассчитываем на то, что, разворачивая сотрудничество в регионе по всем направлениям – в области культуры, образования, науки, взаимодействия в сфере экономики, мы создадим условия, которые сами по себе будут благотворно влиять на проблему безопасности. Но, разумеется, собственно проблемам безопасности будет уделяться не меньшее значение, чем раньше. Но еще раз повторяю, мы исходим из того, что качественное изменение нашего сотрудничества по всем вышеуказанным направлениям создаст не только хорошую базу, но и благотворно повлияет на сохранение мира, стабильности в регионе.
Я хочу вернуться к предыдущему вопросу о том, какие песни пел Председатель КНР. Я хочу сказать, что действительно он на нашей встрече пел китайские песни, играл на рояле и на народных китайских инструментах, причем играл очень хорошо.
Вопрос: Мы думали, вы там серьезными вещами занимаетесь…
В.Путин: Вы знаете, самые серьезные вещи, может быть, как раз легче решать в такой обстановке – непринужденной и очень доверительной.