В.Путин: Уважаемый Егор Семенович!
Уважаемые коллеги!
Прежде всего хочу поблагодарить вас за приглашение и за правильно определенную повестку дня.
На мой взгляд, те вопросы, которые в повестке дня, являются, конечно, ключевыми. Ключевыми не только для региона, но и для страны в целом – социальные вопросы. Мы еще не дошли до вопросов газификации. Мы с Егором Семеновичем Строевым договорились, что попросим несколько слов по этому вопросу в ходе даже моего выступления сказать Рэма Ивановича Вяхирева.
Если начать с главного – социальных вопросов, – то хотелось бы сказать следующее. Это, конечно, проблема номер один – реализация государственной социальной политики. Вопрос всегда актуальный, важный для любого государства, для нашего – тем более. Мы знаем, в каком состоянии находится у нас население, какой уровень доходов и так далее, и тому подобное.
Социальная политика – это вопрос устойчивости государства в самом прямом смысле этого слова. От того, насколько умело и эффективно мы ее проводим, зависит очень многое, если не сказать – все.
Успешные социальные программы имеют сегодня, без всякого преувеличения, не только социальное, но политическое прежде всего значение. Они способны сплотить общество и объединить все государство, все регионы, а не только регион Черноземья. Главное, конечно, – защитить людей от нужды, дать надежду на будущее. Помогать людям – это не проявление щедрости со стороны государства, а прямая его обязанность.
Сегодня в России огромное количество людей испытывает нужду. Их доходы более чем скромны. Можно откровенно сказать, что главной нашей бедой является бедность. Об этом Министр труда сегодня прямо и четко сказал, сказал честно. Преодолеть ее можно только при одном условии – обеспечить стабильный экономический рост. Никаких других вариантов решения этой проблемы нет. Никакие обещания не будут выполнены, если мы не обеспечим это необходимое условие – экономический рост. Расходы на социальное обеспечение напрямую зависят от его темпов.
Сегодня мы делаем все возможное, чтобы максимум имеющихся в стране средств направить на решение социальных вопросов. Вы знаете, что удалось существенно повысить пенсии. Минимальная пенсия увеличилась на 75 процентов. Средний размер пенсии сейчас составляет 95 процентов прожиточного минимума пенсионеров.
Здесь Михаил Юрьевич Зурабов говорил о проблемах региональных, делал сравнение со средней заработной платой. По форме – правильно, по сути, я думаю, – можно поспорить. Здесь мы с Егором Семеновичем Строевым обменивались мнениями по этому вопросу. Не будем забывать, что когда мы говорим о Черноземье, мы говорим о сельских регионах. А вспомним еще советские времена: как селяне получали заработную плату? И была ли у них вообще какая‑нибудь заработная плата?
Конечно, соотношение средней заработной платы на селе прежде всего и средней пенсии недопустимо. Они очень близко подходят друг к другу. Но это проблема сельскохозяйственных регионов.
Обязательство федерального центра по зарплате бюджетным организациям, и Кудрин Алексей Леонидович здесь это затронул, выполнено полностью. Невыплаченные 5 миллиардов рублей – это долги регионов. Для них была установка и договоренность с Правительством. Губернаторы знают об этом, мы много раз эту тему обсуждали – 40 процентов от собственных доходов направить на заработную плату.
Большинство субъектов Федерации, к сожалению, этого до сих пор не выполнили. Мы проводили и селекторные совещания, обсуждали, друг другу обещания давали. Сдвинулось кое‑что, не скрою, сдвинулось. Заметно сдвинулось. Но многие еще не выполнили, к сожалению.
На следующей неделе проведем еще одно селекторное совещание по проблеме использования трансфертов. И давайте договоримся: на федеральном контроле этот вопрос, эту проблему оставим. Убедительная просьба к руководителям регионов: не снимать это с вашего личного контроля. Знаете, когда я говорю «регионы», я не имею в виду каждого конкретного губернатора. Я прекрасно понимаю, что такое крупномасштабная система управления, которой является губерния, регион, область. Уже несколько раз ощутил это на себе.
На встрече с профсоюзными организациями рассмотрели вопрос о необходимости увеличения выплат по больничным листам. Как вы помните, до сих пор платили только два минимальных тарифа. Договорились о том, что резко повысим эти выплаты по больничным листам – до 85 минимальных окладов.
Сразу же договорились с руководителями соответствующих ведомств – выпустим это решение в течение недели. Этот Указ вышел только в этот понедельник. Полтора месяца! Я каждую неделю, без преувеличения, каждую неделю об этом напоминал. Если бы не напоминал каждую неделю, и сегодня бы не было документа.
Я к чему это говорю? Я прекрасно понимаю проблему бюрократии в России, но, обращая ваше внимание на это, надеюсь, что ваш личный контроль по проблемам выплаты заработной платы бюджетникам ослабевать не будет. Наоборот, будет усиливаться.
Приведу для сравнения некоторые цифры. Здесь, в регионе Черноземья, долги по заработной плате погашаются, к сожалению, пока медленнее, чем в среднем по стране. Исключение составляют только Орловская, Липецкая и Новгородская области.
В России задолженность сократилась на 41 процент, в Курской области, по имеющимся у нас данным, – на 12, в Тульской – на 30, в Брянской – на 23, в Воронежской – на 21 процент.
Очередная проблема – выплата детских пособий. Хочу обратить внимание, что и в вашем регионе, несмотря на принимаемые центром и вами определенные меры, задолженность увеличивается по времени и срокам.
Социальные права людей – это не только право быть на буксире. Государство не может быть лишь большим собесом и не думать о праве человека трудиться и получать за это хорошую заработную плату.
В прошлом году в стране реально появилась потребность в рабочих руках, в создании новых рабочих мест. Количество безработных, зарегистрированных в службе занятости, уменьшилось по стране на 32 процента. Казалось бы, показатели неплохие, но они не говорят о фундаментальных переменах в политике занятости. Не говорят.
Мы мало и вяло влияем на изменение структуры рынка труда. Только что мы встречались с представителями малого и среднего бизнеса. Выяснилось, что у нас не растет количество таких предприятий.
Надо честно признать, что и на федеральном, и на региональном уровнях мы задушили их налогами и поборами. Непрекращающимися проверками и так далее. Я уже приводил эти цифры. Одно из средних предприятий в прошлом году проверили 300 раз. 300 раз в году проверили! Просто не дают работать, и все. То одни приходят, то другие.
Надо сказать, что для вашего региона безработица – одна из главных проблем. Не случайно сегодня, когда я с людьми на улицах разговаривал после возложения венков, сразу же женщина какая‑то за руку взяла и говорит: «Владимир Владимирович, самая главная проблема у нас – рабочие места. Дайте нам работать». И надо сказать, что особенно в малых городах и на селе мы не решим эту проблему без развития малого и среднего бизнеса. Призываю вас вместе подумать над этим. На федеральном уровне мы разработали целую программу. Будем осуществлять ее. Очень надеюсь на вашу поддержку в этом направлении.
Заканчивая раздел социальных вопросов, хотел бы вернуться к тому, о чем говорил Михаил Юрьевич Зурабов, и доложить вам о том, что вышел Указ Президента о единовременной денежной выплате ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. Мы уже говорили о необходимости поддержать тружеников тыла. Такое решение подготовлено, и в понедельник, то есть послезавтра, соответствующий указ будет подписан.
Теперь несколько слов о проблемах Чернобыля. Я знаю, проблема одна из самых острых и находящихся в критическом состоянии. Многое, видимо, нужно исправить. Давайте вернемся к этому еще раз. Вместе с тем посмотрим, что мы делаем и как мы расходуем те средства, которые сегодня выделяются.
Вот Контрольно-ревизионное управление Минфина России в 1999 году провело в Брянской области 1143 ревизии и проверки на предприятиях и в организациях, в том числе 440 в учреждениях и организациях, состоящих на федеральном бюджете. В результате выявлен ущерб на 73 миллиона рублей, следственным органам передано 199 материалов. Призываю всех повнимательнее следить за этой темой.
Это не значит, что мы должны согласиться с тем, что есть на сегодняшний день. Учитывая то, что было сказано Шабановым Иваном Михайловичем и Стародубцевым, обещаю вам, что на следующей неделе прямо дам поручение Министерству по чрезвычайным ситуациям, мы привлечем Академию наук и вернемся к проблеме обследования тех регионов, которые, как вы считаете, незаконно или необоснованно лишены поддержки государства.
Давайте еще раз к этому вернемся и проверим. Соответствующее поручение Министерству по чрезвычайным ситуациям будет дано.
Теперь, хоть в процессе дискуссии не прозвучала проблема газификации, но у нас в повестке дня она есть, и мы с Егором Семеновичем договорились, что я скажу несколько слов по этому вопросу.
Проблема газификации, в особенности газификации села, всегда была и остается ключом к решению очень многих экономических и социальных вопросов. К сожалению, нас в свое время немножко подвела гигантомания. Понятно, что многим неясно, как можно тянуть магистральные газопроводы куда‑то за границу, а наши собственные регионы стоят здесь рядышком и только облизываются, не могут припасть к источнику благополучия. Проблема существует реальная.
Конечно, протянуть нитку газопровода к каждому селу и поселку, построить станцию, разводящую сеть – дело нешуточное и недешевое. Но ясно также и то, что делать это нужно. Все равно будем это делать. Я думаю, что здесь даже не техническая проблема, а экономическая.
Когда мы были в Сибири, то встречались с нефтяниками, газовиками. Один из участников дискуссии у Рема Ивановича (Вяхирева. – Ред.) спросил: «Рем Иванович, а если бы вам так платили, как на Западе, вы бы на Запад продавали?» Он отвечает: «Конечно, нет». Поэтому нам с вами нужно понять, проблема газификации лежит не в сфере нажима на «Газпром», а в сфере выравнивания экономики, так, чтобы у нас была нормальная, здоровая экономика. И тогда «Газпром» не будет газ за границу тащить. Но пока этого не сделано, нам придется с «Газпромом» эти проблемы решать в особом порядке.
Есть программа газификации России и как ее составная часть – программа по Центрально-Черноземному региону. Перед тем как приехать, мы познакомились с цифрами. Показатели такие: уровень газификации в Черноземье значительно выше, чем в среднем по стране.
Для примера. Уровень газификации природным газом по областям Черноземья колеблется от 57 до 90 процентов. В среднем по России только 47. Три региона – Белгородская, Липецкая и опять Орловская области – смогут полностью завершить программу газификации уже в нынешнем году. Для этого есть, по нашему мнению, абсолютно все реальные предпосылки.
Тем не менее и в Черноземье проблема стоит достаточно остро. Это касается прежде всего источника финансирования. Понятно, что реализация программы постоянно наталкивается на ограниченность средств из бюджетов всех уровней. Около 40 процентов недофинансирования приходится на этот фактор.
Но есть и другие стороны – систематические неплатежи потребителей газа. В Черноземье на 1 января 2000 года эти неплатежи составили почти 6,5 миллиарда рублей. Понятно, что это происходит, конечно же, не от хорошей жизни. Это и вы, и мы прекрасно понимаем. Но на бесплатное снабжение топливом тоже, наверное, не приходится рассчитывать.
К тому же надо посмотреть, как используются 12 газопроводов-отводов. Как оказалось, некоторые вообще не используются, а на некоторых среднегодовая загрузка составляет только 22 процента. В Воронежской области меньше – всего 12 процентов.
Кроме наращивания объемов нужно смотреть еще, как распорядиться тем, что есть. Надо, конечно, и на перспективу смотреть. И Минтопэнерго, и другим заинтересованным федеральным ведомствам соответствующие поручения будут даны с точки зрения решения проблемы газификации, в том числе и газификации Черноземья.
Я позволю себе закончить проблемами сельского хозяйства. Не буду на этом долго останавливаться. Имеющиеся там проблемы известны всем. Это и финансовые вопросы, это химизация, это проблема лизинга сельскохозяйственных машин и вообще – сельскохозяйственного машиностроения.
Хотел бы прямо сейчас обратить внимание Алексея Васильевича Гордеева – Министра сельского хозяйства – на то, что сегодня прозвучало практически сразу на встрече с руководителями сельскохозяйственных районов Воронежской области, на один из главных вопросов, который они поставили, – вопрос о защите внутреннего производителя.
Мы, конечно, не будем полностью закрывать собственный рынок. Нужна и конкуренция, у нас есть определенные обязательства. Но у Правительства должна быть более внятная политика по защите внутреннего производителя. Это касается очень многих основных видов продовольственных товаров. Приток сельхозтоваров на внутренний рынок по явно демпинговым ценам совершенно для нас неприемлем. Это касается многих видов товаров. Для этого региона важны несколько товаров подобного рода, в том числе сахар.
Давайте сразу договоримся: на будущее различных договоров с преференциями для наших поставщиков из‑за границы или вообще не заключать, или сократить до самого минимума, имея в виду только закрытие тех «белых пятен», которые у нас могут быть. Вот руководитель Ассоциации называет некоторые страны-импортеры.
По сути, мы почти на 100 процентов можем отказаться от поставок ряда продуктов питания, в том числе и сахара, иначе мы подрезаем свою собственную промышленность. Зачем это делать? Зачем нам кого‑то кормить? Принципиальный вопрос. Сразу договариваемся. Это просто поручение Министерству сельского хозяйства: без согласования с Руководителем Правительства таких документов больше не подписывать.
Это все, что я хотел бы сказать. Благодарю вас за внимание. Спасибо.