В.Путин: Несколько вопросов текущего характера. На заседании Правительства мы, как только что говорил Министр образования, обсуждали и принимали соответствующие решения. То есть я хочу отметить, и выступающие здесь говорили, что все‑таки внимание к сфере образования со стороны Правительства в последнее время было повышено. Важно, чтобы был, конечно, результат. Результат должен выражаться в нескольких составляющих.
Первая и самая главная задача – это, конечно, повышение уровня материального благосостояния людей, которые работают в сфере образования. Должен сразу сказать, что это задача и муниципального, и регионального, и федерального уровней.
Совершенно справедливо здесь говорил кто‑то из выступающих, что если с 1 апреля сего года поднять заработную плату учителей на 20 процентов, это маловато. Согласен.
Во‑первых, до сих пор даже по этому вопросу закон не принят. В связи с этим мы вынуждены будем вводить повышение указом Президента. А во‑вторых, это все равно мало. Но если бы в регионе выполнялись все договоренности, которые раньше были достигнуты, то тогда это повышение на 20 процентов было бы более существенным, более заметным.
Ведь сегодня в вашем регионе средняя зарплата учителя немногим более 600 рублей. Это в два раза меньше, чем в промышленности. А было и соответствующее постановление Правительства, о котором сегодня тоже здесь упоминали, которое говорит о том, что уровень средней заработной платы учителя должен быть приравнен к среднему уровню заработной платы в промышленности.
Если по федеральной задолженности и по региональной задолженности все проблемы текущего характера решены, то на муниципальном уровне задолженность не гасится. Задолженность по отпускам – полтора миллиона рублей. Деньги как бы небольшие, но для конкретного человека, для конкретного учителя – это реальные деньги.
Есть и другие вопросы, которые требуют нашего взаимного внимания. Губернатор на меня не обидится, потому что мы частенько спорим и претензии друг другу предъявляем. Но я бы хотел обратить внимание на то, что про учебники говорили. Я даже записал: «Мы с вами знаем, что наша область не в состоянии решать вопросы по учебникам». Я допускаю. Но если мы посмотрим на цифры, то тогда будем вынуждены констатировать следующее. Только за прошлый год контрольные органы установили факты нецелевого использования в области почти 80 миллионов рублей, из которых 30 миллионов – это федеральные деньги.
Правительство России выделило дополнительно 40 миллионов рублей на погашение задолженности по выплате заработной платы. Но пока полной реализации этого ассигнования не наблюдаем.
Я хочу, чтобы мы все знали и все исходили из реалий: Правительство сделало за последнее время далеко не все, что в его силах. Но то же самое мы должны констатировать и относительно муниципального, и регионального уровней. «Нецелевое расходование» – это не значит, что деньги куда‑то растащены, что их разворовали. Боже упаси. Дело в том, что руководство посчитало, что на какой‑то момент времени целесообразнее направить эти деньги на другие нужды, разумеется, тоже на областные.
Но знаете, в чем дело? Дело в финансовой дисциплине. Если мы точно и ясно будем знать, что мы должны направлять средства не туда, куда кто‑то считает целесообразнее, а туда, куда нужно по закону, то тогда общий порядок и общая эффективность нашей деятельности будет гораздо выше, чем та, которую мы имеем сегодня.
Мы, собственно говоря, для этого и собрались сегодня с губернаторами, чтобы и эти вопросы еще раз обсудить. Мне кажется, что такие встречи будут полезными, тем более, что, когда я куда‑то приезжаю, вы видите – со мной большая команда. Если социальные вопросы обсуждаются, то Валентина Ивановна (Матвиенко. – Ред.) приезжает. В данном случае – Министр по проблемам образования, Министр труда здесь находится, председатель Пенсионного фонда. Министр сельского хозяйства встречается сейчас с руководителями сельскохозяйственных районов, обсуждает проблемы села накануне сева.
Мы очень рассчитываем на то, что предметное обсуждение, такое конкретное, без всякой излишней болтовни, без излишних обещаний и без «надувания шаров воздушных», а конкретное, предметное обсуждение поможет нам предметно решать задачи, которые стоят перед нами, в данном случае – в области образования.
И очень хотелось бы, чтобы были высказаны ваши замечания (думаю, что вы еще не все высказали) по программе, которую приняло Правительство. Сегодня, например, звучала мысль о том, что для реализации программы следовало бы принять пакет соответствующих федеральных законов. Пожалуйста, делайте ваши предложения. Мы обязательно учтем ваши рекомендации и предложения в плане того, чтобы та программа, которая была принята на федеральном уровне, была наполнена конкретным содержанием и конкретными, поэтапными действиями, абсолютно реальными и реализуемыми.
Спасибо вам большое за внимание и за участие.