В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!
Нам не удалось встретиться в октябре прошлого года, когда проводился съезд. Но я думаю, что вы приняли очень правильное решение – сделать работу людей, заинтересованных в развитии малого и среднего бизнеса, более ритмичной, почти на постоянной основе.
Действительно, мы нуждаемся в более тесном общении, для того чтобы еще раз выслушать все, что вы о нас думаете. Будем надеяться, что это в конце концов пойдет всем на пользу.
Пока мы сейчас ехали на нашу с вами встречу с Ильей Артуровичем Южановым, он вводил меня в курс происходящего. Из того, что он рассказал, я усвоил, что мало что изменилось с тех пор, когда прошел съезд. Но все‑таки единственное, что я внятно услышал, это то, что программа принята. Это я понял, однако как она исполняется – пока неясно. Но я позволю себе от общих мест перейти к делу и осветить некоторые вопросы, которые, в чем я, собственно, уверен, вам известны лучше, чем мне. Тем не менее я позволю себе на некоторых проблемах остановиться. Я так понимаю, что потом кто‑то еще будет высказываться, если будет необходимость. Попробую позднее отреагировать и на эти возможные высказывания.
Из наиболее острых вопросов так, как я их себе представляю, назову три наиболее застарелых.
Первая проблема – это длительное отсутствие у малого и среднего бизнеса гарантий стабильного существования. По сути, речь идет о грубом пренебрежении правилами игры и о фактической невозможности защититься как от бандитского, так и от административного рэкета. Только что говорили о количестве проверок. По‑моему, оно не уменьшается.
Неистребимое желание чиновника обогатиться за счет предпринимателя так сильно, что я с трудом себе представляю, как это можно ограничить. У меня была идея о том, чтобы, может быть, создать какое‑то министерство контроля.
Постараюсь пояснить. Речь идет о том, чтобы создать какую‑то структуру, которая одна-единственная могла бы организовывать проверки, чтобы только через нее, как через одно ушко, можно было прийти с проблемами, встающими при общении с многочисленными чиновниками из пожарного контроля или санитарно-эпидемиологической службы. Может быть, параллельно расширить функции президентского контроля. По‑моему, ведения одних журналов учета все‑таки недостаточно.
Давайте вместе подумаем, как это можно сделать. Потому что, если только говорить о законодательном ограничении, то это, как я понимаю, будет длиться очень долго. Пока мы добьемся законодательных ограничений, половина сидящих в зале будет разорена. Поэтому я предлагаю подумать вместе. Я лично готов поддержать любое здоровое начинание в этом плане. Прекрасно понимаю, что вы испытываете.
К сожалению, государство ведет себя крайне непоследовательно. Вдобавок, как я сказал, постоянно растет количество проверяющих организаций. На слуху одна из компаний, которую проверяли, по‑моему, в прошлом году 300 раз.
Вторая проблема – избирательный подход и несправедливое распределение внимания к крупным и малым предпринимателям. Первые уже не первый год давят на власть всей своей массой, вторых – почти не замечают.
Мне постоянно задают вопрос, как я отношусь к олигархам? Если иметь в виду сращивание государственной власти и бизнеса, то отрицательно. Если речь идет о поддержке бизнеса в целом, о диалоге с бизнесом, в том числе и с крупным, то положительно. Но думаю, что будет несправедливо, если государство будет общаться, иметь контакт или вести прямой диалог только с крупным бизнесом.
И, наконец, третья базовая проблема, напрямую связанная с развитием частного бизнеса, – это принципы государственного регулирования экономики. Здесь все время идет подмена понятий. Одни призывают расширять бюрократическую экспансию во все новые отрасли экономики, другие старательно плодят ведомственные инструкции там, где вправе действовать одни лишь законы.
Задача государства в том, чтобы создать условия для нормальной работы рынка и дать гарантии справедливой, честной конкуренции. Для этого надо укреплять антимонопольные инструменты, повысить независимость и авторитет суда (принципиальный вопрос для нашей страны), финансово поддержать арбитраж и снизить бремя нагрузки на судей, которые работают в этой системе.
Кстати, совсем недавно принято решение, в соответствии с которым количество арбитражных судей в стране будет увеличено на две тысячи человек.
Еще раз подчеркну: избыточность административных рычагов и беспардонное давление всякого рода инспекций – от налоговых до пожарных – вредят делу. Немотивированное вмешательство порождает коррупцию и душит предпринимательскую свободу.
Давайте попробуем еще раз проанализировать вместе некоторые цифры и факты.
В прошлом году в России действовало 890 тысяч малых и средних предприятий. По данным официальной статистики, на них занято 7,5 миллиона человек, то есть 10 процентов активного населения страны. К концу будущего года только в малом бизнесе рабочие места должны иметь до 8,5 миллиона человек, а его общий вклад в ВВП страны составит до 12 процентов.
Последние цифры были месяц назад утверждены федеральной программой поддержки малого бизнеса и должны стать реальностью вследствие целого ряда государственных мер. Пока, к сожалению, ни изменением отраслевой структуры, ни динамикой роста предпринимательства хвастаться не приходится.
Считается, что одна из причин такого положения дел – кризис 1998 года, который заметно подорвал основу зародившегося среднего класса. Однако, как сейчас часто говорят, это только часть правды.
Полноценного среднего класса у нас в стране не было, к сожалению, и до сих пор еще нет. В самом названии «средний» ясно читается, что его должно быть большинство, и он должен составлять основу общества. Сегодня мы скорее вправе говорить о людях со средним достатком, людях, уверенных в своих силах, рассчитывающих главным образом на себя и ответственных за свое дело. По большому счету это все те, кого государство и власть должны поддерживать, помогать как слою, потенциально готовому нести на своих плечах саму устойчивость экономики.
Наш малый и средний бизнес силен прежде всего своей самостоятельностью и инициативой. За прошедшие годы вы обрели настоящую хозяйственную хватку. Многие, во всяком случае, сделали себя сами, начиная при этом, как правило, с нуля. У вас почти нет льгот. Надо сказать, что в принципе от льгот надо уходить. Но, думаю, это не главная причина проблем. Опаснее другое. С одной стороны, на малый и средний бизнес давит фискальный пресс, с другой – отсутствуют выгодные условия получения ссудных капиталов для инвестиций, с третьей – сохраняются бюрократические сложности, блокирующие доступ к выгодным контрактам.
Кроме того, вас сегодня сдерживает и существующая практика лицензирования. Число лицензируемых видов деятельности слишком велико. Видимо, пора вносить изменения в закон. Этот перечень должен быть резко сокращен.
Многие местные органы превратили процедуру выдачи лицензий в удобный рычаг управления бизнесом и бизнесменами, в новую систему кормления. Иногда за этими действиями стоят сугубо политические соображения, а иногда и другие мотивы.
Еще одна болезненная тема – отсутствие у начинающих предпринимателей необходимого стартового капитала. Нужно стимулировать более активное кредитование банками малых предприятий. И Правительству, и Центробанку предстоит в этом направлении серьезно поработать. Но и тут есть старая проблема, такая же, как с бюрократией. Это непрекращающиеся проверки. К сожалению, должен констатировать, что в направлении их смягчения немногое сделали. Но мы с вами понимаем, что это зависит от общего состояния финансовой системы страны.
Видимо, следует смелее передавать в пользование малому бизнесу незавершенные объекты производственного назначения, высвобождаемое военное имущество объектов военной инфраструктуры. Надо отдавать бесхозные помещения и простаивающее оборудование государственных предприятий.
Сейчас продажа подобных объектов идет в рамках процедур, предусмотренных порядком приватизации. Но, как показала жизнь, спрос на подобные объекты со стороны частных инвесторов невелик, торги идут с большим трудом и фактически доходов в бюджет не приносят.
Поэтому я бы поддержал инициативу Министерства имущества и Министерства по антимонопольной политике по использованию государственного имущества в интересах развития малого и среднего предпринимательства. Такие предложения есть, их нужно оформить и просто проводить в жизнь.
И, наконец, именно малым предприятиям хотя бы на первое время надо предоставлять щадящий режим. Это могут быть определенные условия аренды, прямая финансовая поддержка и так далее. Но все мы – и государственная власть, и вы – должны помнить: наши партнерские отношения могут строиться не иначе, как на единых принципах ответственности, уравнивающей всех перед законом.
Пока мы долго и подчас, надо признать, праздно рассуждали о том, когда именно с вашей помощью российская экономика наконец встанет на ноги, вы успели создать многое, пусть небольшую, но все‑таки довольно устойчивую корпорацию.
Пока мы говорили, что кто‑нибудь из вас образует российский средний класс, вы действительно научились бороться за свои права и свою собственность, внедряли новую управленческую культуру. Пока другие проедали, а подчас просто разбазаривали ресурсы, вы закладывали фундамент российской экономики. Это можно сказать без всякого преувеличения. Реально уже многое сделано.
В развитых странах, конечно, малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами и достатком большинство населения этих стран. В отличие от монополистов он более устойчив, гибче реагирует на все перепады и обвалы рынка. В итоге ваша работа значительно надежнее самых жестких административных мер. Она лучше них гарантирует не только экономическую, но и социальную стабильность, задает режим прозрачности и политической предсказуемости.
Все это, конечно, азбука цивилизованного рынка. И сегодня мы просто обязаны вести постоянный и ответственный диалог друг с другом.
Я помню, мне Илья Артурович Южанов говорил, что на съезде многие задавали вопросы, как политическое руководство страны относится к проблемам, которым вы посвятили жизнь, и так далее. Мне кажется, я достаточно ясно и определенно высказал свою позицию.
Абсолютно уверен в том, что самый самостоятельный и, пожалуй, самый испытанный временем новый слой российского общества выведет Россию в мир прогресса и высокого качества жизни.
Я хочу поблагодарить вас за внимание.
В ходе дискуссии я готов подключиться и в более живом ключе принять участие в обсуждении тех проблем, которые у нас накопились.
Спасибо большое.